Опыт работы: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОПФР



Отдел образования
Добрушского райисполкома

Государственное учреждение образования
«Тереховская средняя общеобразовательная школа № 2»







ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ

ТЕХНОЛОГИИ

НА КОРРЕКЦИОННО-

РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ

С ДЕТЬМИ С ОПФР






















Введение


О значимости здоровья писали многие выдающиеся мыслители, деятели культуры. Шопенгауер отмечал, что здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля. В своё время В.А.Сухомлинский писал о том, что примерно 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в Беларуси стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.
Замечено, что процесс школьного обучения является фактором риска в возникновении ряда заболеваний. Однако, за исключением травматизма, правильнее будет говорить об усугублении уже имеющихся патологий. Это прежде всего заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Медиков очень беспокоит недостаточная двигательная активность детей, которая не удовлетворяет биологическую потребность растущего организма в движениях (как следствие он недостаточно насыщается кислородом). Сидячий образ жизни, гиподинамия – сегодня это, как ни странно, проблема детей школьного возраста.
По данным исследований учителей- дефектологов Тереховской средней общеобразовательной школы № 2 наблюдается резкое снижение здоровья детей. Лишь 14% школьников практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40 % хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза нервно-психических расстройств.
Задумываясь над этими цифрами нельзя не задуматься о поиске эффективных методик, с помощью которых можно устранить учебные перегрузки, не допустить ухудшения здоровья детей.
Педагоги и школьные врачи должны знать, что ни уроки физкультуры, ни физкультминутки на уроках не смогут восполнить те потери, которыми подвергается организм, пребывающий в процессе учебных занятий в состоянии закрепощающей и истощающей нервно-психической напряжённости, внешним проявлением которой является напряжённость при чтении, письме, говорении и т. д. Общая нагрузка на нервную систему ребёнка возрастает. У многих детей наблюдается быстрая утомляемость, снижается продуктивность работы на уроках.
Особое внимание необходимо уделить обучению детей с особенностями психофизического развития. В наше время рождается очень много детей с недостатками в развитии, с психическими нарушениями, двигательной расторможенностью и многими другими недостатками.










































Актуальность темы

Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья детей. Связано это не только со школой, но и с тем, в каких семьях живут дети. Поэтому в настоящее время, здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путём формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека.
Основная задача школы сегодня – не только дать ученикам крепкие знания, но и сохранить их здоровье. Основные этапы роста и развития ребёнка приходятся на период школьной жизни от 6 до 18 лет. Поэтому система организации учебной и воспитательной деятельности в учреждениях образования имеет первоочередное значение для охраны здоровья детей.
Использование современных технологий преподавания преобразовывает учебный процесс. Обеспечивается свобода в выборе средств, форм и методов обучения. Изменяются условия организации учебной деятельности школьников, она приобретает деятельный характер, в ходе её достигается наиболее полное удовлетворение познавательных потребностей детей с учётом их интересов, склонностей и способностей.
Многолетняя практика работы показывает, что проблема защиты, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков остаётся достаточно актуальной.
В настоящее время данная проблема касается роста количество детей с ОПФР.
Цель нашего исследования показать необходимость использования здоровьесберегающих технологий в обучении не только нормальноразвивающихся детей, но и детей с ОПФР. В данной работе содержатся разработки уроков, разнообразные упражнения, физкультминутки и много другого интересного материала, который целесообразно использовать в коррекционной работе с детьми ОПФР.












Общие представления о здоровьесберегающих технологиях

Нет какой-то единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережением может выступать одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (педагог - медицинский работник - ученик); физкультурно-оздоровительной (отдаётся приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и других направленностей. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приёмов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.


























Цель здоровьесберегающих образовательных технологий -
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие технологии - регулярная экспресс диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:
Почему и для чего? однозначное и строгое определение целей обучения;
Что? отбор и структура содержания;
Как? оптимальная организация учебного процесса;
С помощью чего? методы, приемы и средства обучения;
Кто? реальный уровень квалификации учителя;
Так ли это? объективные методы оценки результатов обучения.
А также принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Смирнов Н.К.:
«Не навреди!» все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя;
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса;
Непрерывность и преемственность работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;
Субьект - субъектные взаимоотношения учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном;
Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся;
Комплексный, междисциплинарный подход единство в действиях педагогов, психологов и врачей;
Успех порождает успех акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки;
Активность активное включение в любой процесс снижает риск переутомления;
Ответственность за свое здоровье у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно -развивающего обучения
В массовых школах немало детей с различными формами психических и физических отклонений. Они требуют особого подхода к себе как в школе, так и дома. Для этого необходимо уметь распознать возможные психологические отклонения в развитии детей и организовать психокоррекционную и здоровьесберегающую работу как со стороны учителей , так и со стороны родителей. Определённая часть детей поступает в школу с различными расстройствами, в структуре которых можно выделить нерезко выраженное общее недоразвитие познавательных процессов.
Нарушение одной структурной составляющей системы влечёт за собой вторичные и третичные нарушения, среди которых, как правило, прослеживаются нарушения познавательных процессов. Как показывают исследования, дети с нерезко выраженным общим недоразвитием долго не усваивают буквы, цифры, читают медленно, не усваивают устные приемы сложения и вычитания, в письме допускают специфические ошибки. Эти учащиеся в состоянии принять ограниченный в сравнении с нормой объём информации, особенно вербальной, своеобразно её перерабатывают. Всё это создаёт серьёзные препятствия в усвоении программного материала.
Для того чтобы эти школьники могли догнать в развитии сверстников и наравне с ними включиться в учебный процесс, им нужна своевременная помощь. Если помощь не оказывается, у детей появляются нарушения процессов чтения и письма. Вместе с тем нельзя игнорировать того факта, что у учащихся, с которыми проводятся коррекционно-развивающие занятия, суммарная учебная нагрузка возрастает. Учитывая то, что дети данного контингента ослаблены соматически и психически, усвоение программного материала даётся им с большим энергозатратным трудом. С ними необходимо проводить коррекционно-развивающие занятия так, чтобы ребёнок не испытывал утомления и удовлетворял свои потребности в движении.
Следует исходить из реалий, что время жёсткого регламентирования учебной деятельности прошло. Учитель-дефектолог, выполняя требования нормативных документов (программ, учебных пособий), имеет право самостоятельно осуществлять выбор условий, учебных приёмов, которые кажутся ему наиболее подходящими, т. е. он в определённом смысле подчиняет учебную деятельность своей индивидуальности. Особое внимание уделяется вопросу организации и стимулирования подвижной активности детей на коррекционном занятии. Немаловажную роль в решении этой задачи играет совершенствование системы организации коррекционно-педагогической деятельности.
Отставание в развитии познавательной деятельности и личностной сферы у детей замедляет процесс формирования учебных навыков, приводит к возникновению пробелов в знаниях.
Дети с особенностями психофизического развития плохо включаются в процесс урока: поверхностно воспринимают учебный материал, не выполняют самостоятельные задания без специальной помощи, не понимают прочитанное, быстро утомляются. Их словарный запас на 20-30 % ниже, чем у других детей. Экспериментально выявлено отставание всех видов памяти. Отставание от сверстников особенно заметно в их мышлении: они явно затрудняются обобщать, систематизировать и классифицировать. Они остро реагируют на неудачи, отличаются неустойчивым настроением. Занятия в коррекционных классах требуют коррекционных воздействий с целью компенсации дефектов развития.
Вот почему вопросы здоровьесбережения приобретают еще большее значение для детей с особенностями психофизического развития. Именно такие дети испытывают наибольшие трудности в учении.
Организация обучения с такими детьми осуществляется в системе коррекционно-активной помощи со стойкими трудностями в обучении.
Правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и как следствие на работоспособность. Поэтому большое значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, сложности и утомляемости.
Практика показывает, что в I классе уже к началу четвертого урока скорость и точность работы значительно снижаются по сравнению с началом первого урока. Падение работоспособности к четвертому уроку особенно заметно к концу недели.
Структура урока должна быть гибкой, виды деятельности разнообразными.
Работоспособность детей как в течение дня, так и в течение недели заметно колеблется. Анализ дневной динамики работоспособности показывает, что первый урок не очень продуктивный, так как приходится на фазу «вхождения» в учебный процесс. Второй и третий уроки способствуют периоду оптимальной, устойчивой работоспособности и, следовательно, максимально продуктивны.
При анализе недельной динамики работоспособности детей установлено, что самым малопродуктивным днем является понедельник, а наиболее продуктивными днями вторник и среда.
Таким образом, при составлении расписания уроков необходимо учитывать дневную и недельную динамику работоспособности.
Физкультминутки являются небольшой паузой в процессе обучения и положительно влияют на умственную работоспособность детей, поэтому их проведение необходимо.
Рассмотренные моменты школьной жизни позволяют приблизиться к решению основной задачи здоровьесберегающей технологии и как организовать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении всего периода учебных занятий, отодвинуть по возможности утомление и избежать переутомления. Для этого необходимо обращать особое внимание на то, что наряду с положительным специальному образованию присущи существенные недостатки, среди которых выделяется недостаточно ответственное отношение к физическому и психическому здоровью учащихся:
учебная перегрузка;
недостаточная двигательная активность (гиподинамия);
неудовлетворение основных сенсорных потребностей;
предъявление требований, не сообразующихся с возможностями ребёнка, деформирующих его психику;
стандартизация педагогических подходов, ориентированных на здоровье детей.
Для сохранения здоровья ребёнка необходимо:
выполнять все санитарно-гигиенические требования, которые предъявляются к проведению урока (занятия), использованию помещения;
использовать здоровьесберегающие технологии;
прививать учащимся навыки здорового образа жизни.
Суммируя положительный опыт коррекционно-педагогической работы учителей Тереховской СОШ № 2 можно, выделить общие методические особенности реализуемых здоровьесберегающих технологий.






















Методические особенности здоровьесберегающих технологий на коррекционно-развивающих занятиях
Главная роль в сохранении и укреплении здоровья младших школьников принадлежит учителю начальных классов, а так же учителю-дефиктологу. Только их профессионализм, любовь к детям, справедливость, ответственность, совместная работа с родителями помогут решить поставленные перед школой задачи.
Как правило, в школе ученик находится длительное время за партой в статической позе. Учителя начальных классов и учителями-дефектологами на занятиях проводят 1 – 2 физкультминутки (на десятой и двадцатой минуте урока), но этого недостаточно, поэтому в работе с учащимися младшего школьного возраста широко используется приемы психогимнастики. Для класса используется групповая психотерапевтическая методика под названием «Психозарядка, физминутка».
В этих физминутках учитель выступает в роли сценариста, а ученики являются исполнителями тех или иных ролей. Они выполняют функции актеров и зрителей. Это курс специальных упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Так же целесообразно в коррекционной работе использовать игровую деятельность или же сказкотерапию.
Роль игры в процессе обучения младших школьников давно и хорошо известна. На эту тему написана масса учебно-методической литературы. Игра в учебном процессе имеет цель, предполагает использование определённого оборудования, на неё отводится значительный отрезок времени занятия. Эти виды деятельности вносят элемент развлекательности, предполагает подведение итогов.
Существуют такие формы работы, которые не назовёшь игрой в полном смысле слова. Эти формы работы способствуют быстрому усвоению программного материала, коррекции нарушений развития ребёнка с подключением движений его рук и тела. Удивительные возможности движения руки, движения тела в сочетании с речью способствует эффективному достижению цели, которую ставит учитель-дефектолог. Это динамические формы работы. Чем больше учитель-дефектолог подключает тактильные, кинестетические, моторные ощущении детей в коррекционной работе, тем лучше и прочнее усваивается ими программный материал. В век информационной перегрузки ребёнок приобретает возможность отдохнуть от вербальных вариантов восприятия программного материала.
Динамические формы работы позволяют ребёнку активно участвовать в процессе обучения, развивать свои двигательные функции, что имеет неоспоримое значение для его общего психического развития. Движения, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности, оказывают позитивное влияние на развитие мозговых структур.
Как показывает опыт работы, многие понятия, кажущиеся на первый взгляд простыми, для ребёнка являются абстрактными и не осмысливаются им до конца. Часто учителя прибегают к словесному толкованию понятий, но, как говориться, лучше один раз увидеть и сделать самому, чем сто раз услышать. В работе необходимо использовать динамические формы работы, т.к. они позволяют достичь многих учебных целей.
Прежде всего на занятиях используется такая организация работы, которая помогает учащимся быстро и качественно усвоить программный материал, не испытывая утомления и сильной усталости. Этому способствует режим динамических поз.
Ученику разрешается:
вставать;
подходить к учителю, чтобы задать вопрос;
уточнить информацию;
реализовать свои потребности.
Сидя за партой, учащиеся принимают удобную для них позу. Ученик, который устал сидеть, может работать стоя, используя специальную подставку (конторку).
Необходимым условием является соблюдение психогигиены речи. Речь учителя-дефектолога сводится к минимуму, она должна быть чёткой с преимуществом основных смысловых носителей речи – глаголов. Основную часть времени занимает речь учащихся, что даёт возможность отдыхать слуховому анализатору ребёнка и работать речедвигательному.
Обычно на уроках в классе ученик лишён возможности полностью удовлетворить потребность в высказываниях, поскольку дети с ОПФР предпочитают отмалчиваться и находиться в тени более сильных учеников. На коррекционно-развивающих занятиях исключается понятие «зона тишины». Ребёнок имеет возможность в своей речи выразить эмоции – как положительные, так и отрицательные.
Совершенно очевидно: чтобы добиться устойчивого внимания учащихся на занятиях, необходимо использовать разнообразные виды деятельности, включающие различные анализаторы и максимально использующие компенсаторные возможности организма ребёнка.
Традиционно в работе по коррекции используется разнообразный наглядный и дидактический материал, создаются условия для развития ребёнка с учётом уровня его исходной подготовленности. Важную роль приобретают показатели возрастных, индивидуально-личностных возможностей и интересы ребёнка, а также в широком смысле показатели здоровья школьников. Состояние здоровья (физического, психологического, нравственного) является приоритетным при оценке эффективности обучения.
Динамические формы работы, нетрадиционные подходы в коррекционной работе с детьми с особенностями психофизического развития
Развитие пространственного восприятия
С развития пространственного восприятия, формирования представлений о схеме тела начинается коррекционная работа по профилактике дисграфий и дислексий.
Используем следующие варианты динамических форм работы:
уточнить, где находится правая сторона тела, где левая;
провести правой рукой по правой половине тела, левой рукой - по левой половине тела;
показать правой рукой правый глаз, правое ухо, правое колено, поставить правую ногу вперёд (то же самое показать левой рукой на левой половине тела);
усложнённые задания: правой рукой показать левый глаз, левое ухо, левое колено.
А так же выполняем упражнения на умение ориентироваться в схеме тела.
Упражнение «Весёлые ручки»
Поднимите вверх правую руку. Помашите левой рукой. Покажите правое ухо. Покажите левый глаз. Поднимите правую ногу. Дотроньтесь левой рукой до правого плеча. Дотроньтесь правой рукой до левого колена.
Упражнение «Путаница»
Педагог называет и показывает части тела. Дети показывают эти части тела. Но педагог старается запутать детей, а дети должны быть предельно внимательными.
Ориентации в пространстве способствуют:
задание стать так, чтобы окно кабинета было справа, слева, сзади, впереди;
упражнения в паре: покажи у товарища, стоящего напротив, правое ухо, левый глаз и т. д.;
формирование представления о том, что «право», «лево» зависит от того, куда стать лицом;
выкладывание на магнитной доске узора из геометрических фигур разного цвета;
задания типа: прикрепи в центре свою фигуру, справа от неё треугольник, слева от неё круг и т. д.
А так же выполняем упражнения на умение ориентироваться в расположении предметов в пространстве относительно себя.
Упражнение «Мир вокруг нас»
Ребята, посмотрите вокруг. Назовите те предметы в классе, которые находятся справа от вас. Назовите предметы - слева от вас. Предметы, которые находятся впереди. Предметы, которые находятся сзади.
А теперь усложним задачу. Назовите все предметы, которые находятся слева от вас и имеют треугольную форму, круглую или квадратную.

Упражнение «Определи направление»
На доске картина с изображением домика, цветочной клумбы, леса, детей. Детям нужно дорисовать дорожки к домику, к цветочной клумбе, к лесу и к детям. Определить направление дорожек.
Упражнение «Адрес слова»
Ребята, а сейчас мы с вами будем определять «адрес слова» по трём ориентирам: форме, цвету и местоположению его в строке.
- Красный цвет, круг, вторая строка сверху;
- Я называю два ориентира и слово, а вы называете мне третий ориентир:
- Зелёный цвет, квадрат, слово «дом»;
- А теперь я называю только один ориентир, а вы находите слово и называете остальные ориентиры:
- Цвет жёлтый, слово «лист»;
- Я называю слово, а вам нужно найти его в таблице и назвать местоположение:
- Слово «Крым».
Игра «Электронная муха»
Нарисуйте квадрат и разделите его на 9 клеточек.
В центре сидит муха. Она может совершать движения на одну клетку вправо, влево, вниз, вверх. Ведущий подаёт команду, а учащиеся мысленно перемещают муху в указанном направлении. Задача ведущего – вывести муху за пределы поля, а задача учащихся удержать её. Когда ведущий подаёт команду, позволяющую мухе вылететь за пределы поля, учащиеся хлопают в ладоши, что означает: они разгадали хитрость ведущего. Затем игра продолжается с предыдущего места нахождения мухи. Время от времени ведущий останавливает игру и просит одного из игроков показать на клетку поля, где находится муха. На обучающих этапах игры можно использовать съёмную муху и при подаче команд вручную перемещать её. Игра каждый раз начинается с центра поля. Играть можно как в паре, так и одновременно со всем классом.
Динамическая форма работы «Весёлая полянка» является усовершенствованным вариантом игры «Электронная муха». На полу скотчем крепятся полоски, которые выкладываются в квадратную сетку, - это лесная полянка. Учащиеся изображают насекомых. Звучит мелодия, ученики бегают, прыгают по квадратам. Когда музыка прекращает звучать, дети останавливаются. Ведущий (один из учеников) определяет местонахождение каждого «насекомого». Например: «муха» - в центральном квадрате, «кузнечик» - в левом верхнем квадрате и т. д. В результате игры дети легко усваивают понятия «верх-низ», «право-лево», а также запоминают названия квадратов.





Развитие фонематического восприятия
Важно, чтобы ребёнок хорошо представлял разницу между речевыми и неречевыми звуками. Необходимо сформировать представление о речевых звуках: гласных, мягких-твёрдых, звонких-глухих согласных, особенностях звучания в слове йотированных гласных. Нередко при обследовании учащихся II – III классов выясняется, что ребёнок не осмыслил многое из пройденного материала по русскому языку. Не может быть и речи об усвоении и применении правил, самостоятельном выполнении грамматических заданий, если ученик не может объяснить такие понятия, как гласный и согласный звук, буква, слог, слово.
В работе по развитию фонематического восприятия широко используются различные варианты звучания предметов:
музыкальных инструментов, игрушек;
узнавание звуков предметов окружающей действительности (скрип двери, шум воды, спичек в коробке и др.);
нарезание бумаги;
отстукивание ритмов (повторение за учителем, учителем за детьми);
прослушивание пластинок с записями пения птиц, квакания лягушек, шума воды.
Также по развитию фонематического восприятия целесообразно выполнять следующие задания.
Задание «Послушай тишину»
Дети в течении одной-двух минут прислушиваются к звукам в классной комнате, за окном. А потом рассказывают, что они услышали (тиканье часов, шум дождя, голоса птиц и т. п.).
Задание «Узнай по звуку»
У детей баночки с разными наполнителями (макароны, соль, мука, вода, гречка и т. д.) и по две баночки с одинаковыми наполнителями. Задание – определи по звуку две одинаковые баночки.
Полезна, например, динамическая форма работы «Шурш, Шуршиха и Шуршонок».
Детям предлагается несложный сюжет. На занятие приходят гости – сказочные персонажи Шурш, Шуршиха и Шуршонок – папа, мама и ребёнок (компьютерное изображение сказочных персонажей проецируется на экран).
Учитель-дефектолог рассказывает, что гости очень любят осенью гулять в лесу и прятаться в опавших листьях, шуршать, шелестеть ими. Но шелестеть могут не только листья деревьев, но и обычная бумага, которую принесли на занятие сказочные персонажи. Это картон, бумага для рисования, токая бумага (калька). Сначала учащиеся наблюдают за действиями учителя, который поочерёдно режет ножницами каждый вид бумаги. Дети запоминают звуки, возникающие при этом. Затем учитель становиться за спиной у детей, а ученики определяют по звуку, какой вид бумаги он режет, и в зависимости от этого выполняют определённый вид динамических упражнений.
Коррекционная работа направлена на развитие у учащихся умения различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего, различать слова, сказанные шёпотной речью.
Вариант 1. Дети сидят в кругу. Учитель-дефектолог обычным голосом даёт команду сделать какое-нибудь движение, а затем шёпотом произносит имя того, кто должен его выполнить.
Вариант 2. Учащиеся стоят на расстоянии 5 шагов от учителя. Учитель-дефектолог шёпотом даёт команды, а учащиеся их выполняют. Расстояние увеличивается до 10, 15, 20 шагов.
Динамическая форма работы «Музыкальная ниточка» используется для различения гласных и согласных звуков:
пропевание гласных звуков в сочетании с движением руки, тянем «музыкальную ниточку» и произносим «а-а-а», рука плавно идёт вверх;
при произнесении согласных звуков «музыкальная ниточка» рвётся: «п-п-п», и невольно движения руки получаются прерывистыми.
Различению звуков способствует и динамическое упражнение «Эхо» с перебрасыванием мяча.
Вариант 1. Учитель бросает мяч ученику и произносит звук [п], а ученик ловит мяч и произносит звук [п`] и наоборот.
Вариант 2. Учитель бросает мяч ученику и произносит звук [б], а ученик ловит мяч и произносит звук [п] и наоборот.























Обучение языковому анализу и синтезу
Языковой анализ и синтез предполагают:
анализ предложений и синтез слов в предложении;
слоговой анализ и синтез;
фонематический анализ и синтез;
Эффективным является деление слов на слоги хлопками в ладоши, прошивание стежков шнурком на клеёнчатой полоске. Используются упражнения с перебрасыванием мяча, перекатыванием обруча. Развивать языковой анализ и синтез помогают игры: «Живые звуки», «Живые слоги», «Живые слова». В процессе таких игр дети имитируют роль слов, слогов, звуков или букв, учатся составлять слова из звуков, из слогов, предложения из слов.
Динамическая форма работы «Слоговая эстафета» помогает учащимся безошибочно делать слоговой анализ. Слова делятся на слоги с послоговым проговариванием и одновременной передачей эстафетной палочки товарищу.
Вот некоторые динамические формы работы, которые помогают выделять ударный слог в слове.
Вариант 1. Учитель помогает ученику ощутить ударный слог пожатием руки. Произносится слово по слогам, ударный слог выделяется интонацией и более сильным пожатием руки.
Вариант 2. Одновременно с произнесением слова по слогам ученик имитирует рукой удар по мячу на ударном слоге слова.
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным.
Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам.
Для развития фонематического анализа применяются схемы, условные обозначения, абаки, звуковые линейки, а также динамические формы работы.
Определение места гласного или согласного звука в слове (начало, середина, конец) сочетается с выполнением определённого динамического упражнения:
звук в начале слова –
дети поднимают руки вверх;
звук в середине слова –
дети держат руки на поясе;
звук в конце слова –
дети приседают.

Динамическая форма работы «Звуковая дорожка» формирует умение определять последовательность и количество звуков в слове. На полу растягивается верёвка, на которой прикреплен цифровой ряд (от 1 до 10). Интервал между цифрами равен шагу ребёнка. Формирование действия звукового анализа основано на сочетании позвукового проговаривания слова с ходьбой. Ребёнок шагает от цифры к цифре и называет последовательно звуки слова.
Работе по формированию понятий «слово», «предложение», «текст», определению последовательности слов в предложении, предложений в тексте способствуют игры «Живые слова», «Живые предложения», «Живой рассказ» с опорой на схему.
Динамическая форма работы «Волейбол» формирует умение выделять слова в предложении, предлоги и союзы как самостоятельные слова. Детям, стоящим в кругу, предлагается составить предложение по сюжетной картинке. Анализ предложения проводится в виде упражнений с перебрасыванием мяча (ученик называет первое слово в предложении и бросает мяч своему товарищу, который, поймав мяч, называет второе слово в предложении и т. д.). Далее ведётся работа по распространению предложений и определению количества слов.
Для понимания смысла предложения полезна динамическая форма работы «Так бывает или нет?» (например, по лексико-грамматической теме «Профессии»). Учитель-дефектолог сообщает детям, что он будет рассказывать о том, чем занимаются люди разных профессий, но иногда будет ошибаться. Учащимся нежно заметить ошибку. Дети становятся в круг и хором проговаривают стихотворение:
Верно мы дадим ответ,
Так бывает или нет.
Да – в ладоши хлопаем,
Нет – ногами топаем.
Вниманию детей предлагаются следующие высказывания:
Учитель учит детей.
Уборщица делает головные уборы.
Механик шьёт одежду из меха.
Садовник – это тот, кто работает в детском саду.
Секретарь собирает секреты.
Пожарник тушит пожары.
Врач лечит людей.
Сапожник делает обувь.
Водитель водит на экскурсии.
Лётчик управляет самолётом.
Машинист управляет машиной.
Детям предлагается исправить допущенные в предложениях ошибки. Эту динамическую форму работы можно применять для формирования лексико-грамматических средств языка и связной речи по любой теме. Нужно только творчески подобрать соответствующий теме материал.
Для определения количества слов в предложении применяется ходьба. Количество шагов соответствует количеству слов и фиксируется ребёнком при помощи загибания пальцев руки. А также для определения слов в предложении применяют мяч. Играют два учащихся. Один – называет слова и делает удар мячом о пол (одно слово – один удар), а другой – считает количество слов в предложении.
Для формирования умения определять границы предложения в тексте используется динамическая форма работы «Мы шагаем». При прочтении учителем текста в медленном, умеренном, ровном темпе учащиеся, которые идут по кругу, должны остановиться в конце каждого предложения (т. е. поставить точку в предложении, почувствовав её по интонации учителя).
В коррекционной работе над частями речи (глаголом) может быть использована динамическая форма работы «Мы тоже». Учитель-дефектолог читает стихотворение «В деревне». В конце каждого предложения дети говорят «Мы тоже» и показывают соответствующие движения.
Коля пруд переплывёт.
Оля с кроликом играет.
Саша самолёт пускает.
Даша грядки поливает.

Стас малину собирает.
А Егор в футбол играет.
Ну, а Настя в лес пошла,
Земляники набрала.





















Формирование навыков чтения и письма
У детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи формирование навыков чтения и письма проходит с большими трудностями. Как показывает опыт работы, учащиеся, не посещающие коррекционно-развивающие занятия, зачастую не могут научиться читать и писать даже к концу первого класса либо читают и пишут плохо. Это связано с трудностями усвоения образов букв. Ребёнку в первом классе надо осмыслить и усвоить разницу между буквой печатной (большой и маленькой) и рукописной (заглавной и строчной), т. е. запомнить четыре разных символа, обозначающих одну и ту же фонему. В сумме получается 124 условных знака. Неудивительно, что шестилетний ребёнок слабо ориентируется в этом «море» условных знаков. Необходимо помочь ему запомнить образы рукописных и печатных букв. Для этого нами хорошо используется большой арсенал динамических форм работы:
прописывание букв пальчиком на пластиковой карточке акварельными красками (буквы гласных – красного цвета, мягких согласных – зелёного цвета, твёрдых согласных – синего цвета);
прописывание букв в воздухе;
узнавание учеником букв, написанных на его ладони, на спине;
выкладывание букв из различного природного материала;
обводка букв, вырезанных из наждачной, бархатной бумаги;
лепка букв из пластилина, выщипывание из бумаги;
узнавание букв на ощупь (дидактическая игра «Волшебный мешочек»);
конструирование букв из деталей конструктора, мокрого песка в песочнице, проволоки, шнурков, шпагата.
Наиболее эффективной динамической формой работы являются игровые упражнения «Театр рук». Они помогают детям запомнить оптические образы букв гласных звуков. При помощи движений рук и тела ученики моделируют условные обозначения букв гласных звуков. Под условным обозначением понимается конструирование одного или нескольких элементов, входящих в состав печатной либо рукописной буквы гласного звука. Моделирование проводится в сочетании движений с речью. Использование стихов помогает закрепить узнавание буквы гласного звука.










Заключение
Большую роль в сохранении здоровья школьников и формировании навыков здорового образа жизни играют учреждения образования.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в Беларуси стало серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.
За последние годы как в школах, так и в дошкольных учреждениях значительно активизировалась работа по воспитанию культуры здоровья, созданию здоровьесберегающей среды.
Так какие же существуют эффективные методики, которые могут устранить учебные перегрузки, недопустить ухудшение здоровья учащихся? Единственной уникальной технологии здоровья нет, но есть здоровьесберегающие образовательные технологии, и в данной работе вы смогли познакомиться с ними.
Данные приемы оказывают положительное влияние на общее психо-физическое развитие учащихся, а это весьма необходимо детям с общим недоразвитием. Ведь здоровьесберегающие технологии создают условия для формирования психических процессов у детей и чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше он развивается.
Все виды работ, которые мы применяем при работе с детьми с общим недоразвитием дают неоспоримый эффект.
Современные технологии и методики обучения, тем и отличаются, что учитель своевременно и всячески помогать учащимся выбрать свой безопасный стиль жизни.
Поэтому только системный подход в работе по здоровьесберегающим технологиям может способствовать выработке у учащихся прочных умений и навыков.
Работа по здоровьесберегающим технологиям – это, прежде всего забота о здоровье детей. Поэтому мы говорим своим воспитанникам: «Самое ценное у человека – жизнь, а в жизни самое важное – здоровье. Берегите здоровье своё и людей, окружающих вас».














Литература

15