Формы и методы совершенствования творческих и исследовательских способностей учащихся при изучении физики.


Формы и методы совершенствования творческих и исследовательских способностей учащихся при изучении физики.
Моя педагогическая работа связана с преподаванием физики, одного из наиболее интересных, увлекательных, и в то же время достаточно сложных учебных предметов в школьной программе. За этот промежуток времени многое изменилось в образовательном процессе, он изменился качественно, произошел переход от доски, простых диапроекторов и проигрывателей, заданий и карточек, написанных от руки, к персональным компьютерам, принтерам, ксероксам, интерактивным доскам. И учителю теперь легче создавать новые условия для усвоения учебного материала, (а с другой стороны сложнее – требует дополнительной работы, подготовки)
На определенном этапе своей трудовой деятельности, я стала наблюдать понижение интереса к предмету, а вместе с этим понижение уровня знаний. У этой проблемы много объяснений (недостаточность наглядного материала, отсутствие оборудования, дефицит научной и дополнительной литературы, сложность самого предмета). Возникшие проблемы связаны и с растущим объемом человеческих знаний. Одним из решений этой проблемы является развитие и совершенствование творческих и исследовательских способностей учащихся.
Опыт показывает, что нередко учащиеся получают знания, которые не умеют применять на практике.
Любой успевающий по физике десятиклассник сформулирует закон Ома, приведет примеры, решит по формуле задачи. Но, к сожалению, не каждый сообразит, почему иногда в доме меркнет электрический свет, почему при нормальном накале настольной лампы, включенный в ту же розетку кинопроектор «не тянет», как при этих условиях заставить его работать. Это говорит о том, что учащиеся часто владеют знаниями формально, т. е. могут пересказать материал учебника, подтвердить его своими примерами, решить тренировочные задачи, но затрудняются применить свои знания на практике, в новых условиях. Эти недостатки обучения можно устранить, если систематически давать учащимся творческие задачи, которые потребуют объяснить какое-то новое для них явление или найти способы достижения какого-то определенного эффекта на основе использования тех или иных физических закономерностей. Такие задачи приучают учащихся осмысливать сообщаемые им знания, т. е. активизируют учебный процесс.

ЧТО ПОНИМАТЬ ПОД ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧЕНИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ ?Философами творчество рассматривается как «активность», «деятельность», «процесс», «вид деятельности», «тип деятельности», форма и т.пРазличают репродуктивный и продуктивный, конвергентный и дивергентный типы мышления.
Репродуктивное мышление-усвоение готовых знаний, заучивание (способности- память, внимание).
Мышление конвергентного типа- поиск лучшего решения или правильного ответа.
Дивергентное мышление- качество творческой личности, варьирует способы решения проблем..Показателями творческого мышления являются гибкость, скорость, оригинальность. На их развитие можно влиять в процессе изучения физики.
К системе заданий творческого характера, которая способна обеспечить активную работу мышления, можно отнести:
- интегрированные задачи (на составление и решение);
- задачи на вариации, содержащие требования дать как можно больше вариантов решения проблемы;
- задания открытого типа, в которых конкретно не оговорены условия прохождения процесса. Такие задачи имеют несколько правильных решений в зависимости от изменяемых условий;
- задачи с развитием содержания (на составление с данной задачи несколько других либо придумывание требований к задаче);
- задания на развитие творческого мышления как элемента дивергентного мышления;
- отгадывание загадок, составление опорных конспектов, написание фантастических произведений, «перевоплощение», рисования физических явлений и др.;
- задания, в которых необходимо передать содержание фразы другими словами. Они развивают точность мышления, умение увидеть физическую суть явления.
Значительный потенциал для развития дивергентного мышления учащихся имеют физические задачи разных типов. Представление про возможности задач в развитии дивергентного мышления дает табл.№1.

Таблица №1
Тип задач Задания для обучающихся Показатели дивергентного (творческого) мышления, которые развиваются
Количественные 1.Придумать задачу (составить условие), либо несколько задач за:
а) сокращенной записью;
б) рисунком, фотографией;
в) схемой, рисунком;
г) урывком из рассказа (сказки, стихи и т.п) Гибкость, оригинальность
2.За данным условием составить требования к задаче (что нужно найти) Быстрота, точность
3.Решить задачу
а) с избытком данных;
б) с неполными данными Гибкость, точность, оригинальность
4.Решить задачу разными способами. Какой из них вы считаете более рациональным? Почему? Гибкость, точность, скорость, оригинальность
5.Составить из данной задачи несколько других и решить их – задания предлагают после того, как решена данная задача. Гибкость, оригинальность, точность.
Качественные 1.Ответить на вопросы к данному рисунку – преподаватель ставит неконкретный вопрос (например, не оговаривает условия протекания данного явления) Гибкость, оригинальность
2. Придумать как можно больше вопросов к данному предмету (явлению) – например, предлагается физическое тело; демонстрируется явление, эксперимент и т.п. Гибкость, оригинальность
3. Перечислить все возможные варианты использования данного предмета (явления), включительно с фантастическими. Гибкость, оригинальность
4.Задания на исчезновение чего-либо (напр. «Что бы случилось, если бы исчезло трение?») Гибкость, оригинальность
5. Задания на изменения обычных соотношений на прямо противоположные (напр. «Что бы случилось, если бы дым стал полезнее за чистый воздух?») Гибкость, оригинальность
Экспериментальные 1.За данным оборудованием составить как можно больше задач и решить их. Гибкость, оригинальность, скорость
2.Разработать несколько способов экспериментального определения физической величины и подобрать соответствующее оборудование. Гибкость, оригинальность
Графические 1.Придумать условия задачи за данным графиком:
а) вербально;
б) с помощью рисунка Гибкость, оригинальность, скорость, точность
2.Определить, зависимость между какими величинами может иметь вид, показанный на графике (отметить оси координат) Гибкость, точность
3.Составить требования к данному графику (что нужно найти). Точность, скорость
4.Преподнести данный график в других возможных координатных осях Гибкость, точность, скорость
Методы, используемые в развитии творческих способностей учащихся на разных этапах урока
Развитие творческих и исследовательских способностей можно реализовать путем привлечения учеников к выполнению разных видов учебной работы. Представление об этом дает таблица №2.
Таблица №2
Этап урока Вид учебной работы Задания для учеников
1.Актуализация опорных знаний. Проверка знаний. Воспроизведение физических формул. Запишите все известные вам физические формулы, которые имеют такой математический вид: a=bc и др.
Формулировка определений (усвоение их смысла) Выразите как можно точнее смысл данной фразы другими словами.
2.Мотивация учебной деятельности «Мозговой штурм» Предложите как можно больше идей для решения данной проблемы
3. Объяснение нового материала Демонстрационный и фронтальный эксперимент 1.Предскажите результат данного эксперимента.
2.Предложите ход эксперимента с использованием данного оборудования.
3.Предложите свой собственный опыт для проверки…
Мысленный эксперимент 1.Проведите мысленный эксперимент: «Представьте себе, что….»
2.Дополните данную демонстрацию мысленным экспериментом (перенесение эксперимента в другие условия)
4.Закрепление понятий Устный или письменный ответ 1.Дайте определение:
-предмета, который был использован на уроке (гиря, посудина, капля и другие);
-понятия с приставками «анти» (мини-, супер-, полу- и другие)
5. Закрепление физических свойств и взаимоотношений Запись на доске и в тетради 1.Проклассифицируйте данный набор объектов по разными основам (предложенными самими учениками)2.Перечислите все возможные причины…(неисправности, неожиданного результата и др.)
6.Закрепление умений и навыков Фронтальный эксперимент 1.Придумайте эксперимент (соответственно цели и оборудованию) и проведите его.
2.Придумайте несколько вариантов эксперимента (соответственно цели и оборудованию).
Лабораторная работа 1.Составьте алгоритм выполнения работы (согласно цели и подобрать к ней необходимое оборудование (определена только цель)).