Календарно-тематическое планирование раздела «Генетика» 11 класс по учебнику «БИОЛОГИЯ. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ» В. И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова


Календарно-тематическое планирование раздела «Генетика» 11 класс
по учебнику «БИОЛОГИЯ. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ» В. И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова

Глава 3. Организм. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ. (13 ч)
Основные задачи :
познакомить с историей становление генетики как науки, раскрыть сущность основных законов генетики и их цитологические основы;
раскрыть сущность основных генетических понятий;
научить учащихся решать генетические задачи, используя генетическую символику;
формировать умения строить логические предположения при решении генетических задач;
формировать бережное отношение к своему здоровью и здоровью будущего поколения.



Тема урока
Сроки
Элементы содержания
Компетентности
(УУД, ОУУН)
Контроль
Д/З
примечание

1
Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Г. Мендель- основоположник генетики История развития генетики. Гибридологический метод.

Этапы развития генетики как науки. Гибридологический метод. Чистые линии. Ключевые понятия
Генетика Ген Генотип Изменчивость Наследственность Фенотип Факты Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Мендель -основоположник генетики. Явления: наследственность, изменчивость.


Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать.
Давать определение :
ключевым понятиям.
Характеризовать :
сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.
Объяснять:
причины наследственности и изменчивости; роль генетики в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей.
Объяснять:
значение гибридологического метода Г. Менделя.
План
§3.10


2
Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Закономерности наследования. Первый и второй закон Г. Менделя».

Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные гены, правило единообразия. Решение генетических задач, с применением генетической символики. Решать элементарные биологические задачи. Ключевые понятия
Аллельные гены. Гомозигота . Гетерозигота .Доминантный признак. Моногибридное скрещивание. Рецессивный признак . Факты. Статистический характер законов Г. Менделя. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы генетических законов. Закономерности, теории Закономерности наследования, установленные Менделем: закон доминирования, закон расщепления. Закон чистоты гамет. Соотношение фенотипов при анализирующем скрещивании: 1:1.


Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать.
Давать определение:
ключевым понятиям.
Воспроизводить :
формулировки правила единообразия и правила расщепления.
Описывать:
механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; механизм неполного доминирования.
Анализировать :
содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании.
Составлять:
схему моногибридного скрещивания; схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования.
Определять:
по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.
Задачи
§3.11


3
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

Неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование, анализарующие скрещивание Решение генетических задач, с применением генетической символики. Решать элементарные биологические задачи.

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать.
Задачи
§3.11


4
Решение задач на моногибридное скрещивание Тестовый контроль № 1.

Фенотип, генотип, генофонд вида.
Цитологические основы наследственности Решение генетических задач, с применением генетической символики. Решать элементарные биологические задачи.
Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию.
Задачи
§3.11


5
Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание

Закон независимого наследования признаков. Решение генетических задач, с применением генетической символики. Решать элементарные биологические задачи. Ключевые понятия
Аллельные гены Гомозигота Гетерозигота Доминантный признак Дигибридное скрещивание Рецессивный признак Факты Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1. Процессы Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Закономерности, теории Закон независимого наследования.
Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию
Давать определение :
ключевым понятиям.
Описывать:
механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания, независимого наследования
Называть:
условия закона независимого наследования
Составлять:
схему дигибридного скрещивания.
Анализировать:
содержание определений основных понятий; схему дигибридного скрещивания.
Определять :по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.
Задачи
§3.12


6
Решение задач на дигибридное скрещивание

Решетка Пеннета. Цитологические основы наследственности. Решение генетических задач, с применением генетической символики. Решать элементарные биологические задачи.
Умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
Задачи
§3.12


7
Хромосомная теория наследственности.

Закон Моргана, кроссинговер, генетические карты. Описание кроссинговера Ключевые понятия. Группа сцепления .Генетические карты Факты Сцепленное наследование генов. Нарушения сцепления. Генетические карты. Явления.Сцепленное наследование. Процесс
Перекрест хромосом. Закономерности, теории
Закон Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности.
Классификация, сравнение, обобщение.
Давать определение :
ключевым понятиям.
Формулировать:
закон сцепленного наследования Т. Моргана.
Объяснять:
сущность сцепленного наследования; причины нарушения сцепления; биологическое значение перекреста хромосом.
Называть: основные положения хромосомной теории.
Задачи
§3.13


8
Взаимодействие генов.

Дополнительное взаимодействие. Эпистаз. Полимерное действие гена. Плейотропность. Анализировать взаимодействие генов.
Систематизации информации, давать определения, приводить доказательства.
Задачи
§3.14


9
Цитоплазматическая наследственность.


Цитоплазматическая (нехромосомная наследственность), наследование по линии матери.
Объяснять значение цитоплазматической наследственности.
Систематизации информации, давать определения.
Задачи
§ 3.14


10
Сцепленное наследование. Генетическое определение пола. Наследование признаков сцепленных с полом.

Половые хромосомы и аутосомы, их различия. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Решение генетических задач, с применением генетической символики. Решать элементарные биологические задачи. Ключевые понятия
Аутосомы. Гомогаметный пол. Гетерогаметный пол. Объект. Половые хромосомы. Факты Наследование заболеваний, сцепленных с полом. Процесс. Генетическое определение пола у человека. Факторы и механизмы. Сцепленное с полом наследование. Закономерности, теории. Закон сцепленного наследования. Наследование признаков сцепленных с полом. Гемофилия, дальтонизм. Работа с дополнительной литературой.
Систематизации информации, приводить доказательства. Давать определение ключевым понятиям.
Называть:
типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.
Приводить примеры механизмов определения пола.
Объяснять:
причину соотношения полов 1:1; механизм наследования дальтонизма и гемофилии.
Решать простейшие задачи на сцепленное с полом наследование. Умение развернуто обосновывать суждения.
Задачи
§3.15


11
Лабораторная работа.
«Решение генетических
задач».

Фенотип, генотип, генофонд вида.
Цитологические основы наследственности Решение генетических задач, с применением генетической символики. Решать элементарные биологические задачи. Ключевые понятия
Геном Геномика Взаимодействие генов Факты Современные представления о гене и геноме. Генотип - система взаимодействующих генов (целостная система). Процессы
Взаимодействие генов и их множественное действие.
Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию. Уметь решать генетические задачи на моногибридные скрещивание, дигибридное скрещивание.
Задачи Оформление работы
§3.15


12
Лабораторная работа
«Выявление закономерностей модификационной изменчивости».

Норма реакции. Ненаследственная и наследственная изменчивость. Анализирование результатов лабораторной работы.
Умение развернуто обосновывать суждения.
Оформление работы
§3.16


13
Виды мутаций. Причины мутаций.

Генные, хромосомные (утрата, делеции, дупликации, инверсия, транслокация) и геномные мутации. Выявлять примеры мутаций Мутагенные факторы. Соматические и генеративные мутации. Летальные, полулетальные, нейтральные и полезные мутации. Приводить примеры причин мутаций.
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта.
Схема Вопросы
§3.16


Глава 3.Организм. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (3 ч)
Основные задачи :
познакомить учащихся с универсальностью генетических закономерностей для всех живых организмов;
сформировать знания об особенностях каждого метода исследования генетики человека;
охарактеризовать значение генетики для человеческого общества, уметь на практике применять знания законов генетики;
познакомить учащихся с заболеваниями, в основе которых лежат генетические нарушения;
дать представления о возможых способах лечения или недопущения таких заболеваний, охарактеризовать проблемы генетической безопасности.

14
Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье человека.

Методы: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический. Составлять план ответа. Генные заболевания, аутосомно-доминантное, аутосомно-рецессивное наследование.

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта.
Таблица.
Презентации
§3.17


15
Проблемы генетической безопасности. Составление схем скрещивания. Составление родословных

Медико-генетическое консультирование, составление родословных. Проблемы генетической безопасности будущих поколений.
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта.
Доклады
§3.17


16
Обобщающий урок раздела « ГЕНЕТИКА».

Знание цитологических основ наследственности
Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения

§3.17













Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 915