«Пути реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта в начальном обучении математике»

Приёмы развития универсальных учебных действий

Аннотация: В работе приведены приемы и рекомендации по проверке эффективности деятельности по развитию УУД на уроках в начальной школе. Все рекомендации систематизированы и представлены в виде таблицы. Данная статья поможет учителю построить работу по развитию УУД.

Современное образование направленно, на развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос: «Что обучающийся должен знать?», но и развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Важным условием развития потребности самостоятельного познания ребёнком окружающего мира является создание развивающей образовательной среды, ведущей к активной форме познания и рефлексии. «Не прыгнув в воду, плавать не научишься»- гласит пословица. Современные уроки должны опираться на системно - деятельностный подход, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.
Существует 4 этапа формирования универсальных учебных действий на уроке: 1 этапвводно-мотивационный
Для того, что бы обучающийся начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках необходимо создавать проблемные ситуации, где обучающийся проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе обучающиеся должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения) 
2 этапоткрытие знаний
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.
3 этап формализация знаний
Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности обучающихся, направленная на всестороннее изучение установленного факта. 
4 этап обобщение и систематизация
На этом этапе используются приемы, которые устанавливают связь между изученными фактами, приводят знания в систему.
Формирование и развитие УУД на уроках происходит с помощью различных видов заданий.

I Личностные результаты
Средства достижения
Как проверить эффективность работы

- эмоциональность: умение осознавать и называть свои эмоции; - эмпатия: умение осознавать эмоции других людей, сочувствовать другим, сопереживать;
-уважение к Отечеству, его языку, культур
-Тексты учебника, вопросы и задания к ним
-технология продуктивного чтения
-задания учителя творческого характера, имеющие практическое применение
-участие в проектах  - самооценка событий
- Тесты - зачёты - бально – рейтинговая технология
- накопительная оценка «Портфолио»
-лист наблюдений
-лесенка


II Метапредметные результаты
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень своей успешности своей работы и работы одноклассников


Технология оценивания учебных успехов: - индивидуальные листы достижений
- карта успеха класса - использование различных форм самооценки:
+- все понятно
!-есть трудности
?-многое осталось непонятно
- - ничего не понимаю
-отметка за достижение
-двойная отметка 4/5, 4/3 – реальная/возможная
-отсроченная отметка
-отметка товарища
-преднамеренные ошибки»  - поиск информации в предложенных источниках  -взаимоконтроль  -диспут  -ищу ошибку  -контрольный опрос на определенную проблему 


- Оформление листов наблюдений, карты успеха с 1 класса
- самодиагностика (самоанализ)
Я могу
Я могу
Я могу
- рейтинг – контроль


Познавательные:
- работать со всеми видами информации, данными в учебнике;
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, ознакомительные;
- извлекать информацию, поставленную в разных формах: тексты, таблицы, схемы, иллюстрации;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему)
- пользоваться словарями, справочниками;
- устанавливать связи с ранее изученным материалом;
-строить рассуждения;

Методический аппарат учебника: технологии нацеленные на достижение результатов:
- выбор заданий учащимися
-проектная деятельность по предмету
- взаимообучение
-использование символов
-системный и чёткий режим работы по предмету
-проведение итоговых уроков и зачётных дней
- найти отличия -поиск лишнего» - лабиринты  - цепочки  -составления схем-опор  - работа с разными видами таблиц  - составления и распознавание диаграмм  - работа со словарями 
- Недельные отчёты: Чему научился за неделю. Какие вопросы остались неясными. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал.
-задания частично – поискового характера
-ориентировать учащихся на максимальном уровне усвоения материала
-дифференцирующая сила контроля
-оценка по методу «сложения» (за достижение определенного уровня подготовки)
- двухступенчатая структура контроля



Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-владеть монологической и диалогической формами речи
-высказывать и обосновывать свою точку зрения ;
-слушать и слышать других и быть готовым корректировать свою точку зрения;
- уметь договариваться в совместной деятельности;
-задавать вопросы;

-Работы в паре и в группе
-проблемные вопросы
- вопросы творческого характера
-использование интерактивной доски и компьютерных технологий
- допустимый объём домашней работы и обязательное её оценивание
-поощрительные формы работы
-здоровьесберегающие технологии
-составь задание партнеру  -отзыв на работу товарища  -групповая работа по составлению кроссвордов  - подготовь рассказ на тему - объясни




-Видеозаписи устных высказываний детей - проверка достижения уровня обязательной подготовки - проверка на повышенном уровне



Предметные результаты
I Проблемное обучение – наиболее эффективное средство для достижения результатов (в зависимости от темы урока)
-Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопросы для исследования
1.Начало активного поиска ответа на него с помощью учителя
2.Проверка разных гипотез, поиск решения с помощью дополнительной информации
3.Идеи решения проблемы
4.Реализация найденного решения

II Продуктивные задания – главное средство достижения нового результата в образовании.


-использование на уроках памяток, рекомендаций, алгоритмов, схем
-маршрутные листы таких форм работы, в которых нужно выбрать из нового «главное и приемлемое»
- научить пользоваться новыми технологиями, но не растерять то лучшее, что было в «старой школе»
-проекты
-ИКТ
- использование электронных учебников

Выполнение заданий на одном из трёх уровней: высоком, низком, среднем.
-оценивание в баллах
- рефлексивная самооценка учебной деятельности:
А –аккуратно
П – правильно
С – старательно
Т – трудности
V – отвечал на вопросы учителя, но неверно;
W – отвечал верно;
+ по своей инициативе, но неверно;
! – по своей инициативе, верно
В основу оценочной самостоятельности заложен критерий правильности ! – знак одобрения, восхищения ? – знак сомнения ?! – сомнение, выполнил верно ?? – сомнение подтвердилось !! – уверенность подтвердилось !? – уверенность не подтвердилась
-тестово – диагностическая работа на входе в тему и на выходе
-комплексная проверочная работа -проектная работа
- выставки - составление «портфолио» - составление карты успеха.

Введение баллов успешности
0 – задание обязательное, не удалось выполнить (отметка 2 – есть возможность исправить)
1 балл успешности – частичное освоение (отметка 3 – возможность исправить)





2 балла – полное освоение (отметка 4 –есть право изменить)




3 балла – частичное освоение
(4+ - близко к отлично, есть право изменить)
4 балла – полное освоение (отметка 5)



5 баллов – отметка 5+ или 5/5 (превосходно!)





Результаты развития УУД 
Результатом развития личностных УУД следует считать:  уровень развития морального сознания; присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения;  полноту ориентации обучающихся на моральное содержание ситуации.
Критерием развития регулятивных действий может стать способность:  выбирать средства для своего поведения; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки; начинать и заканчивать свои действия в нужный момент.  Результатом развития познавательных УУД будет являться умение обучающегося:  выделять тип задач и способы их решения; осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач; различать обоснованные и необоснованные суждения; обосновывать этапы решения учебной задачи; производить анализ и преобразование информации; проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.); устанавливать причинно-следственные связи; владеть общим приемом решения задач; создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий. Основным критерием развития коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:  желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»); знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации. 
Развитие способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса. 
Если ребёнок в начальной школе будет обладать универсальными учебными действиями, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в основное звено, сам может стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Максимальный уровень

Программный уровень

Необходимый уровень