Сценарий литературной игры Брейн — ринг для учащихся 3-4 кл


Сценарий литературной игры «Брейн – ринг» Данный сценарий разработан для детей 3-4 классов. Он позволяет в доступной и увлекательной форме закрепить знания, полученные на уроках. Вопросы игры достаточно разнообразны и их в любой момент можно заменить на другие, более подходящие для детей другого класса, оставив при этом саму структуру игры.
Цель:      1.Расширить кругозор детей, закрепить знания, полученные на уроках.
               2.Формировать умение работать командой, чувствовать ответственность за свою
команду.
3.Развитие логической мысли.
Ведущий: Ребята, сегодня у нас с вами пройдет интересная игра. Класс делится на 4 команды, каждая команда выбирает капитана. Соревнования пройдут по следующей схеме: капитаны проходят жеребьёвку, в которой определяется, какая команда с кем играет, По результатам каждой игры определяется победитель, и уже две победившие команды играют за 1-е место. А сейчас, капитаны, прошу вас на жеребьёвку.
        Капитаны подходят и вытягивают карточки с цифрами 1,2,3,4. Играют 1-2 и 3-4 пары.
         Выход команд-участниц. Звучат фанфары.
Ведущий: Послушайте, пожалуйста, правила игры. Они таковы: пока вопрос до конца не задан, команда не имеет права отвечать. После того, как вопрос будет задан, команда, у которой готов ответ, дает звуковой сигнал и получает право на ответ. Если команда отвечает правильно, ей засчитывается очко. Если нет, право ответа переходит ко второй команде, которая в течение одной минуты должна дать ответ. Если ответ правильный, она получает очко, если неправильный или не успевает ответить за минуту, то очко не получает никакая команда. Счет идёт до 6-ти очков. Работает счетная комиссия – жюри из учащихся и родителей.
                       Первая игра.
Вопрос первый: Дополни пословицу:
       «Кто не работает - ... » (Кто не работает – тот не ест)
Вопрос второй: Расположите литературных героев во времени, в котором они жили, начиная с самого раннего, например: Чапаев, Илья Муромец, Гарри Поттер. 1-м жил Илья Муромец, затем Чапаев, затем Гарри Поттер. Итак, вопрос: Крош, Ванька, Робинзон Крузо. (Робинзон Крузо, Ванька, Крош)
Вопрос третий: Из какой сказки взяты слова и кто её автор: Солнце, снег, роза, льдинка, олень, дружба. (Г-Х. Андерсен «Снежная королева»)Вопрос четвертый: Какая сказка А.Пушкина заканчивается словами: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». ( «Сказка о золотом петушке»)
Вопрос пятый: Объясните, как вы понимаете смысл народной поговорки: «Слово серебро, а молчание золото» (Не нужно говорить лишнего)
Вопрос шестой: Что дали боги и нимфы мужественному Персею, и эти вещи помогли ему отрубить горгоне голову? (Серповидный меч, металлический гладкий, как зеркало щит, крылатые сандалии, мешок и шлем – невидимку)
Вопрос седьмой: Почему в басне Эзопа голодная лисица сказала сама себе: « Они еще зеленые!». Какова мораль этой басни? (мораль – по причине того, что не могут, и винят в этом обстоятельства.)
Вопрос восьмой: Откуда эти строки и кто их автор:
У меня растут года,
Будет мне семнадцать,
Где работать мне тогда,
Чем заниматься? (В. Маяковский «Кем быть?»)
Вопрос девятый: Назовите автора сказки «Госпожа Метелица» (Братья Гримм)
Вопрос десятый: Как звали трех  мушкетеров?  (Атос, Портос, Арамис)
Вопрос одиннадцатый: Что за произведение?
На небесах облака
Принимают разные очертания
Природа – такая фантазерка! (хокку)
           Запасные вопросы (задаются, если победитель еще не будет определен):
Вопрос первый: Зимнее логово  медведя.        (берлога)
Вопрос второй: Кошка с кисточками на ушах.       (рысь)
Вопрос третий: Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому? (колобок)
Подведение итогов.
                              Вторая игра.
 Ведущий: Итак, в первой игре определился победитель. Поаплодируем ему.Приглашаем следующие две команды. Начинаем вторую игру!
Вопрос первый: Дополни пословицу: «...  -свет, ...  -тьма»,
(Ученье - свет,  неученье - тьма»)
Вопрос второй: Расположите литературных героев во времени, в котором они  жили, начиная с самого раннего: дядя Стёпа - милиционер, кот Матроскин, мальчик с пальчик.
(мальчик с пальчик, дядя Степа - милиционер, кот Матроскин.)
Вопрос третий: Из какой сказки взяты слова и кто её автор: кресло, карета, ливень, тюфяк, калоши, принцесса? ( «Принцесса на горошине» Г.Х.Андерсен.)
Вопрос четвертый: Из какого произведения эти строки?
В синем море звезды блещут,
В синем море волны плещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица
Плачет, бьется в ней царица. (А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Вопрос пятый: Объясните, как вы понимаете смысл народной поговорки: «Не бросай слова на ветер» (Не подумав – не говори. Всё сказанное, имеет смысл.)Вопрос шестой: За что Зевс озлобился на Прометея? (Прометей принес людям божественный огонь. Научил людей искусству и науке.)Вопрос седьмой: Какая басня Ивана Крылова начинается со слов «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна? ( «Ворона и лисица»)
Вопрос восьмой: Откуда эти строки и кто их автор:
                            «Однажды в студеную зимнюю пору
                             Я из лесу вышел, был сильный мороз...» (Н. Некрасов «Мужичок с ноготок».)
Вопрос девятый: Как зовут героев рассказа Сергея Козлова «Разрешите с вами посумерничать» (Заяц, Ёжик, Медвежонок)
Вопрос десятый: Как звали трех медведей? (Михаил Потапыч, Наталья Петровна, Мишутка.)
Вопрос одиннадцатый: Как звали эту собаку? Из какого она произведения и кто автор?
       «Молодая рыжая собака - помесь таксы с дворняжкой, очень похожая мордой на лисицу».    (А. П.Чехов «Каштанка»)
                           
Запасные вопросы:
Вопрос первый: Что остается после сгорания дров?   (уголь)
Вопрос второй: Птица, которая не боится мороза?    (пингвин)
Вопрос третий: Сестрица Иванушки?     (Алёнушка)
Подведение итогов
Ведущий: И, наконец, финал. Приветствуем финалистов.
                               Финальные вопросы.
Вопрос первый: Дополни пословицу: «... воробей -... поймаешь» (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь )Вопрос второй: Расположите литературных героев во времени, в котором они жили, начиная с самого раннего: почтальон Печкин, Гулливер, Алеша Попович. (Алеша Попович, Гулливер, почтальон Печкин.)
Вопрос третий: Из какой сказки взяты слова и кто её автор: цветок, эльф, жаба, орех
( «Дюймовочка» Г.Х.Андерсен.)
Вопрос четвертый: Из какого произведения взяты эти слова?
Царь,- ответствует мудрец,
Разочтемся наконец.
Помнишь, за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу… («Сказка о золотом петушке»)
Вопрос пятый: Объясните, как вы понимаете смысл народной поговорки: «Наговорил семь верст до небес и всё лесом» (Суть дела не может объяснить. О длинной, неясной, запутанной речи.)Вопрос шестой: Героическая песня о подвигах русских богатырей, что это? ( былина)
Вопрос седьмой: Какова мораль басни Эзопа «Лев и мышь»? ( даже самые сильные нуждаются в самых слабых)
Вопрос восьмой: Кто автор этих строк?
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. ( М Лермонтов)
Вопрос девятый: Как звали героиню рассказа Константина Паустовского «Стальное колечко»? (Варюша)
Вопрос десятый: Как звали трех русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
Вопрос одиннадцатый:  Назовите кличку этой собаки? Из какого она произведения и кто автор?
«Он только что выстриг себе заднюю половину  туловища, что делал каждый день. Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчесана, кисточка на конце хвоста перевязана черным 6антом. На передней лапе серебряные часы». (Артемон, А. Толстой «Золотой ключик».)
                              Запасные вопросы:
Вопрос первый: Сооружение для переправы через реку?       (мост)
Вопрос второй: Самое большое животное?         (синий кит.)
Вопрос третий: Кличка сказочного коня?       (Сивка-бурка).
Ведущий: Итак, приветствуем победителя. Спасибо всем ребятам, показавшим свою эрудицию и знания.
Награждение команды-победителя большой совой, остальные играющие команды  маленькими совами, как символами мудрости.