Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках английского языка


Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках английского языка
Семипятная Яна Александровна , учитель английского языка
МБОУ СОШ № 27 г.ХабаровскаВоспитание из всех святых дел самое святое.
 Феофан Затворник.
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания школьников, поскольку духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.
Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, вне классной работы, системы дополнительного образования.
Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешивается представление о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности. Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей. Потеря нравственной позиции ведет к потери нравственного облика, потери традиций, любви к Родине, русскому языку.
Язык - хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы. Процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он как бы «беспредметен»: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов и позволяет:
-естественное, непринужденное погружение ребенка в мир музыки, слова, литературы, живописи;
- обучение школьников анализу эмоционального состояния персонажей, которое способствует совершению ими поступков и действий;
- инсценировка диалогов этикетного характера;
- участие в научно-практических конференциях школьников, в международных конкурсах, подготовке и проведение таких коллективных дел как декада иностранного языка.
Также в ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации. Среди тем обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.
К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.
Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося.
В ходе использования данного приема работы также необходимо ввести этап рефлексии для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения. Конечно, во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Задача учителя - показать образцы поведения, обосновав в их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения, но ни в коем случае не в форме назидания и наставления. Лучшего всего, если корректировать модель поведения будет не учитель, а сами дети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.
Данные приемы и формы работы способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников, прививают патриотичность, повышают интерес и любовь к Родине.
Роль образования в жизни сегодняшнего общества невозможно недооценивать. Именно сегодняшним учебным заведениям принадлежит будущее нашей страны, будущее нашего поколения. И в связи с этим хотелось бы вспомнить слова Уинстона Черчилля, который заметил, что «учителя обладают такой властью, о которой премьер-министр может только мечтать».
Действительно, именно учителю принадлежит значительная роль в формировании будущего члена общества, воспитании и обучении учащихся, в подготовке их к жизни и общественному труду.