ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.


ДАВЫДОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
Преподаватель химии
Саранский гуманитарно-технический колледж им. Абая КунанбаеваИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Проблема здорового поколения с каждым годом становится все более и более актуальной. Сегодня общество окончательно убедилось в том, что молодые люди постепенно теряют интерес к самим себе, к своему развитию, к своей судьбе и жизни в целом. Поэтому одной из главных задач педагогов – сохранять и укреплять здоровье своих воспитанников.
Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химических дисциплин — это формирование из учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Период учебы – это период взросления ребенка и привития интереса к здоровому образу жизни, становления его как личности, формирования и коррекции представлений о жизненных ценностях, это период формирования умений заботиться о своем здоровье.
На уроках химии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учащегося к своему здоровью. Далеко не всем учащимся легко дается химия, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, группах, где ведомый более слабый ученик чувствует поддержку товарища. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия учащегося. Включение игровых ситуаций в творческий процесс служит развитию личности и снижает наступление утомления. Это достигается использованием:
- игровых ситуаций на уроке;
- разных форм уроков (КВН, викторина, сказка, игра);
-наглядности;
-занимательных упражнений;
-фантазирования;
-загадок по различным темам.
Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.
У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:
1) Чередование различных видов учебной деятельности
2)Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
3) Проведение физкультурных минуток. Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптивных ресурсов организма школьников.
Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке, экологическое пространство, социализация личности ребёнка.
На уроках химии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.
В качестве примеров можно привести следующее. Загадки целесообразно задавать в самом начале урока, чтобы мотивировать обучающихся на изучение новой темы. Так в самом начале изучения органической химии (химии углерода) можно предложить такую загадку:
Удивить готов он нас -
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он — графит.
Грамотный народ поймет
То, что это …
(Углерод)
А для закрепления темы можно применять прием синквейна. Составление синквейна требует от учащегося в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу.
Например, для закрепления темы «Алюминий и его свойства» можно составить следующее пятистрочье:
Алюминий
 Легкий, серебристо-белый 
Сгорает, восстанавливает, растворяется
Пассивируется концентрированными кислотами
Металл.
Немало важную роль в сбережении здоровья детей имеет процесс правильного использования на уроках химического эксперимента, применение химической посуды и оборудования, наглядных пособий и образцов.
Химические опыты хороши потому, что с их помощью можно привлечь ребят к нелюбимому занятию – решать задачи или записывать уравнения. Но при этом акцентировать внимание на технику безопасности при проведении эксперимента, говорить о вредных веществах и о их влиянии на здоровье человека.
При недоступности химического эксперимента можно применить виртуальную лабораторию. Это очень повышает интерес к предмету, помогает лучше усвоить изучаемый материал.
Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала, а также отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.
Огромное значение для усвоения предмета, для повышения интереса к предмету имеет практическая направленность занятия и умение связать изучаемый материал с жизнью.
Изучая органическую химию, практически во всех темах можно и нужно говорить о влиянии органических соединений на здоровье человека и все живое в целом. 
Например: в теме «Спирты и фенолы» и «Ароматические углеводороды» подробно рассматриваются вопросы о влиянии спиртов, фенолов и других веществ этой группы на здоровье человека и природу. Особенно важно показать учащимся действие алкоголя и наркотиков на подрастающий, развивающийся, молодой организм. Ведь эти вещества – яды. При изучении данной темы более рационально использовать нетрадиционную форму обучения: урок – суд над спиртами, урок – практикум, конференцию.
На такие уроки можно приглашать медицинского работника, который более профессионально расскажет о вреде спиртов, фенолов и других психотропных веществ на здоровье подростка. Хорошие результаты по данной теме дает показ фильмов по антитабачной, антинаркотической и антиалкогольной пропаганде. После просмотра фильма учащиеся готовы к диалогу и беседе, и большая часть подростков задумывается о вреде и ущербе который наносят себе сами курением, употреблением алкоголя и наркотиков, что, несомненно, является положительным результатом в качестве обучения.
Куда ни взглянешь в окружающем мире – везде нас окружают продукты химического производства. Многие из них отрицательно влияют на организм детей. Поэтому на уроках необходимо учить, как из множества предложенных продуктов выбрать то, что меньше причинит вред здоровью. При изучении темы «Соли» уместно рассказать о вреде излишнего употребления поваренной соли. Организм человека быстро реагирует на нарушение солевого баланса появлением мышечной слабости, быстрой утомляемостью, потерей аппетита, возникновением неутомимой нужды.
Особая роль отводится изучению химического состава пищи и влиянию компонентов пищи на здоровье человека не только на уроках химии, но и на факультативных занятия. Студенты должны знать, что любимый сахар, вездесущая соль, масло к чаю тоже не являются безвредными. А также, что уважаемая многими детьми сублимированная лапша, сухие завтраки, супы из пакетиков содержат консервант — глютомат натрия, превышение допустимой нормы которого вызывает в организме ребенка изменения – боль в желудке, сонливость, тошноту. Допустимая суточная норма данного вещества для взрослого человека составляет 1, 5 грамма, а для детей в 2 раза меньше.
При изучении данной темы можно предложить учащимся задачу на расчет количества глютомата натрия в сублимированном картофеле или другом продукте. 
Например: задача «Рассчитать количество консерванта в 3 тоннах сублимированного картофеля, если известно, что на 1 килограмм продукта добавили по 17 грамм глютомата натрия. Определить превышена норма или нет, сделать вывод». Или провести лабораторные опыты.
Например: «Определить витамины в продуктах и сделать заключение: содержат ли данные продукты витамины и какие?»
Такой урок способствует более качественному изучению темы, и учащиеся могут сделать вывод не только о витаминах в продуктах питания, но и о влиянии их на организм.
Особо хочется остановиться на следующем вопросе. Внедряя новые технологии в учебный процесс, необходимо формировать ключевые компетенции у обучающихся. Для этого надо предоставить им возможность самостоятельно справляться с задачами в деятельности, в жизни. Одним из способов заинтересовать обучающихся является возможность продемонстрировать им связь изучаемого материала с реальной жизнью, вовлекая ребят в исследовательские проекты.
Работа над проектом включает в себя следующие компетенции: учебно-познавательную (постановка целей, организация их достижения, планирование, анализ, проведение рефлексии и самооценка собственной деятельности); ценностно-смысловые, обеспечивающие механизм самоопределения обучающегося в ситуациях учебной и иной деятельности, информационные (получение навыков деятельности по отношению к информации и владение современными средствами информации), коммуникационные (обучающиеся получают навыки публичных выступлений, учатся вести дискуссию и задавать вопросы).
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю – более эффективно проводить профилактику асоциального поведения.