Использование игровых технологий в логопедической коррекции для развития познавательного интереса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Использование игровых технологий в логопедической коррекции для развития познавательного интереса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Большинство обучающихся нашей школы, более 85%, имеют речевые нарушения, которые имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации. Нарушения устной речи затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи. Поэтому логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития обучающихся с умственной отсталостью.
Логопедическая коррекция – это совокупность методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии, которая предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого, такая деятельность часто не вызывает интереса у детей.
Интерес – эмоционально-познавательное отношение к предмету или деятельности, которое побуждает к познанию непосредственно, независимо от других мотивов, то есть мотив и цель деятельности совпадают, мотив лежит внутри деятельности.
Для формирования у детей положительной мотивации к занятиям необходимо создавать на занятиях общую эмоционально положительную атмосферу, снижающую тревожность и устраняющую страх ребенка допустить ошибки, подвергнуться нареканиям или насмешкам.
Использование игровых технологий на занятиях не только предупредит появление у ребенка ощущения скуки, но и способствует возбуждению интеллектуальных эмоций: удивления, новизны, сомнения, достижения. Оптимальные для ребенка темп и содержательная насыщенность занятий, чередование умственного напряжения и отдыха, предупреждающая или быстрая и доступная помощь логопеда при затруднениях, ситуации успеха – все это формирует оптимистический настрой, чувство радости и удовлетворения от работы.
Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, стимулирование речевой и познавательной активности обучающихся, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.
Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий в логопедическом кабинете подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.
Использование игрушек
Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Часто на занятие к детям «приходит гость». Это может быть Тигрёнок, Щенок, Зайчик, умеющий играть на барабане, Кукла, рассказывающая детям о частях тела, Ёжик, который ищет друзей, и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали выучить этот звук гостю.
Для работы с детьми с СНР 1 или 2 уровня используются сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.
Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.
Игровая форма занятий[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент.
Дидактические пособия
Для облегчения усвоения учебного материала изготовлены дидактические пособия. Для развития навыка языкового анализа и синтеза изготовлены ряд пособий: слоговой паровозик, тренажер из крышек, пирамидка. Совместно с детьми строится Буквоград, в который постепенно поселяются Гласочки – гласные звуки и Согласики – согласные звуки. Ротики Гласочек изображают артикуляционный «анфас» гласных звуков, обозначенных буквами: а, о, у, и.
Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются «Сказки о весёлом язычке», биоэнергопластика, картинки, игрушки, стихи.
Дидактические игры
В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь, что может занять довольно продолжительное время, работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение.
Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры как «Что изменилось?», «Подбери картинку», «Угадай профессию», «Запомни и назови» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизации словаря.

Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов обучающихся с нарушением интеллекта. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих обучающихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.












13PAGE 15




Щђ Заголовок 1 ђ Заголовок 215