Семинар на тему:«МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ»


МБОУ Майорская СОШ
Старшая вожатая Моисейко В.Н.
14.04.2015 год
Выступление на семинаре
«МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УсЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ»
Цель:
Создание условий для формирования разносторонне и гармонично развитого человека, ответственного и политически активного гражданина демократического общества: коллективиста, честного, гуманного, справедливого и глубоко нравственного, предприимчивого, трудолюбивого, экономного, практичного, приученного к здоровому образу жизни.
Задачи:
Помочь школьникам овладеть навыками проектно-исследовательской работы, библиографического описания, умению выделять основные положения в изучаемом материале, оформлению рефератов.
Приобщить к истории родного края, раскрыть удивительные человеческие судьбы.
Разрешите представиться: старшая вожатая Валентина Николаевна
Среди представителей различных педагогических профессий вожатый занимает особое место. На него ложится большая социальная ответственность за подрастающее поколение. Поэтому к вожатому предъявляются высокие требования: он должен строить воспитание на основах личностно значимых и общечеловеческих ценностей; уметь организовать коллективно-творческую и социально значимую деятельность; развивать творчество детей и подростков; знать, понимать и использовать в работе возрастные и половые особенности детей; уметь управлять детским коллективом; развивать самостоятельность и инициативу детей. Вожатый в первую очередь – грамотный педагог и умелый  воспитатель. Он не может начать практическую реализацию той или иной программы без осознания базовой концепции как установки и мотива собственной деятельности в процессе воспитания и развития подрастающего поколения. Слайды 1 - 4
В концепции модернизации российского образования, которая предваряет переход российской школы на ФГОСы (стандарты ) второго поколения, сформулированы важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности и способности к успешной социализации в обществе.
Выбор приоритетов развития общественной активности подрастающего поколения нашей школы опирается на представление о том, что воспитание – это процесс трансформации ценностей общества в потребности личности.
Разнообразие детских объединений по своей сути является школой общественной жизни, так деятельность объединений создает возможность содержательного насыщения свободного времени ребенка, дает реальную возможность ее участнику научиться выбору, сформировать свой интерес.
В нашей школе, на протяжении 10 лет действует детская юношеская организация «Росток». Руководитель Моисейко В.Н., Председатель ШСУ Зайтаева Диана.
Слайд дети 5
Радостный, организованный, серьезный, творческий, образованный, коллектив. Количество участников – 77 человека. В этом году в торжественной обстановке мы их приняли с 1 по 11 класс
слайды 6 7 8 9
Звучали клятвы, девизы, стихи, песни. В основном, это привлекло большинство детей.
Таким образом, миссией нашего образовательного учреждения является патриотическое воспитание человека «умеющего оптимально прожить жизнь, максимально используя свой потенциал и реализуя себя в социально значимой деятельности».
Слайд можно ли воспитать патриота?
Слайд 10
Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином? На каких принципах воспитывать? Какие качества личности формировать? Вот круг вопросов, которые волнуют меня, как старшую вожатую.
Я должна:
помочь детям увидеть, что можно изменить мир семью, школу, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;
вовлекать детей в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.
Слайд 11
Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.
А как помочь ребёнку полюбить Родину? Мой многолетний педагогический опыт доказывает, что только через личные чувства и переживания детей.
Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Наша школа вот уже несколько лет  работает по программе воспитания
« Я - гражданин России». Слайд 12
Эта программа разработана с учетом гуманно- демократической, воспитательной системы. С ее помощью мы растим воспитанного патриота своего Отечества, любящего свою Родину, чтящего свои традиции.
Программа делится на следующие направления:
1.Гражданско-патриотическое  « Я – патриот России»
2. Нравственно-эстетическое « Связь поколений. Дарите людям радость»
3 Экологическое и здоровьесберегающие  « Дон – родная сторона»
Успешно старшеклассники выступают со своими проектами на школьных научных и районных краеведческих конференциях, акциях. Отмечены грамотами 2 проекта «Мы за здоровый образ жизни», «Память»- автор Зайтаева Диана.
Слайд 13 - 19
В детско-юношеской организации «Росток», которым я руковожу вместе с ученическим активом школы, уделяется большое внимание воспитанию у подрастающего поколения нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу.
Воспитание патриотизма во внеурочной деятельности имеет огромное значение, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Именно во внеурочной деятельности мы больше заботимся о формировании психологии ребенка, о воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, учим молодых людей умению различать добро и зло.
Слайд 20 - 24
«Слово педагога — ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу».
Одна-две лаконичные, но образные фразы, сказанные учителем в связи с тем или иным мероприятием, западут в сознание ребят, в их душу, вызовут в них благородные мысли и эмоции в несравнимо большей мере, чем любые, предварительно заготовленные «общие слова» на ту же тему. Жизненного материала будет более чем достаточно, и мы свободно отбираем его в зависимости от собственных знаний, собственных интересов и личного жизненного опыта.
Слайд 25
Мероприятия, посвященные героико-патриотической тематике, начинаем в серьезной и торжественной обстановке. Музыка, которая должна прозвучать в эти моменты, связана с дорогим сердцу каждого человека образом Родины. Ребята, конечно, смогут сами рассказать о том, в каких особенно торжественных случаях звучит Гимн — музыкальный символ нашего государства, воспитывающий патриотическое сознание, основанного на гуманистических ценностях своего народа. Музыкально-литературные композиции «Память сердца», «Урок Мужества», « Память, память за собою позови…», «Есть такая профессия – Родину защищать!» прошли очень насыщенно и несли в себе познавательную ценность. Военно-патриотическое, нравственное воспитание школьников, оборонно-спортивная работа в нашей детско-юношеской организации «Росток» в последние годы приобретает особенно актуальное значение. Очень важно сформировать у подрастающего поколения развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у него профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
слайд 26 - 60
Богатый материал для военно-патриотического воспитания учащихся даёт тема «Великая Отечественная война». Вместе с учителем истории Кобзевой И.В. проводим уроки мужества, устные журналы, викторины, социальные опросы. На них раскрывается беззаветная преданность Родине, бесстрашие и готовность к самопожертвованию во имя свободы и счастья своего народа.
Слайд 62 - 63
Стало традицией ежегодно завершать занятия во всех классах проведением «Дня защиты детей», на котором предпочтение отдается отработке практических навыков защиты от поражающих факторов в чрезвычайных и экстремальных ситуациях. Его организации предшествует активная работа по вовлечению всех учащихся и преподавательского состава в проводимые мероприятия. Издается приказ, разрабатывается и утверждается директором план проведения «Дня защиты детей», положения по спортивным соревнованиям, играм, военизированным и туристическим эстафетам, назначаются ответственные по каждому классу.
В воспитательной работе с учащимися прочное место занимают хорошо продуманные, тщательно соблюдаемые воинские ритуалы, придающие мероприятиям торжественность, большую значимость, содержательную и эмоциональную окраску, приподнятость настроения, интерес. К ним относятся: построение участников, объявление приказов, поощрений и благодарностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Слайд 65
В детской организации нашей школы проходят мероприятия, посвящённые изучению истории нашего края. «Дон – родная сторона». Это написание исследовательских работ об истории сёл нашего поселения, о малой родине – «История моего края», «Мой вклад в экологию родного края». Автор Зайтаева Диана.     
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.
Слайд 66- 67
Осознавая всю ответственность за воспитание подрастающего поколения, стремлюсь вместе с ученическим активом школы, учащимися школы на основе достигнутого совершенствовать патриотическое и нравственное воспитание учащихся, не забывая помогать при этом в стремлении подростка к самоутверждению и творческому самовыражению, к созданию проектных работ.
Любовь к родной культуре, к родному краю начинается с малого – с любви к родной семье, к своему жилищу, к своей школе, к своему городу. Совершая великие дела, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Наши дела в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом Отечество.
Результативность работы школьного самоуправления:
2013 год - Детская организация «Росток» заняла 2 место в районном туре областного конкурса «Лидер года».
2014 год – Детская организация «Росток» заняла 2 место в районном туре областного конкурса «Лидер года».
2014год – 2 место в районном творческом конкурсе «Мой вклад в экологию».
2015 год – 2 место в смотре – конкурсе работы по самоуправлению.
2015 год - приняли участие в районном смотре –конкурсе патриотических программ.
2015 год – создали проект «Память сердца»