Проектная деятельность в условиях ФГОС ООО в урочной и внеурочной деятельности.


«МБОУ гимназия №2 г. Владивостока»
Педагогический совет:
«Опыт, проблемы, перспективы воспитания и социализации детей в урочной и внеурочной деятельности»
«Проектная деятельность в условиях ФГОС ООО в урочной и внеурочной деятельности. Из опыта работы учителя математики» - Ким В.А.
Выступление
учителя математики,
классного руководителя 5 «А» класса
Ким В.А.
2015-2016 уч.г.
Начальная школа гимназии № 2 который год занимается в условиях ФГОС ООО. В этом году мы приняли от них эстафету. К нам в 5-е классы пришли детки уже знакомые с технологиями работы учителя согласно требованиям ФГОС ООО. Мы, соблюдая преемственность, продолжили обучение учащихся.
В 5-х классах гимназии №2 математика преподается по УМК И.И. Зубаревой и А.Г. Мордковича, который полностью соответствовал требованиям математического образования ФГОС ООО на 2015-2016г. (сл.2) В нем в помощь учителю предлагаются и темы для проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках математики. Рабочая программа разрабатывалась так, чтобы создать благоприятные условия и обеспечить достижение учащимися планируемых результатов освоения курса математики.
Для меня, как учителя математики, основными технологиями развивающего обучения является проблемно-поисковая и исследовательская. (сл.3) Применение этих технологий обеспечивается соблюдением принципа систематичности и последовательности изложения материала, что способствует необходимому личностному и профессиональному развитию обучающихся. (сл.4)
Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться. (сл.5)
Получили развитие общие умения учащихся: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата. Учащиеся получают представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы. Уроки с применением проектов детей более интересны и познавательны для учащихся. (сл.6) Проектно-исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.  Метод проектов ставит меня в позицию сотрудничества с учащимися. Проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества.
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики является создание проблемных ситуаций, которые на много улучшают усвоение материала учениками и развивают в них внимательность, гибкость ума, следствием чего является высокая активность учащихся на уроках. Нельзя заставить ребенка слепо зубрить предмет в погоне за всеобщей успеваемостью, лишь бы поставили «пять». Я даю возможность ученику экспериментировать и не бояться ошибок, воспитываю у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Никогда в своей практике не поставила неудовлетворительную оценку ученику, вышедшему к доске. Предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия, увлеченности, естественной реакции большинства учеников. Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос. Как же создавать эти проблемные ситуации, какие есть варианты их постановки?:
-Это сделанная мной «умышленная ошибка» в решении. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке.
- Даю задачу на дом и говорю: «Что то не получается, наверно опечатка. Ну-ка попробуйте вы, обращайтесь к кому хотите за помощью». Хотя задача решается. На другой урок у них радостные лица – они решили (или их родители, но они разбирались и вникали в задачу).
- Найди по теме интересную задачу для всего класса и презентуй ее на уроке.
- Приди домой и предложи решить своим маме и папе; научи их как это надо делать. Вот такие примеры активизируют деятельность учащихся.
Это кратко об урочной деятельности.
Внеурочная деятельность. (сл.7)
В этом, году с доброго напутствия нашего директора Инны Алексеевны Шендрик, я веду кружок «Занимательная математика». После выпуска 11-х классов я очень устала и брать кружок вроде сразу не соглашалась, но она мне на распределении нагрузки говорит: «Возьмите, не пожалеете, ведь вы будете работать по ФГОС и надо будет решать как вести внеурочную деятельность по предмету». Я согласилась и не пожалела. Веду кружок «Занимательная математика». (сл.8)
Внеурочная деятельность-
- это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации; - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах отличных от классно-урочных и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Моя модель организации внеурочной деятельности - это модель внеурочной деятельности, основанная на мобилизации (актуализации) внутренних ресурсов общеобразовательного учреждения. Здесь я использую все выше перечисленные технологии и подходы, а также активизирую познавательную деятельность учащихся, используя информационно-коммуникационные технологии.
Ребята с увлечением решают задачи, разбирают и выискивают новые способы быстрого счета, работают с геометрическим материалом, с удовольствием делают ребусы, шарады, презентации. На каждом занятии предполагается познание чего-то нового и отработка на практике, т.е. получить результат: я научился, я умею. Задачи на составление уравнений я с ребятами стала делать на кружке еще задолго до темы по предмету. И удобно это делать на старинных задачах. (сл.9), (сл10.) Мы обязательно записываем текст задачи в тетрадь, а он уже совершенно из другой эпохи, детям это интересно. (сл.11) Решаем в классе и обязательно прошу дома поделится своими знаниями с родителями или озадачить их вопросом из задачи.
Тему для проектной деятельности «Геометрические тела в окружающем мире» мы адаптировали к празднованию Нового года. Ребята выполняли творческие работы панно из геометрических фигур на тему «Новогодняя фантазия» и выставили свои работы в холле гимназии. Эта работа была продолжена по запросу ребят на новогодних открытках. Надо было выполнить новогоднюю открытку в виде геометрических фигур. Они отыскали в интернете старые открытки, откуда почерпнули какие-то то идеи для своих работ. Были открытки и виде прямоугольников и квадратов, и трапеций, и в виде гармошки и в виде детских распашонок и т.д. (сл.12) Ребята поучаствовали со своими работами в школьной выставке и получили сертификаты. (сл13.) Ребята учатся самостоятельно «добывать какие-то знания», обращаясь к Интернету, делая презентации по теме. (сл.14), (сл.15) Понятно, что в этот процесс включаются и родители, главные наши помощники.
Наблюдая за деятельностью детей, я отметила, что: период адаптации пятиклассников прошел быстро и без проблем; ребята с удовольствием выполняют нестандартные задания. Легко стали решать задачи на составление уравнений, когда мы подошли к этой теме по предмету. Вижу, что с интересом и желанием выходят искать пути решения заданий и те дети, которые на уроке не очень-то активны, а даже и пассивны. Потому что здесь нет сдерживающего фактора – отметка в журнал, а наоборот можно самоутвердиться и заработать уважение одноклассников. Происходит активация интереса к знаниям; развитие представлений о меж предметных связях; развитие коммуникативной направленности; развитие творческого подхода к собственной деятельности; освоение новых информационных технологий.
Исходя из проделанной работы, считаю, что проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности дает положительные результаты для развития ученика, помогает мне, как классному руководителю, реализовывать программу воспитания и социализации учащихся.
Спасибо за внимание. (сл.16)