Урок-путешествие «Юные географы в пути»


Урок – путешествие
Тема: «Юные географы в пути»
Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме, отработка умений при работе с картой, развитие интереса к чтению дополнительной литературы, развитие творческих навыков учащихся.
Учебно-наглядный материал урока: физическая карта полушарий, физическая карта океанов, пособие-макет «Мировой океан», план острова Робинзона, книга Д.Дефо «Робинзон Крузо», конверты с заданиями, морские звёзды и чёрные метки.
Ход урока
-Ребята, эпиграфом нашего урока будут слова К.Паустовского: «Познания и странствия неотделимы друг о друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний». Любое путешествие должно обогащать знания человека.
Вы читали замечательный роман Д.Дефо «Робинзон Крузо». И наверное, задумывались над тем, существовал этот мужественный герой в действительности, если да, то где расположен его остров.
Робинзон не вымышлен. В основу романа положен действительный факт. А звали прототипа Робинзона – Александр Селькирк. А один из группы островов архипелага Хуан Фернандес, назван именем Робинзона Крузо. Вот к этому острову и отправятся наши команды.
И так, в путешествие отправятся четыре команды, но прежде пусть они представятся: (капитаны представляют команды).
Эксперты –
1.Параллель – Уменьшаясь к северу и югу,
Форму круга сохранить сумели,
Параллельны все они друг другу,
Потому зовутся параллелями.
Самую большую звать экватор, маленькую – точка полюс.
2. Меридиан – От Северного полюса до Южного,
Проходят линии, все равные окружности.
Меридианы прочертили этот круг
И направление указали север – юг.
3. Горизонталь – По горочке линией гуляю,
Ни вниз, ни вверх не перемещаюсь,
Вдоль себя высоту абсолютную не изменяю.
4. Глобус – Шар повторяет форму Земли
Глобусом люди его нарекли
Вращается шар, как Земля, под наклоном.
И объясняет ритмов законы.
А теперь, юные искатели приключений – в путь! Он будет непрост, но я надеюсь, вы знаете, что в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умение и дружба.
А я и ассистенты будем оценивать работу команд, их знания и умения.
Прежде чем отправиться в путешествие проведем исторический конкурс. Ведь знание истории всегда помогало путешественникам. Каждой команде будет задан вопрос.
Исторический конкурс
1 команда – Ученый, впервые составивший карту с градусной сеткой
(Птолемей)
2 команда – Русский путешественник, впервые побывавший в Индии. Автор записей «Хождение за три моря»
(Никитин)
3 команда – Первооткрыватель, который назвал острова, лежащие между Северной и Южной Америкой, Вест – Индия, а коренных жителей Америки – индейцами.
(Колумб)
4 команда – Выдающийся путешественник XIX века, совершивший пять комплексных экспедиций в Центральную Азию.
(Пржевальский)
Разминка
«Задания – загадки»
Прежде чем отправиться в путешествие, проведем разминку. Каждой команде будут заданы вопросы.
1 команда Иди, иди
А конца не найдешь (Земной шар)
Такой большой
Что весь мир занимает.
Такой маленький,
Что в любую щель пролезает (Воздух)
2 команда Сито свито,
Золотом покрыто,
Кто взглянет,
Тот заплачет. (Солнце)

Виден край,
Да не дойдешь. (Горизонт)
3 команда Голубой шатер
Весь мир накрыл. (Небо)
Под стеклом сижу,
На Север и на Юг гляжу.
Со мной пойдешь, дорогу найдешь. (Компас)
4 команда Без рук, без ног,
А дерево гнет. (Ветер)
Дробью пишусь,
Поверхность земную
На карте уменьшаю. (Масштаб)
И так, разминка закончилась. Наши корабли покидают порт.
Самым главным на судне является капитан, все его команды беспрекословно выполняются. Капитан – самый знающий, опытный, настоящий морской волк. Мы сейчас проверим, как подкованы наши капитаны, можно ли на них положиться в путешествии. И так, уважаемые капитаны, подойдите к экспертам и выберите себе задание, на обдумывание 1 минута.
Кроссворд
Пока наши капитаны готовятся к ответу, а за бортом штиль, я предлагаю вам заполнить кроссворд:
Подведение итогов
Но вот в Атлантике разбушевалась стихия, два дня свирепствовали
юго – западные ветры, и океан швырял корабли из стороны в сторону и так потрепал их, что командам пришлось затратить время на ремонт судов и восстановление карт.
«Оч.умелые ручки»
Для этого конкурса необходимо участникам собрать предложенные контуры на скорость.
И вот уже вдалеке показался остров, но тот ли. Для этого мы должны вспомнить, как определять координаты, и как по координатам находить объекты.
Конкурс «Мы у карты»
10° ю.ш., 75° з.д. Перу;
20° с.ш., 57° в.д. Оман;
40° с.ш., 22° в.д. Греция;
55° с.ш., 150° в.д. Охотское море;
56° с.ш., 10° в.д. Дания;
40° ю.ш., 65° з.д. Аргентина;
40° с.ш., 30° в.д. Турция;
30° с.ш., 30° в.д. Египет;
30° с.ш., 70° в.д. Пакистан;
25° с.ш., 20° в.д. Ливия;
25° с.ш., 3° в.д. Алжир;
37° с.ш., 140° в.д. Япония.
«Путешествие по карте»
К-1 Остров Робинзона лежит на 33° ю.ш., 80° з.д. Подумайте, в каком направлении пойдут корабли, покажите путь на карте, если вы отплыли из Лондона.
Мы высадились на остров Робинзона, но чтобы добраться до лагеря, мы должны составить маршрут.
- Молодцы, вы добрались до лагеря благополучно.
Наше путешествие к острову Робинзона завершилось. Вы переполнены впечатлениями. Передохнем и отправимся в обратный путь – домой.
А я всех благодарю за внимание. До свидания.