О РЕЗУЛЬТАТАХ АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ «Удовлетворенность студентов обучением в Костанайском строительном колледже»


УТВерждаю
директор
КГКП «Костанайский строительный колледж»
__________А.Шамшин
«____»____________2015г.

ОТЧЕТ
о результатах анкетирования
студентов КГКП «костанайский строительный колледж»
(май -июнь 2015 г.)
Составитель: Г.Е.Султанова
Костанай
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПРОСА 3
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
2.1. Качественная оценка условий для развития
5
2.2.
Качественная оценка психологического климата для творчества студентов 8
2.3. Качественная оценка учебного процесса
12
2.4. Общая оценка удовлетворенности студентов обучением в Костанайском строительном колледже
17
3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 18
ПРИЛОЖЕНИУ А «Удовлетворенность студентов обучением в костанайском строительном колледже»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистический отчет результатов анкетирования. Анкетирование проводила учебная часть КГКП «Костанайский строительный колледж» в рамках мониторинга уровня удовлетворенности всех заинтересованных сторон качеством образовательной деятельности колледжа. Сбор первичной информации осуществлялся методом анкетного опроса. Объект исследования: студенты КГКП «Костанайский строительный колледж». Цель данного исследования – формирование эффективной обучающей мотивации и развития студенческого самоуправления колледжа. Плановый объем выборки составил 256 человек.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПРОСА
Опрос студентов Костанайского строительного колледжа проводился с 25 мая по 4 июня 2015 года и в общей сложности охватил 256 человек.
Анкета (приложение А) включала ряд вопросов, касающихся общей удовлетворенности студентов различными аспектами обучения в колледже.
Респондентам предлагалось:
Дать качественную оценку (вариация оценки – качественная шкала):
условий для проведения учебных занятий, для самостоятельной работы, занятий физической культуры и спортом, проведения досуга, занятий художественным творчеством, научным творчеством;
отношение между студентами, преподавателями и студентами, студентами и администрацией;
профессионального уровня преподавателей КСК;
психологического климата для творчества студентов;
бытовые условия проживания в общежитии, организации питания;
получения дополнительных видов подготовки;
Указать на желаемые дисциплины для изучения, направления воспитания, необходимые для развития в настоящее время.
В анкетировании приняли участие студенты технического отделения (108 человек), архитектурного отделения (117 человек), строительного отделения (31 человек).
В ходе исследования отслеживались такие социально-демографические характеристики респондентов, как пол, возраст, курс обучения, отделение на котором обучается, место проживания.
Социально-демографическая структура представлена на рисунке 1.

Рисунок 1- Социально-демографическая структура
В выборочную совокупность вошло 256 студентов, из них 62% юношей и 38% девушек.
Большую часть группы респондентов составили студенты в возрасте до 19 лет (86%), в основном это студенты 1 курса (43%).
Большая часть опрошенных (176 человек, 69%) проживает с родителями или родственниками, снимают квартиру 48 человек (19%), 26 человек (10%) опрошенных проживают в общежитии и двое имеют собственное жилье
.
Рисунок 2 – Распределение респондентов в зависимости от наличия жилья

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Качественная оценка условий для развития
Для оценки условий колледжа для развития респондентам предлагалось дать оценку в пределах качественной шкалы (в полной мере, частично, отсутствует, затрудняюсь ответить) по каждому из следующих параметров:
условия для проведения учебных занятий
условия для самостоятельной работы
условия для занятий физической культурой и спортом
условия для проведения досуга
возможности для занятий художественным творчеством
возможности для занятий научным творчеством

Рисунок 3 – Оценка условий колледжа для развития
66 человек (28%) считают, что в колледже в полной мере созданы хорошие условия для проведения учебных занятий. 156 человек (61%) считают, что условия для проведения учебных занятий созданы частично. 9 человек (4%) думают, что условий для занятий нет. 18 человек на этот вопрос затруднились ответить.
56 % респондентов (144 чел.) считают наиболее острой студенческой проблемой высокие цены в студенческой столовой.
27 % опрошенных (70 человек) неудовлетворены преподаванием по некоторым предметам. Более всех эта проблема волнует студентов групп 298 Арх-1 (из 21 опрошенных 18 чел., 86%), 287 Арх-2 (из 22 опрошенных 11 человек, 50%), 276 Арх-3 (9 из 21, 43%), 301 Д-1(9 из17, 53%), 293 ЭРСМ-2 (7 из 26, 27%).
24% (62 чел.) особенно волнует вопрос трудоустройства по специальности после окончания колледжа. В основном это студенты специальности СЭЗС (44%), ПОВТ (24%),Архитектура(16%), учет иаудит (16%).
16% (40 человек) наиболее важной студенческой проблемой считают поиск будущего места работы во время обучения. Этот вопрос больше волнует сдудентов специальности СЭЗС и ПОВТ.
12% (31 чел.) волнует неудовлетворительная организация учебного процесса. Больше всех недовольны организацией учебного процесса студенты групп 298 Арх-1 (35% опрошенных) и 300 Э-1 (29%).
Студентов, проживающих в общежитии, 26 человек (100%) из 26 респондентов, волнуют вопросы неудовлетворительных бытовых условий. 12 из них считают высокими цены проживания общежитии.
Один человек считает студенческой проблемой распространение наркотиков в колледже и общежитии.
20 человек (8%) не волнуют ни какие студенческие проблемы.
Организацией учебного процесса удовлетворены 57 % респондентов, неудовлетворены – 26%, остальные 17% на этот вопрос затрудняются ответить. Бытовыми условиями удовлетворены 52 % респондентов, неудовлетворены – 14,5%, у остальных 33,5% этот вопрос вызвал затруднение. Организацией свободного времени удовлетворены 64%, неудовлетворены -28%. Наибольшую неудовлетворенность вызывает организация питания -50%, затрудняются ответить -34%, и всего лишь 16% респондентов удовлетворены организацией питания.
Респондентам предлогалось, также, дать качественную оценку материальной базы колледжа.

Рисунок 4 – Оценка материальной базы колледжа для развития
Более 50% респондентов вполне удовлетворены материальной базой колледжа. Наибольшую неудовлетворенность вызывает у студентов такие пункты как наличие лабораторий и специализированных аудиторий-17% и наличие учебного и научного оборудования-13%.
Качественная оценка психологического климата для творчества студентов
Студентам предлагалось оценить морально-нравственную атмосферу в нашем колледже. В целом оценка положительная – 106 человек (41%) оценивают как позитивную, 131 человек (51 %) – считают нейтральной. 18 человек, 17 из которых студенты группы 298 Арх-1, оценили морально-нравственную атмосферу в нашем колледже как негативную.

Рисунок 5 – Распределение респондентов по оценке морально-психологического климата в колледже
Для боллее детального анализа морально-психологического климата в колледже респондентам предлагалось оценить отношения между всеми субъектами учебно-воспитательного процесса.
Оценку взаимоотношений между студентами, преподавателями и студентами (в учебном процессе), преподавателями и студентами (вне учебного процесса), студентами и администрацией, студентами и лаборантами респондентам предлагалось дать в пределах качественной шкалы: доброжелательные, скорее доброжелательные, чем недоброжелательные, скорее недоброжелательные, чем доброжелательные, недоброжелательные, затрудняюсь ответить.

Рисунок 6– Оценка взаимоотношений между субъектами учбно-воспитательного процесса
Наиболее дружелюбными можно назвать отношения студентов группы 276 Арх-3 и 287 Арх-2, т.к.95% и 86% респондентов соответственно считают отношения между студентами доброжелательными. В целом отношения между студентами доброжелательными считают 90 человек (35%), скорее доброжелательными, чем недоброжелательными – 133 человека (52%), 16 человек (6%)- скорее недоброжелательные, чем доброжелательные. 4 студета первого курса (2 человека из группы 298 Арх-1, 1 из 299 Арх-1, 1 из группы 301 Д-1), возможно, испытывают трудности в отношениях между студентами. По их мнению отношения между студентами нашего колледжа недоброжелательные.
В целом не плохие отношения между преподавателями и студентами складываются в учебном процессе. Так, 31% (79 чел.) считают отношения доброжелательными, 48% (124 чел.) скорее доброжелатеными, чем недоброжелательные. 12 человек (5%) не вполне удовлетворены отношениями с преподавателями в учебном процессе, считая их скорее недоброжелательными, чем доброжелательными. Преимущественно это студенты группы 299 Арх-1 – 5 человек. Один человек из этой же группы отношения с преподавателями в учебном процессе считает недоброжелательными.
Неплохо складываются отношения студентов с преподавателями и во внеурочное время. 32% (81 чел.) считают отношения доброжелательными, 44% (124 чел.) скорее доброжелательными, чем недоброжелательными. Однако, 10 студентов недовольны отношениями с преподавателями вне ученого процесса, 8 из них считают эти отношения скорее недоброжелательными, чем доброжелательными (5 человек из группы 299 Арх-1), а 2 - недоброжелательными.Менее удачно складываются отношения студентов с администрацией. Так, только 23% (60 чел.) оценивает эти отношения как доброжелательные, 39% (100 чел.) – скорее доброжелательные, чем недоброжелательные. 20 человек (9%) считают, что администрация относится к ним скорее недоброжелательно, чем доброжелательно (в том числе из группы 293 ЭРСМ-2 -8 человек, групп 299 Арх-1-5 человек). Один студент из группы 299 Арх-1 эти отношения считает и вовсе недоброжелательными. Надо пологать, что 22% респондентов (56 человек) еще не сталкивались с администрацией, т.к. затруднились ответить на этот вопрос.
Определенную трудность испытали респонденты и при оценке отношений с лаборантами – 49 человек (19%) затруднились ответить на этот вопрос.
Со своими проблемами основная часть респондентов предпочитает обращаться к родителям (161 человек, 63%). К друзьям, однокурсникам обращаются со своими проблемами 89 человек (35%). Студенческий совет, по мнению респондентов, не поможет решить их проблемы (о человек). Доверяют свои проблемы кураторам групп 47 человек (18%), причем, наибольшим доверием пользуются кураторы групп 298 Арх-1 и 294 МЭОСГ-2. К преподавателям обращаются за помощью 6 человек (2%). К администрации колледжа и заведующим отделениями предпочитают не обращаться за помощью, всего лишь 1 человек (0,4%). 5 человек (2%) ищут помощи на стороне.
Положительно оценивают психологический климат в нашем колледже для творчества студентов – 45 % оценивают как вполне благоприятный, стимулирующий к творчеству и 24 % как скорее благоприятный, чем неблагоприятный. Неблагоприятный психологический климат в колледже для творчества студентов, по мнению 59% студентов группы 292 ПОВТ-2.
Для оценки степени участия студентов в организации учебно-воспитательных мероприятий респондентам предлагалось ответить на вопрос «Учитывается ли мнение студетов по следующим вопросам:
организация учебного процесса
организация досуговых мероприятий
проведение воспитательных мероприятий
проведение студенческих научных конференций»
Результаты опроса представлены на рисунке 7.

Рисунок 7- Оценка степени участия студентов в организации учебно-воспитательных мероприятий
По результатам опроса мнения студентов практически не учитываются при организации учебно-воспитательных и досуговых мероприятий. Так, считают, что мнения студентов не учитывается при организации учебного процесса 53%, организации досуговых мероприятий -41%, проведении воспитательных мероприятий -39%, проведении студенческих научных конференций-21%.
Качественная оценка учебного процесса
С интересом обучается 85 человек (33%), скорее да чем нет – 52 студента (20%), скорее нет, чем да-18 человек (7%), нет интереса к учению у 16 респондентов (6%) и затрудняются ответить 8 человек (3%).

Рисунок 8- Распределение респондентов по интересу к учению
42% респондентов не видят никаких проблем в организации учебного процесса. Считают, что изучаемые дисциплины несоответствуют получаемой специальности 9%. По мнению 22 % респондентов выделяется недостаточное количество часов для наиболее значимых предметов. Для 12% респондентов проблему в организации учебного процесса видят в перегруженности аудиторными занятиями.13,5% проблему в организации видят в качестве преподавания. И менее всего проблематичным считают организацию приема зачетов и экзаменов - всего лишь 4 человека (1,4%).
Вместе с тем, большенство респондентов считают, что все дисциплины преподаются на высоком уровне. Так, 51% дали высокую оценку качеству преподавания общепрофессиональных дисциплин, 48 % общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам,46% специальным дисциплинам и 43% естественнонаучным и математическим дисциплинам.
Профессиональный уровень преподавателей колледжа оценивался по циклам преподаваемых дисциплин.

Рисунок 9. Оценка профессионального уровня преподавателей.
Наиболее высокую оценку профессионализма получили преподаватели общегуманитарных и социально экономических дисциплин -128 человек (48%) дали высокую оценку. С разницей голоса одного человека второе место в рейтинге заняли преподаватели общепрофессиональных дисциплин, 127 человек (47,8%). Преподавание естественнонаучных дисциплин и специальных дисциплин оценили как высокий уровень одинаковое количество респондентов по 114 человек (43%). Здесь нужно отметить, что в опросе принимали в основном студенты первых курсов, которые еще не приступали к изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, но в анкетах на эти пункты отвечали. Поэтому, если исключить ответы первокурсников и рассматривать ответы студентов только 2-3 курсов, то преподавание общепрофессиональных дисциплин оценивают как высокий 54%, специальных дисциплин – 55%. Отрадно, что оценки «низкий» и «очень низкий» поставили 6-18 человек, что в среднем составляет около 4,6%. Наиболее низкую оценку получили преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин специальности ЭРСМ -27% студентов этой специальности оценили их профессиональный уровень как низкий.
На вопрос: «Какие дисциплины Вы хотели бы изучать глубже?» большенство респондентов ответили, что хотели бы глубже изучать иностранный язык. Большой интерес вызывают также такие дисциплины как компьютерная графика, рисунок и живопись, архитектурное проектирование, математика, 1С бухгалтерия, веб программы, НВП, информатика, физика, физкультура.
43% респондентов считают, что в колледже есть возможность обучения по индивидуальным планам и выбора изучаемых дисциплин по желанию студента.
60% опрошенных считают, что колледж предоставляет возможность выбора студентами преподавателей. 41% опрошенных уверены, что колледж поможет в распределении после окончания обучения (Рисунок 10).
Рисунок 10. Оценивание возможностей колледжа
Довольно высоко оценили респондеты возможности колледжа для получения дополнительных видов подготовки. Так, по мнению 93% респондентов в колледже есть возможность для получения дополнительных спецкурсов по специальности. 81% респондентов считают, что созданы условия для получения дополнительной подготовки операторов ЭВМ, водителей. Студенты специальностей «Архитектура», «СЭЗС», «Дизайн», «Учет и аудит» единогласно оценили возможности колледжа для получения спецкурса по отдельным разделам других профессий. Студенты специальностей ЭРСМ, ПОВТ и МЭОСГ с ними не согласны, только 9 человек из группы 283 ПОВТ-3 ответили на этот вопрос «да». В целом за этот пункт вопроса ответилди положительно 56% респондентов (Рисунок 11).
Рисунок 11. Оценка возможностей колледжа для получения дополнительных видов подготовки
При увеличении доли самостоятельной работы, по мнению 86% респондентов, должен быть улучшен доступ к Интернет. 34 % считают, что должно быть улучшено качество и объем консультаций преподавателей. 22% предпочитают качественную самостоятельную работу в аудитории под контролем преподавателей. И, лишь 9% респондентов считают, что должна быть улучшена работа библиотеки.
Общая оценка удовлетворенности студентов обучением в Костанайском строительном колледже
На вопрос «Удовлетворены ли Вы в целом свой студенческой жизнью?» 134 студента (52,3%) ответили, что полностью удовлетворены, 71 (27,7%) – скорее удовлетворены, не очень удовлетворены- 38 (15%), совсем не удовлетворен -6 (2,3%), затрудняются ответить -7 человек (2,7%). Таким образом, большинство респондентов (80%) в целом своей студенческой жизнью удовлетворены. Но, вместе с тем, 20 % в той или иной степени не удовлетворены свой студенческой жизнью. В большенстве своем это студенты Технического отделения: 25 человек (65,8%) из 38 – не очень удовлетворены, 3(50%) из 6 – совсем не удовлетворены и 3(43%) из 7 –затрудняются ответить. В разрезе специальностей в основном неудовлетворенность (не очень удовлетворены, совсем не удовлетворены и затрудняются ответить) испытывают студенты специальности «Монтаж и эксплуатация оборудований и систем газоснабжения» - 17 чел. (33 %). Особую тревогу вызывает группа первого курса данной специальности: из 18 опрошенных студентов ни один не испытывает полного удовлетворения от своей студенческой жизни, 8 человек не очень удовлетворены.
Удовлетворенность своей студенческой жизнью по группам выглядит следующим образом (Рисунок 12):

Рисунок 12 – Распределение респондентов по удовлетворенности своей студенческой жизнью
64% студентов (84 чел.) выбрали для обучения Костанайский строительный колледж, т.к. считают, что здесь дают хорошее образование. В основном это студенты специальности «Архитектура» - 45 чел.(54%). 58 человек (23%) проживают близко к колледжу, и поэтому это послужило основанием для выбора места обучения. 54 студента (21%) поступили в КСК по совету знакомых. У 52 человек здесь обучаются знакомые или родственники.
На вопрос престижно ли учиться в Костанайском строительном колледже 143 студента (56%) ответили «да», из них в группе 305 МЭОСГ-1 – 100%. Отрицательный ответ дают 41 человек (16%) и 62 студента затрудняются ответить на этот вопрос.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Анализ проведенных исследований в рамках мониторинга уровня удовлетворенности всех заинтересованных сторон качеством образовательной деятельности колледжа позволяет сделать следующие выводы:
большенство студентов колледжа в целом удовлетворены своей студенческой жизью;
более пятидесяти процентов студентов считают, что обучаться в Костанайском строительном колледже престижно.
у колледжа достаточно хорошая репутация - 64% студентов выбрали наш колледж для обучения, т.к. считают, что здесь дают хорошее образование;
в колледже созданы достаточно хорошие условия для проведения учебных занятий, для самостоятельной работы, занятий физической культуры и спортом, проведения досуга, занятий художественным творчеством, научным творчеством, получения дополнительных видов подготовки;
морально-психологический климат в колледже оценивается студентами как позитивный и нейтральный, дискомфорт испытывают 8% респондентов;
в целом скложились доброжелательные отношения между студентами, преподавателями и студентами, студентами и администрацией;
профессиональный уровнь преподавателей колледжа, по мнению большенства студентов, «высокий» и «средний»;
практически не учитываются мнения студентов при организации учебно-воспитательных и досуговых мероприятий;
студенты, проживающие в общежитии недовольны бытовыми условиями проживания;
вызывает недовольство у студентов организация питания, цены в столовой.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
развивать студенческое самоуправление колледжа, больше привлекать студентов при организации учебного процесса, досуговых мероприятий, проведении воспитательных мероприятий, проведении студенческих научных конференций;
продумать способы рациональной организации питания и снижения цен в студенческой столовой;
продолжить работу по улучшению бытовых условий в общежитии;
определить возможности для получения дополнительных видов подготовки для студентов специальностей ПОВТ, МЭОСГ, ЭРСМ;
продолжить работу по укреплению материально-технической базы колледжа;
классным руководителям групп 298 Арх-1, 299 Арх-1, 305 МЭОСГ-1 запланировать мероприятия по улучшению морально-психологического климата в группе. Преподавателям, работающим в данных группах быть более внимательными в отношении к студентам, проявлять максимальную тактичность.
администрации колледжа проводить постоянный мониторинг уровня удовлетворенности всех заинтересованных сторон качеством образовательной деятельности колледжа.