Опытно-экспериментальная работа по формированию творческой активности учащихся на уроках технологии.


2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию и развитию творческой активности учащихся на уроках технологии
В результате констатирующего этапа работы были условно выделены уровни творческой направленности учащихся (закончивших девять классов общеобразовательной школы и учащихся 5-11 классов обучающихся в настоящее время), избранных для формирующего эксперимента.
В основу разработки принципов и условий успешного развития творческой активности учащихся включены педагогические наблюдения и руководство деятельностью учащихся в течение пяти лет. Исследование проводилось учителем технологии на базе общеобразовательной школы
№ 62.
Не имея возможности в рамках исследования подробно остановиться на всех моментах развития личности каждого ученика, проведем анализ работы двух экспериментальных групп в течение 2004-2009 годов.
Кроме того, покажем результаты работы по внедрению комплексных заданий, оказавших влияние на активизацию творческой деятельности учащихся 11-5-х классов с начала обучения в среднем звене по 2009-2010 годы.
Смысл формирующей части опытно-экспериментальной работы по активизации творческой деятельности учащихся на уроке технологии заключается в том, чтобы показать действенность и эффективность комплексных учебных заданий (включая, в том числе и проекты) в достижении поставленной цели по формированию условий, способствующих творческой деятельности учащихся.
Формирующий этап исследования осуществлялся в группах, созданных из учащихся 7-х; 8-х; 9-х классов двух следующих друг за другом выпусков.
Количественный состав групп 1 и 2 выпуска 2008 года: 9 «А» класс – 11 человек;9»Б» класс – 14 человек. Выпуска 2009 года: 9 «А» класс – 10 человек; 9 «Б» класс – 17 человек. Всего соответственно 25 и 27 учениц. Общее количество учащихся участвующих в эксперименте – 52 человека.
Проследим за активизацией творческой деятельности в 8-х, 9-х классах обучения (проектной деятельности).
Эти учащиеся, обучаясь в 7-ом классе, выполняли проектные работы описательного характера по заданию учителя. Но такие проекты в меньшей степени способствовали развитию их творческой активности, так как не находили применения на практике, что по сути приводило к переписыванию текста книги.
Начиная с 8-го класса, они и все учащиеся последующих лет обучения выполняли проектные работы, предусматривающие проектирование технологических процессов с последующим изготовлением изделий применяемых в практической жизни. (Приложение № 10 и 13).
Проведем сравнительный анализ основных компонентов творческой активности учащихся на начальном и заключительном этапах формирующего эксперимента.
Рассмотрим динамику творческой направленности как результативного показателя развития мотивационного компонента творческой деятельности учащихся
Динамика составляющих творческой направленности (интерес к творчеству и стремление к включению в творческий процесс) различна в экспериментальных и контрольных группах. (Таблица № 1).
Таблица № 1.
Динамика показателей творческой направленности учащихся в ходе опытно- экспериментальной работы (%)
Уровень
сформированности
показателя Контрольные группы Экспериментальные группы
Начальн.
Этап Конечный
этап Начальн.
Этап Конечный
этап Начальн.
Этап Конечный
этап
7 кл. 7 кл. 8 кл. 8 кл. 9 кл. 9 кл.
% К-
во
уч-
ся % К-
во
уч-
ся % К-
во
уч-
ся % К-
во
уч-
ся % К-
во
уч-
ся % К-
во
уч-
ся
Интерес к творчеству: Высокий 47,1 24 48,2 25 52,9 27 55,3 29 57,6 30 61,2 32
Средний 37,6 20 38,8 21 36,5 19 35,3 18 35,3 18 35,3 18
Низкий 15,3 8 13,0 6 10,6 6 9,4 5 7,1 4 3,5 2
Итого: 100 52 100 52 100 52 100 52 100 52 100 52
Стремление к
включению в
творческий
процесс: Высокий 20,0 10 17,6 9 21,2 11 23,5 12 25,8 14 28,2 16
Средний 40,0 21 42,4 22 40,0 21 38,8 20 37,7 19 56,5 30
Низкий 40,0 21 40,0 21 38,8 20 37,7 20 36,5 19 15,3 6
Итого: 100 52 100 52 100 52 100 52 100 52 100 52
В-восьмых и девятых классах особенно отчетливо прослеживаются основные тенденции изменений. Заметно возросло число учащихся экспериментальных групп с высокой степенью выраженности познавательного интереса к творчеству (с 52,8% до 55,4% в восьмых классах, с57,7% до 61,3% в девятых классах).
Это свидетельствует о том, что комплексные учебные задания, которые были реализованы на этапе формирующего эксперимента, содержат в себе условия для развития познавательного интереса как важного компонента творческой активности. Изменения интереса к творчеству в контрольных классах не столь существенны, так как комплексные задания не применялись.
Как свидетельствуют результаты таблицы № 1, заметными являются сравнительные изменения динамики стремления к включению в творческий процесс. Если в экспериментальных группах число учащихся с высоко выраженными стремлениями значительно возросло, а число учащихся с низким уровнем стремления к включению в творческую деятельность существенно снижается, то в контрольных группах заметных изменений не происходит.
Анализ выбора тем проектов (Таблица № 2) говорит о том, что учащиеся экспериментальных групп отдают предпочтение темам имеющим, уже в самом названии задания, связанные с проектированием технологических процессов, которые предполагают необходимые условия для организации учебной деятельности по разработке и изготовлению изделий на основе приобретенных ранее знаний и умений, способствуют проявлению инициативы, самостоятельности, стимулируют познавательный интерес, направленный на активизацию творческой деятельности.
В контрольных классах, где темпы проектов не содержали технологической направленности, изменения интереса к творчеству не столь существенны. Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение таких комплексных заданий ориентирует учащихся на выбор разных тем проектов. Расширяется их познавательный интерес и они уже к девятому классу более осознанно ориентируются на выбор профессии ,что способствует и развитию творческой активности учащихся. О чем свидетельствуют выполненные ими проекты. (Приложение № 3«А», 3«Б», 10, 13).
Что касается менее востребованных тем проектов, то этому необходимо уделить внимание при планировании уроков в следующем году.
Зная, что самостоятельность формируется в процессе выполнения учащимися самостоятельных работ, приобретая проблемно-поисковую деятельность, проанализируем уровень увеличения времени на самостоятельную работу.
Таблица № 3.
Динамика уровня увеличения времени на самостоятельную работу.
Классы Время урока
(мин) Среднее время (мин). Уровень времени
самостоятельной работы
уч-ся на уроке в %
Учителя Ученика 5 45 31,5 13,4 30
6 45 26,5 18,5 41
7 45 17,5 27,5 61
8 45 12,5 32,5 72
9 45 10,5 34,5 76
Результаты, отраженные в таблице № 3, свидетельствуют о том, что в контрольных и экспериментальных группах отводится разное время для организации самостоятельной работы учащихся.
Учащиеся 5-х, 6-х классов выполняют задания учителя по образцу. Цель формирования и совершенствования технических приемов и умений, обучение навыкам планирования, приемам самостоятельной работы, взаимоконтроля и самоконтроля. В седьмых классах задания направлены на самостоятельную работу, осуществляемую без непосредственного участия учителя и требующую избирательного отношения ученика к известным ему средствам и методам решения поставленной задачи. В этих классах на самостоятельную работу отводится от 30% до 61% учебного времени урока.
В-восьмых и 9-х классах задания направлены на самостоятельную творческую работу, включающую элементы исследования, например, проекты учащихся, контрольные работы по рукоделию, создание предприятия, определение вида ткани.
Это способствует расширению познавательного интереса и вовлекает в самостоятельную творческую деятельность с элементами исследования, опираясь на приобретенные и приобретаемые в ходе самостоятельной работы знания и умения.
Отсюда следует вывод о том, что в 5-х – 7-х классах организация учебной деятельности носит, скорее всего, репродуктивный характер и меньше всего направлена на творческое развитие.
В-восьмых и девятых классах на этапах формирующего эксперимента самостоятельная деятельность в процессе выполнения особых видов заданий способствует познанию нового ранее неизвестного, приобретая активно творческий характер, что позволяет выполнить еще одно педагогическое условие развития творческой активности.
Об эффективности комплексного учебного задания (проект, игра, мозговой штурм и др.) в развитии интереса, как важного компонента творческой активности учащихся, свидетельствует сравнительный анализ предпочтений учащихся на заключительном этапе опытно-эксперементальной работы (Таблица № 4).
Таблица № 4.
Характер предпочтений учащихся (%).
Выбор
учащимися
заданий Контрольные группы Экспериментальные группы
Начальн.
этап Конечный
этап Начальн.
этап Конечный
этап Начальн.
этап Конечный
этап
7 кл. 7 кл. 8кл. 8 кл. 9 кл. 9 кл.
% К-
во
уч-
яс % К-
во
уч-
ся % К-
во
уч-ся % К-
во
уч-ся % К-
во
уч-ся % К-
во
уч-
ся
Количество
уч-ся,
выбравших
творческое
задание 16,6 9 18,9 10 18,9 10 23,6 12 30,7 16 40,1 21
К-во уч-ся,
выбравших
занимательное
задание 46 24 46 24 47,2 25 49,4 26 48,3 25 47,2 24
К-во уч-ся,
выбравших Задание на простое действие 37,4 19 35,1 18 33,9 17 27,1 14 21 11 12,7 7
Итого: 100 52 100 52 100 52 100 52 100 52 100 52
Из данных таблицы видно, что значительные изменения произошли и в показателе включения в творческую деятельность. Число учащихся, предпочитающих задания творческого характера, в экспериментальных группах возросло в –восьмых классах с 18,8% до 23,5%, в девятых классах с 30,6% до 40%.
В контрольных группах по этому показателю заметных изменений не произошло. Это означает, что интерес учащихся в экспериментальных классах, в отличии от контрольных, становится содержательным мотивом творческой деятельности. Чем и подтверждается эффективности комплексного учебного задания в развитии такого компонента творческой активности, как познавательный интерес.
Проанализируем результаты развития общеучебных умений, составляющих основу творческой активности учащихся. К таким умениям отнесем организационные и коммуникативные умения как основу самостоятельности учащихся и познавательные умения, характеризующие операционную сторону его учебно-познавательной деятельности.
Экспериментальные и контрольные группы, как видно из таблицы №5 и №6, на заключительном этапе значительно отличаются друг от друга по уровню сформированности организационных, коммуникативных и познавательных умений уч-ся.
Таблица № 5.
Показатели общеучебных умений на завершающем этапе эксперимента (%).
Показатели Контрольн.группы Экспериментальные группы
Уровни развития
7 класс 8 класс 9 класс
Вы-
со-
кий Сред-
ний
Низ- кий
Вы-
со- кий
Сред
ний Низ-
кий
Вы- со
кий Сред
ний Низ
кий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.Организационные и
коммуникативные умения
как основа самостоятельности: 33,2 47,6 19,2 36,4 50,0 13,6 39,2 53,6 7,2
1.1Умение самостоятельно
ставить и формулировать
задачу
34,0 46,7 20 38,0 48,0 14,0 40,0 52,0 8,0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.2Умение самостоятельно
планировать предстоящую
деятельность 30,0 50,0 20,0 34,0 52,0 14,0 36,0 56,0 8,0
1.3.Умение осуществлять
самоконтроль и самооценку
своей работы 36,0 46,0 18,0 38,0 50,0 12,0 42,0 52,0 6,0
1.4.Умение формулировать
свое мнение 32,0 48,0 20,0 36,0 50,0 14,0 38,0 54,0 8,0
1.5.Умение обосновывать
свои взгляды 34,0 48,0 18,0 36,0 50,0 14,0 40,0 54,0 6,0
2.Познавательные умения 32,0 50,0 18,0 36,0 52,0 12,0 38,0 55,0 7,0
2.1.Умение анализировать
главное и второстепенное 32,0 50,0 18,0 36,0 52,0 12,0 38,0 56,0 6,0
2.2.Умение видеть новую
функцию знакомого объекта 34,0 50,0 16,0 38,0 52,0 10,0 40,0 54,0 6,0
2.3.Умение моделировать
нестандартные ситуации 30,0 52,0 18,0 34,0 54,0 12,0 36,0 58,0 6,0
2.4.Умение прогнозировать
результат 32,0 48,0 20,0 36,0 50,0 14,0 38,0 52,0 10,0
В экспериментальных группах осуществлялась целенаправленная работа по формированию необходимых для учебно-познавательной творческой деятельности умений на основе применений в учебном процессе комплексных межпредметных заданий, что позволило увеличить число учащихся с высоким уровнем общеучебных умений по сравнению с контрольными классами.
Это видно по показателям организационных и коммуникативных умений в 8-х классах – 36,4%, в 9-х классах – 39,2%, а с высоким и средним уровнем в 8-х классах – 86,4%, в 9-х классах – 92,8%, то в контрольных классах их 33% и 80,8%. Возросло и среднее значение показателей организационных и коммуникативных умений, что видно из таблицы № 6.
Уровень сформированности обобщенных познавательных умений в экспериментальных и контрольных классах выше, чем уровень организационных и коммуникативных умений.
Число учащихся с высоким и средним уровнем развития познавательных умений выше, чем в контрольных классах (7-х -82%, 8-х – 88%, 9-х – 93%).
Таблица № 6.
Уровень сформированности организационных, коммуникативных и познавательных умений учащихся (в баллах).
Класс,
этап эксперимента Организационные и
коммуникативные умения Познавательные
умения
Опытный
(начальный этап) 3,29 3,18 3,54 2,62 2,33 3,50 3,38 3,44 3,6
Опытный
(конечный этап) 4,34 4,22 4,48 4,50 4,50 4,86 4,76 4,72 4,78
Контрольный (начальный этап) 3,65 3,60 3,31 2,69 2,62 3,77 3,65 3,86 3,64
Контрольный (конечный этап) 3,56 3,85 4,06 3,23 3,29 3,81 3,69 3,61 3,69
В процессе учебно-познавательной деятельности формируются общеучебные умения. Динамика показателей умений отражает эффективность педагогических усилий по их формированию. Докажем эффективность педагогических усилий с помощью сравнительного анализа изменений показателей средних значений по классам (Х) и дисперсий (Д), являющейся важной количественной характеристикой видоизменения показателей по формуле:

Д= ─ ∑ Х ị ,где:
ń
Д – дисперсия (мера изменчивости показателей); n – количество членов совокупности; Хi – отклонение от среднего арифметического балла каждого результата измерения; ∑Хi – сумма квадратов этих отклонений. (Шевандрин Н.И., с.-302-304; Немов Р.С. с.-30-33.)
Таблица № 7.
Влияние комплексного задания на обобщенные показатели
общеучебных умений
Показатели Контрольный класс Опытный класс
Начальный
этап Конечный
этап Начальный
этап Конечный
этап
Организационные и коммуникативные умения
Х 3,13 3,59 2,99 4,41
Д 4,70 4,45 4,94 4,25
Познавательные умения
Х 3,57 3,49 3,60 4,78
Д 4,93 4,23 4,17 3,28
Результаты вычислений, предусмотренные в таблице №7 показывают, что прирост показателей общеучебных умений меняется в течение всего эксперимента. Так, в опытном классе наблюдается рост по показателям организационных и коммуникативных умений, лежащих в основе самостоятельности, и по показателям познавательных умений. На фоне общего роста показателей в опытном классе их разброс стал меньше.
Дисперсия по организационным и коммуникативным умениям уменьшилась с 4,94 до 4,25; по познавательным умениям с 4,17 до 3,28.
В контрольных группах изменения в показателях общеучебных умений незначительны, о чем свидетельствуют средние их значения. Общегрупповой показатель познавательных умений даже уменьшился.
Отсюда следует вывод о том, что сравнительный анализ изменений в показателях между контрольными и экспериментальными группами подтверждает эффективность воздействия комплексных учебных заданий на развитие общеучебных умений (организационных и коммуникативных умений), обобщенных (познавательных умений) как важного компонента творческой активности.
Работая над проектами и защищая их, учащиеся продемонстрировали общеучебные умения, формируемые в ходе проектирования технологических процессов (самостоятельно выбирать темы, анализировать и обосновывать свой выбор, составлять схему работы над проектом, моделировать изделия, выбирать необходимые материалы и оборудование, корректировать свою работу, заниматься исследованием, разрабатывать технологический процесс, осуществлять самоконтроль, выполнять расчеты себестоимости изделия, соблюдать научную организацию и технику безопасности труда, требования гостов и технических условий, анализировать в выводах выполненную работу, оценивать ее и давать рекомендации, самостоятельно работать с литературой, изготавливать изделия).
Анализируя итоги учебной деятельности учащихся в ходе работы над проектом, проследим за динамикой уровня обученности учащихся (смотреть диаграммы обученности учащихся).
Заметен рост показателей обученности учащихся 1 выпуска в 2005 – 2008 учебных годах с 0,65 до 0,71; 2 выпуска в 2006 – 2009 учебных годах с 67,0 до 0,78; в 2007 – 2009 учебных годах с 0,71 до 0,76; в 2008 до 2010 учебных годах с 0,75 до 0,78 – в 10-х классах следующих друг за другом. Обученности учащихся выпускного 11 класса возросла с 0,76 до 0,78.
Из диаграмм видно, что динамика обученности 5х -6х -7х-8х-10х-11 классах положительна.
Также просматривается рост показателей двух следующих друг за другом выпусков девятых классов 2008 – 2009 и 2009-2010 учебных годов в 8 «А с 0,78 до 0,80; в 8 «Б» с 0,72 до 0,77; в 9 «А» с 0,80 до 0,84; в 9 «Б» с 0,77 до 0,80.
В седьмых классах рост показателей обученности менее значителен, так как в эти годы обучения учащихся только учились работать над проектами, недостаточно понимая сущность технологической направленности. Кроме того и в других классах, выполняющих комплексные задания по проектированию технологических процессов, также заметен рост показателей обученности учащихся. ( Таблица 5А Анализ итогов учебной деятельности учащихся. Приложение №12).
По результатам защиты проектов, как видно из таблицы № 8 и диаграмм качества обучения учащихся значительно возрастает на заключительном этапе в опытных классах по сравнению с контрольными классами в 2005-20080 учебных годах с 64% до 73%, в 2006-2009 учебных годах с 67% до 75%. В промежуточных восьмых классах показатель уровня качества обученности также соответственно вырос с 64% до 69% и 67% до 70%.
Обобщенный показатель уровня качества также возрос с 66% до 74%. В контрольных классах существенных изменений не происходит.
Обобщенный показатель уровня качества в 10 классе возрос с 74% до 81%.
Уровень качества обучения выпускного 11 класса изменился с 87% до 100%.
По Третьякову П.В показатели степени обученности учащихся одновременно являются и показателями эффективности учебной деятельности учителя. Высокая эффективность учебной деятельности предопределяется первым (высшим) уровнем требований. Учащиеся восьмых, девятых классов умеют творчески применять полученные теоретические знания на практике в новой нестандартной ситуации «переносит» ее в изученные и усвоенные ранее понятия, законы и закономерности, что соответствует высшему уровню требований. Учащиеся констатируют новые способы деятельности в работе над проектом и другими комплексными заданиями, находят оригинальные подходы к решению поставленных задач. При этом они проявляют самостоятельность, участвуют в творческой деятельности, активизируется их познавательный интерес, формируются общеучебные умения.
Опираясь на анализ результата обученности учащихся и эффективности работы учителя по данной проблеме (двух идущих друг за другом исследований) в 7-9-х классах (2000-2004 и 2005-2009 годы), мы наблюдаем рост показателей на всех этапах экспериментов внутри каждого из них (см. диаграммы). При этом следует учесть то, что в новом исследовании изменились материалы комплексных заданий (Приложения: с №1 по № 2 с № 4 по №6 с №8 «А» по № 10 «В» и частично измененных № 3 «А»; « 3 «Б»; №7 и №8). Представлены новые разработки планирования уроков, дидактические и контрольно измерительные материалы. Можно сделать вывод о том, что целенаправленная работа по применению новых комплексных заданий также способствует сформированности общеучебных умений (организационно – коммуникативных, познавательных; таблица №5) и развитию познавательного интереса к творчеству (таблица №1), как важному компоненту творческой активности, учащиеся отдают предпочтение проектам, связанным с проектированием технологических процессов, позволяющих разрабатывать изделия на основе приобретенных знаний и умений, способствующих проявлению инициативности, самостоятельности, стимулирующих познавательный интерес, направленным на активизацию творческой деятельности обучающихся как в экспериментальных, так и в других классах (Приложения №10, № 10 «А», № 13; Таблицы №2,№3, №4).
Таблица № 8.
Уровень качества обучения учащихся 7-9 классов
по итогам защиты проектов (%).
Класс Об-
щее
к-
во
уч-ся Уровень качества знания
Контрольные классы Опытные классы
Начальный
Этап Конечный
этап Начальный
этап Конечный
этап Начальный
этап Конечный
этап
% К-
во
Уч-
ся % К-
во
уч-
ся % К-
во
уч-
ся % К-
во
уч-
ся % К-
во
уч-
ся % К-
во
уч-
яс
2005-2008 учебный год
7 25 59 15 64 16 8 25 64 16 69 17 9 25 69 17 73 18
2006-2009 учебный год
7 27 60 16 67 18 8 27 67 18 70 19 9 27 70 19 75 20
Обобщенный уровень качества обучения
7 52 60 16 66 34 8 52 66 34 70 36 9 52 70 36 74 38
Обобщенный уровень качества обучения
10 31 74 23 81 25
11 17 87 15 100 17
Таким образом, делаем вывод о том, что анализ уровня обученности учащихся подтверждает эффективность воздействия проекта на развитие общеучебных умений в ходе самостоятельной работы и способствует активизации творческой деятельности учащихся.
Одним из показателей развития творческой работы является результат анализа в кружках по интересам учащихся сравниваемых групп. Выясняем динамику количественных показателей участия в кружковой работе и дифференциацию между группами экспериментальных и контрольных групп.(Таблица № 9).
В результате проведения замеров, по данным таблицы №9, наблюдается достаточно стабильный интерес учащихся к кружкам: математическому, лингвистическому, естественно-географическому, художественно-прикладного, технического творчества – в контрольных классах на начало и на конец года (24,1%; 4,7%; 17,6%; 9,4%; 24%).
В опытных классах наблюдается снижение интереса к кружкам математической и естественно-географической направленности, но увеличивается число учащихся занимающихся по интересам. Причем констатируется приток учащихся в кружки, содержащие творческую направленность, которые соответствуют по своему содержательному профилю предметам, способствующим развитию учебно-познавательной деятельности (коммуникативной, художественной, игровой), что отражено в содержании комплексных заданий. Это позволило увеличить число учащихся, посещающих кружки художественно-прикладного творчества с 16,4% до 28,2%; технического творчества с 3,5% до 9,4%; литературного творчества с 7,1% до 16,4%.
Подтверждают результативность и эффективность учебных заданий, данные самооценки учащимися своих умений в различных видах творческой деятельности. (Таблица № 10).
Таблица № 9.
Динамика проявления интереса учащихся к внеурочным занятиям
разного профиля (%).
Занимаются в кружках по интересам Контрольные классы Экспериментальные классы
Начальн.
Этап Конечный
этап Начальн.
Этап Конечный
этап Начальн.
Этап Конечный
этап
% К-во
уч-
ся % К-
во
уч-
ся % К-
во
уч-ся % К-
во
уч-
ся % К-во уч-ся % К-во уч-ся
Математический 14,1 8 14,1 8 11,8 6 11,8 6 9,4 5 9,4 5
Лингвистический 4,7 2 4,7 2 5,9 3 5,9 3 7,1 4 7,1 4
Естественно-
географический 17,6 9 17,6 9 14,1 8 14,1 8 11,8 6 11,8 6
Художественно-
прикладного
творчества 9,4 5 9,4 5 16,4 9 18,8 10 23,4 12 28,2 15
Литературного
творчества 4,7 2 5,9 3 7,1 4 9,4 5 14,1 7 16,4 9
Технического
творчества 2,4 1 2,4 1 3,5 2 5,9 3 7,1 4 9,4 4
% от общего
кол-ва уч-ся
участвующих в
эксперименте 52,9 27 54,1 28 58,8 30 65,9 31 72,9 38 82,3 43
Таблица № 10.
Самооценка творческих умений учащихся
(в % к общему количеству учащихся в группе).
Умею Контрольные классы Экспериментальные классы
Начальн. этап Конечный этап Начальн. этап Конечный этап Начальн. этап Конечный этап
% К-во уч-ся % К-во уч-ся % К-во уч-ся % К-во уч-ся % К-во уч-ся % К-во уч-ся
Сочинять рассказ 7,1 4 7,1 4 7,1 4 14,1 7 18,8 10 37,6 20
Составлять сценарии (спектакля, сказки, рассказа). 9,4 5 9,4 5 11,8 6 14,1 7 16,4 9 21,2 11
Участвовать в самодеятельности 11,8 6 14,1 7 17,6 9 21,1 11 23,5 12 28,2 15
Писать стихи 2,4 1 2,4 1 4,7 2 7,1 4 9,4 5 11,8 6
Руководить кружком рукоделия 4,7 2 7,1 4 7,1 4 11,8 6 24,7 13 43,5 23
Это объясняется приобретенными учащимися на занятиях творчества навыками написания работ и активизации, взаимосвязанных с ним видов учебно-познавательной деятельности, что отражено на межпредметной основе. Участие в творческих кружках и самооценка творческих умений являются показателями активности учащихся и свидетельствуют о готовности к творческой деятельности.
Также подтверждает результативность комплексных заданий и их эффективность, самооценка, выявленная с помощью сочинения, с элементами проективной методики «Как проект повлиял на мою творческую деятельность», цель которого показать влияние метода проектирования на творческое развитие учащихся восьмых и девятых классов. (Таблица№11).
Таблица № 11.
Влияние проекта на творческую деятельность
(самооценка учащихся %).
Показатели Контрольные классы Экспериментальные классы
Начальн. Этап Конечный этап Начальн. Этап Конечный этап Начальн. Этап Конечный этап
% К-во уч-ся % К-во уч-ся % К-во уч-ся % К-во уч-ся % К-во уч-ся % К-во уч-ся
Профориентация 80,0 41 81,2 42 81,2 42 83,5 43 84,9 44 88,8 46
Интересы склонности 76,5 40 78,8 41 80,0 41 82,4 42 83,5 43 87,1 45
Научил
проектировать
технологические
процессы 78,8 40 82,4 43 85,9 44 87,1 45 89,4 46 91,8 48
Пригодится в
жизни 67,1 35 69,4 36 70,6 37 71,8 37 72,9 38 76,5 39
Способствует
творческому
развитию 90,6 47 91,8 48 92,9 38 93,7 49 95,3 50 98,8 41
Не повлиял 17,6 9 14,1 7 10,6 6 7,1 4 3,5 2 0 0
Как видно из таблицы № 11, в опытных классах 88,8% учащихся считают, что создание проекта поможет им в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для выбора будущих профессий. В контрольных классах так считают только 81,2% учащихся.
Профориентация является конечной целью трудового обучения на уроках технологии. И если человек проявляет творческий подход к изучению предмета, то у него есть желание приобретать новые знания и умения, расширять кругозор, что отмечено в 98,8% сочинений в опытных классах по сравнению с контрольными классами, где это число составляет только 91,8% от общего количества учащихся в группе. 87,1% учащихся опытных классов отмечают, что создание проекта помогло им определить свои интересы, склонности и способности по сравнению с 78,8% контрольных классов.
Поэтому можно сказать, что высокий процент (88,8%) учащихся опытных классов отметивших то, что проект помогает в выборе будущей профессии, является показателем того, что проектная деятельность носила творческий заинтересованный характер.
В контрольных классах, где этот процент (81,2) ниже, еще нет достаточной направленности на профориентацию, но одним из главных показателей является расширение кругозора и творческое отношение к любой деятельности на уроке, что является предпосылкой для дальнейшей ориентации на профессию.
Ответ на вопрос оформлен не формально, а творчески. Его письменное содержание сопровождается выполнением разнообразных рисунков с использованием широкой гаммы цветов, подтверждающих положительные эмоции. Вместе с тем, отдельные фрагменты рисунков (например: тучи закрывающие часть солнца; яма; гора; лестница; плачущие тучи…) свидетельствуют о возможных трудностях, которые не огорчают учащихся и преодолеваются ими при умении организовывать свою самостоятельную познавательную деятельность на основе приобретенных ранее знаний и умений при изучении различных школьных наук.
Высказывая свое мнение, учащиеся отмечают, что они готовы развивать и совершенствовать свое творческое познание. Таким образом, делаем вывод о том, что проект является комплексным заданием, способствующим активизировать творческую деятельность учащихся, так как она формируется в ходе самостоятельной познавательной деятельности и носит творческий характер (по мнению учащихся).
Результатом этой деятельности являются проекты и изделия, выполненные учащимися, а также слова благодарности в адрес учителя
Диагностика результатов оценки значимости проектов на уроках технологии для развития творческой активности учащихся проводимая методом анонимного анкетирования (Таблица № 12) позволяет, получит нам своеобразный отчет о значимости проектов в активизации творческой деятельности в понимании самих учащихся.
Таблица № 12.
Диагностика результатов оценки значимости проектов на уроках технологии для развития творческой активности учащихся (%).
Наименование Общие
данные Анкетные данные Об-
щий
%
8 класс 9 класс К-
во
(ед) % К-
во
(ед) % 1. Количество анкет 52 25 27 2.Количество вопросов в анкете 19 3. Количество ответов 988 475 100 513 100 4. Общие направления ответов учащихся: А. Творческая активность 728 342 72,0 386 75,2 73,6
Б. Применение в практической деятельности 55 24 5,0 31 6,0 5,6
В. Познавательно-информационная
направленность 21 10 2,2 11 2,2 2,2
Г. Самостоятельная деятельность 62 29 6,2 33 6,4 6,3
Д. Интерес 92 44 9,2 48 9,3 9,2
Е. Направление не определяется 30 26 5,4 4 0,9 3,0
Результаты, отраженные в таблице № 12, свидетельствуют о том, что в опытных классах наиболее высокими оказались результаты, связанные с направлением «Творческая активность». По сравнению с контрольными классами они возросли с 72,0% до 75,2%.
Так как направление «Творческая активность» включает в себя элементы всех остальных направлений деятельности, то можно констатировать, что поставленная цель работы по активизации их творческой деятельности при создании проектов достигнута. Кроме того, показатель «направление не определяется» в 9-х классах ниже, чем в 8-х классах на 4,5%. Это говорит о том, что создание проектов позволяет учащимся к выпуску в девятом классе получить все необходимые знания и умения, предусмотренные программой «Технология» для самоопределения и самоактуализации личности.
Проанализируем динамику оценивания деятельности учащихся по результатам контрольных работ (Таблица № 13).
Таблица № 13.
Динамика оценивания деятельности учащихся
Период К.
Л
А
С
С К-во
уч-ся
выпол
нив
ших
КР К-во уч-ся выполнивших контрольную работу
на %
Успе
вае
мос
ти Сред
Ний
балл %
ка
чест
ва Уро
вень
требо
ваний ЭФ
=
СОУ %
уч-ся сдаю
щих
экза
мен
«5» «4» «3» Результаты контрольных работ
2007-2008 9-а,
9 б 24
4 17 3 100 4,0 88 1выс. 0,67 16,0
2008-2009 9-а,
9 б 25 7 16 2 100 4,2 92 1выс. 0,72 25,9
К-во уч-ся 9-а,
9 б 25
27 11 33 5 100 4,1 90 1выс. 0,70 21,2
2008-2009
2009-2010 10
10 17
14 8
9 6
3 3
2 100
100 4,0
4,5 82
85 1выс.
1выс. 0,77
0,83 47,1
64,3
Количество
учащихся 17
14 17 9 5 100 4,3
84 1выс. 0,80 54,0
2009-2010 11 17 10 7 100 4,5 100 1выс. 0,85 58,8
Количество
учащихся 11 17 10 7 100 4,5 100 1выс. 0,85 58,8
Результаты учебного года
2007-2008 9-а,
9 б 11
14 4 18 3 100 4,0 88 1выс. 0,67 16,0
2008-2009 9-а,
9 б 10
17 8 17 2 100 4,2 92 1выс. 0,72 29,6
К-во уч-ся 9-а
9-б 25
27 12 35 5 100 4,1 90 1выс. 0,70 23,0
2008-2009
2009-2010 10
10 17
14 9
10 5
2 3
2 100 4,3
4,5 82
85 1выс. 0,78
0,85 52,9
71,4
Количество учащихся 10
10 17
14 19
7
5
100
4,4
84
1выс. 0,82
61,2
2009-2010 11 17 11 6 100 4,6 100 1выс. 0,87 64,7
Количество учащихся 11 17 11 6 100 4,6 100 1выс. 0,87 64,7
Данные таблицы показывают, что при 100% успеваемости показатели обученности учащихся и эффективность учебной деятельности учителя по результатам контрольных работ в 2009 году, по сравнению с 2008, годом возросли в 9х классах с 0,67 до 0,72, что подтверждено результатами итоговой аттестации в завещающем эксперименте. Учащиеся в основном подтвердили свои знания.
В 10-х классах (основу которых составляет контингент учащихся 9-ых опытных классов) эффективность учебной деятельности учителя возросла с 0,77 до 0,83. По данным контрольной работы в 11 классе (2009-2010 годы) сравнительно с 10-ым классом (2008-2009 годов) эффективность работы учителя возросла с 0,77 до 0,85. Результаты контрольных срезов и годовых итогов показывают положительную динамику.
Сравнить показатели результативности работы учителя и учеников в 9 и 11 классах не представляется возможным по причине объединения девочек и мальчиков (2008-2009 г. г.) для совместного обучения. С 10 класса (мальчики ранее изучали технический труд с другими учителем). Тем не менее, в этих классах результат тоже положителен (см. таблицу № 13).
Увеличилось число учащихся других классов аттестованных на «5», например с 12 (9кл.) до 19 (10кл.) общее число учащихся получивших оценки «5» и «4» также выросло при постоянных удовлетворительных оценках.
Обучение с применением комплексных заданий на уроках технологии позволило учащимся продемонстрировать в контрольных работах достаточно высокие:
-уровень сформированности политехнических знаний и умений экологической культуры;
- наличие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
- уровень информированности о структуре и функционировании современного производства и сфер услуг;
- уровень самостоятельности и способности решать творческие и изобретательские задачи;
- уровень возможностей к самопознанию, к изучению мира профессий, к выполнению профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
- уровень воспитанности, трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтность общения;
- уровень овладения основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умение применять их при реализации собственной продукции и услуг;
- уровень умений использовать в качестве объектов труда потребительские изделия и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации.
Повышение мотивационного интереса к контрольной работе по технологии, расширение познавательного интереса, самостоятельность в подготовке к контрольной работе носит активный творческий характер.
Описанные выше данные об изменении мотивационно-смыслового аспекта творческой активности учащихся подтверждают сформированность готовности учащихся опытных классов содержательной творческой деятельности. У учащихся постоянно растет интерес к творчеству, возникает желание включиться в творческий процесс, изменяется структура интересов к внеурочной деятельности с предметным различным содержанием.
Познавательный интерес охватывает все предметные и различные непредметные источники и виды деятельности (специальная литература), составляющие основу комплексного учебного задания. Появляется интерес к проектной деятельности, что раньше так явно не просматривалось.
Таким образом, образцы диагностик и их анализ, проведенный на базе школы № 62 г. Оренбурга, подтверждают положение о том, что комплексные задания, построенные на основе проектного подхода в обучении, удовлетворяющие своим содержанием педагогические условия развития основных компонентов творческой активности (познавательный интерес, самостоятельность, общеучебные умения) и актуализирующие взаимосвязанные виды деятельности, могут стать эффективным средством развития творческой активности учащихся.