Программа внеурочной деятельности «Юные географы» («Оболочка Земли — атмосфера») по географии для 6 класса.


Краснодарский край, Кущевский район, с. Красная Поляна
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 им. Полевого П.Г.
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ________ 2016года протокол № 1
Председатель ______ Долгополов А.С.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «Юные географы»
(«Оболочка Земли - атмосфера»)
Класс 6
Количество часов: 34 часа
Учитель: Аникеева Галина Ивановна
Программа внеурочной деятельности
«Юные географы» («Оболочка Земли - атмосфера») по географии для 6 класса.
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Юные географы» («Оболочка Земли - атмосфера») для 6 класса разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
2) Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9 имени Полевого П. Г., принятой решением педагогического совета МБОУ СОШ №9, протокол № 1 от 29 августа 2015 года.
3) Авторской программы основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина. Л.Е Савельева. // Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа,2014 год.
Курс внеурочной деятельности «Юные географы» («Оболочка Земли - атмосфера») в 6 классе направлен на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию, развитие оргдеятельностных (методологических) качеств обучающихся – способности осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность и практическая значимость программы:
Современный человек – это, прежде всего, человек компетентный, человек, готовый к переменам, деятельный, активный, интеллектуально развитый, коммуникабельный. Хорошо известно, что знания, добытые собственным трудом, являются самыми прочными. За пределами круга знаний, определенного школьной программой, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Знакомство с ними является источником духовного обогащения учащихся, дает наиболее полное представление о мире. А познание требует использование таких методов, как умение использовать различные приборы, источники информации. Ребята должны быть вовлечены в проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.
Цель программы: формирование творчески развитой личности школьника через совершенствование его знаний, умений и навыков, развития общей географической культуры.
Задачи:
Образовательные:
-углубление и расширение имеющихся у школьников географических знаний по теме «Атмосфера», полученных на уроках;
-приобретение знаний и умений работать с метеорологическими приборами и инструментами;
- повысить интеллектуальный уровень учащихся, культуру речи, общения.
-формирование представлений о профессии метеоролог.
Воспитательные:
-воспитание патриотических чувств к своей малой родине, бережного отношения к природе своей местности.
Развивающие:
-развитие пространственного мышления, обучение аналитической деятельности;
-развивать наблюдательность, самостоятельность, инициативу, кругозор учащихся;
-развивать способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки, ИКТ-компетентность
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Отличительные особенности программы: шестиклассники получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, проектную и социальную деятельность. Программа включает изучение основных характеристик атмосферы измерение метеорологических показателей, экскурсии на метеостанцию, знакомство с профессией метеоролог.
Реализация программы внеурочной деятельности «Юные географы» («Атмосфера») позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучить географию своей местности, что способствует патриотическому, гражданскому воспитанию школьников, привитию навыков работы с метеорологическими инструментами. В ходе реализации программы ребята научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать условные знаки по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.
Данная программа является практико-ориентированной, направлена на реализацию общеинтеллектуального направления ООП МБОУ СОШ №9 и способствует формированию требуемых универсальных учебных действий для 6-классников и соответствует требованиям ФГОС.
Программа рассчитана на добровольное изучение шестиклассниками в течении 34 часов в год, из расчета 1 час в неделю. 27 часов отведено на теоретическую часть и 7 часов на практическую. На каждом занятии осуществляется практическая направленность.
Основной формой организации внеурочной деятельности является кружок с элементами творческой лаборатории.
Программа предусматривает взаимосвязь с предметными областями: «Математика», «Информатика», «Естествознание».
Методы и приемы обучения:
-беседа по изучаемому материалу;
-практические работы на местности;
-географические игры;
-защита проектов;
-проведение экскурсии.
Технологии, применяемые на занятиях во внеурочной деятельности:
-исследовательские технологии;
-проектные технологии;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
-игровые технологии.
Формы организации внеурочной деятельности:
-проектные работы, и их защита;
-выставки практических работ.
3. Тематическое планирование.
№п\п Тема Общее количество часов В том числе
аудиторные внеаудиторные
1 Введение. Строение воздушной оболочки Земли 1 1 2 Температура воздуха 7 4 3
3 Влага в атмосфере 5 4 1
4 Давление и ветер 7 5 2
5 Погода 6 5 1
6 Климат 5 5 7 Атмосфера и человек 2 2 8 Итоговое занятие 1 1 Итого: 34 часа 4. Примерное содержание занятий.
Введение. 1 час
Строение воздушной оболочки Земли. 1 час.
Температура воздуха. 7 ч.
Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Амплитуда колебания температуры за сутки, год. Тепловые пояса.
Влага в атмосфере. 5ч.
Вода в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Насыщенный воздух. Облака. Атмосферные осадки.
Атмосферное давление и ветер. 7ч.
Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы.

Погода. 6ч.
Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция, метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений).
Климат. 5ч.
Понятие климата. Климатическая карта. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли.
Атмосфера и человек. 2ч.
Человек и атмосфера. Климат и здоровье. Влияние климата на здоровье людей.
Итоговое занятие. 1 ч.
5. Предполагаемые результаты внеурочной деятельности:
Программа содержит систему практических заданий-экспериментов, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов :
Личностные результаты:
Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметными результатами изучения курса «География в экспериментах» является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные УУД:
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей странице;
Регулятивные УУД:
-способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
-умение управлять своей познавательной деятельностью;
-умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
-формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты:
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование представлений об особенностях природных явлений на различных территориях и акваториях.
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
курса внеурочной деятельности.
1.Учебник географии «Землеведение» 5-6 класс В.П. Дронов, Е.Л. Савельева. Москва. Издательство «Дрофа» 2014 год.
2. Атлас по географии для 6 класса. Москва. Издательство «Дрофа» 2014 год.
3. Переносная метеостанция
4. Термометры
5. Гигрометр
6. Психрометр
7. Барометр
8. Флюгер
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОПротокол заседания замдиректора по УВР
методического объединениея учителей _________ Кульбачная А.А.
МБОУ СОШ №9им.Полевого П. Г подпись ФИО
От ___________2016 года
__________ Калюта Т.И.
Подпись ФИО