Конспект элективного занятия для учащихся 8 класса «Я – творец своей жизни: эмоции в выборе профессии»

Подробный конспект занятия
Организационная информация

Автор/ы занятия/мероприятия (ФИО, должность)
Андрианова И.Н. (педагог-психолог)

Образовательное учреждение
Социально-психологическая служба, МОУ СОШ № 21

Класс, профиль класса/ коллектив/ группа
8 класс

Методическая информация

Тема занятия/мероприятия
«Я – творец своей жизни: эмоции в выборе профессии»

Автор (программы), по которому ведётся занятие (если имеется)
Андрианова И. Н. Программа элективного курса «Мой выбор» для учащихся 8-х классов. За основу взята программа Резапкиной Г.В. «Я и моя профессия»

Классификация занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями/мероприятиями)
Цель программы: оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся в выборе нужного профиля обучения и в соответствии с этим выстроить алгоритм действий. В структуру программы входит 3 блока:
теоретический блок – «Человек и профессия»
диагностический блок
деловые игры, тренинги – выработка навыков социально приемлемого поведения
Занятие «Я – творец своей жизни: эмоции в выборе профессии» входит в 3-й блок. В этим блоке ребята учатся общению и приобретают навыки социально приемлемого поведения, которые впоследствии пригодятся им в жизненном пути.

Краткая характеристика класса /коллектива/группы
На занятии присутствовало 15 учащихся среднего уровня развития. Это сплочённая группа подростков.

Цели занятия/ мероприятия

Помощь учащимся в осознании собственного эмоционального отношения к выбору профессии и его влияния на профессиональное самоопределение.

Задачи занятия/ мероприятия
формирование актуального для подростков «информационного поля»;
обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по овладению своими эмоциями;
обсудить влияние эмоционального отношения на выбор профессии;
формирование мотивов саморазвития, личностного роста.

Общеучебные компетенции которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики/коллектив в ходе занятия/ мероприятия
мотивация к познанию мира профессий;
коммуникативные навыки;
представление о влиянии эмоций в профессиональном самоопределении;
умение распознавать и контролировать собственные эмоции и эмоции других;

Необходимое оборудование и материалы
Плакат с изображением эмоций, ручки, доска, мел, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)

Подробный конспект занятия/ мероприятия
(изложение в предложенной форме и последовательности с учётом обязательного включения основных этапов модерации, указанных ниже)

Этап занятия/мероприятия
Время, продолжительность этапа
Подробное описание этапа занятия
Описание действий участников образовательного процесса

Инициация

5 мин
Педагог. На предыдущих занятиях мы говорили о том, что выбор профессии требует, прежде всего, знаний – о себе самом, о мире профессий, умений по принятию решения, по планированию и т.д. Но жизнь человека и его действия всегда основываются не только на знаниях, но и на отношениях, на эмоциях. При оценке любой профессии любого своего действия мы говорим: «нравится - не нравится», «хочется – не хочется», «плохо - хорошо» и т.д. Часто бывает и так, что мы не в состоянии высказать свое отношение. Но даже в этом случае наше отношение влияет на то, что мы делаем, то о чем мы говорим. Поэтому осознавать свои эмоции, причины, по которым они возникли, очень важно. Только на основе осознания мы можем контролировать их и изменять в случае необходимости.
Психогимнастика “Доброе тепло”.
Цель: установление контакта и создание доверительной атмосферы.
Участники: все учащиеся.
Время проведения – 2 минуты.
Описание: Встанем в круг, и нежно возьмитесь за руки. Вправо пойдет “тепло”, то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он следующему и так далее. Давайте попробуем.
А теперь то же самое с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно работает. Принятие правил работы.
Педагог: Прежде чем мы приступим к выполнению задания, вспомним правила нашего круга: доброжелательность, искренность, Я-высказывание, за пределами нашего круг я могу говорить только о своих ощущениях, впечатлениях, не обсуждая других участников.
Этап прошёл на положительной эмоциональной волне. Появился настрой на дальнейшую работу.

Вхождение или погружение в тему

3 мин
Педагог. Давайте с вами определим цели и задачи нашего занятия.
Цель занятия: осознать собственное эмоциональное отношение к выбору профессии.
Задачи: познакомить с понятием «эмоции»; научить распознавать и контролировать эмоции, обсудить влияние эмоционального отношения на выбор профессии.
Этап прошёл быстро.

Формирование ожиданий учеников/воспитанников/ обучающихся
7 мин
Педагог:
? Как вы думаете, что такое эмоции человека
? Приведите примеры эмоций.
? Какие эмоции возникают у вас, когда вы думаете о своем выборе профессии.
(обсуждение)
Предлагаю проверить себя! На плакате двенадцать выражений лица, в которых закодировано двенадцать эмоциональных состояний. Попытайтесь их расшифровать, а после я назову правильные ответы, и каждый сравнит их со своими ответами.
(обсуждение)
Вот видите, как многообразен мир эмоций.
Этап прошёл быстро, учащиеся проявили ещё большую заинтересованность данной темой.

Интерактивная лекция/информирование
5 мин
Педагог:
? Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?..
(ответы учащихся) Слово "эмоции” происходит от латинского слова emoveo, и означает " потрясаю, волную”.
? Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать?
(ответы учащихся)
Вывод: изучать чувства необходимо, чтобы:
– уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости; – понимать себя; – понимать окружающих; – общаться без конфликтов.
Человек имеет право на любую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои чувства. Нет хороших и плохих эмоций. Есть хорошие или плохие поступки.
Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно учиться контролировать свои эмоции, управлять своими эмоциями.
Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь, значит выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причинять им вреда.
Педагог. Успеха в жизни хочет достичь каждый. Но что такое успех?
Успех это последовательное достижение намеченных серьезных жизненных целей. Нельзя почувствовать себя достигнувшим чего-то, если ты не пожелал этого достигнуть. Поэтому важно, когда человек мечтает и ставит задачи на будущее, например, получить профессию врача. Но бывает, когда о будущем думать страшно и не хочется.
Как бороться со страхами и возникающими преградами к достижению своей главной мечты?
Где брать силы для достижения цели?
Попробуем разобраться в этом.
Этот этап прошёл быстро и интересно. Учащиеся с удовольствием воспринимали теоретическую информацию.

Проработка содержания темы
10 мин
Игра «Заросли»
Цель: дойти до намеченной цели, преодолев все препятствия на своём пути.
Участники: все учащиеся.

Время проведения – 10 мин.
Педагог. Для начала выберите каждый для себя цель-предмет, находящийся в кабинете, до которой вы бы хотели дойти.
Задача: Представьте, что наш кабинет – это джунгли. По-очереди, каждый из вас должен пройти к своей цели, а остальные участники, изображают «заросли», мешают ему двигаться к цели, задерживают его.
Примечание. Каждый участник должен побывать как в роли «зарослей» так и в роли «идущего к цели».
Далее в группе обсуждается, какие чувства испытывал каждый в тот момент, когда встречал сильное сопротивление.
? Что необходимо, чтобы сопутствовал успех.
Положительный эмоциональный настрой
Жизненный оптимизм
Эмоциональная уравновешенность
Переносимость неудач
(обсуждение)
Этап прошёл активно. Учащиеся с удовольствием подвигались, поиграли и получили от этого массу впечатлений.

Подведение итогов
10 мин
Педагог. Если перед тобой большое сложное дело, полезно вспомнить мудрые изречения: «Если не можешь сделать сто шагов – сделай хотя бы шаг», «Дорогу осилит идущий».
Чтобы облегчить себе первые шаги на пути к какой-нибудь важной цели, можно воздействовать на свои переживания, связанные с борьбой мотивов: заставь себя почувствовать все отрицательные последствия проволочек, отвлечений. И при этом ярко представьте положительные эмоции, которые принесут исполнение нужного дела. В результате дело, которое нужно выполнить, поменяет свою эмоциональную окраску, приобретет большую привлекательность.
Приняв решение, нужно представить реальный план действий и приступить к нему. А чтобы было легче, существуют «маленькие хитрости». Запишите их в свою рабочую тетрадь.
Принимайся сначала за менее интересное, чтобы интересное осталось напоследок.
Безотлагательно включайся в дело, что спасает от расхолаживающего эффекта длительной подготовки.
Уговаривай, убеждай, подбадривай самого себя в процессе работы.
Подмечай свои маленькие победы и достижения, хвали себя.
Просмотр презентации «Моя профессиональная карьера»
Спасибо за приятный день”.
Цель: получение обратной связи.
Педагог: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я предлагаю вам поучаствовать в игре, которая поможет вам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.
(по кругу учащиеся говорят слова благодарности и немного о своём настроении)
Педагог: Улыбнитесь друг другу, кто хочет, и мне тоже. А я улыбаюсь всем вам.
Данный этап направлен на получение обратной связи, формулировки выводов. Прошло интересно, в доброжелательной обстановке.

Домашнее задание (если имеется)

-------


Дополнительная информация

Результативность занятия/мероприятия, его методическая ценность (возможность использования занятия или мероприятия другими педагогами)
Данное занятие направлено на выявление эмоционального отношения учащихся к выбору профессии. Занятие могут проводить учителя, психологи, социальные педагоги. Отличительная особенность данного занятия от уже существующих в том, что оно предполагает не только теоретический материал по теме, но и практическую часть, в ходе которой учащиеся развивают коммуникативные навыки; находят путь выхода из сложных жизненных ситуаций в ролевых играх.

Какие методы, формы работы, используемые на занятии/мероприятии, являются авторскими (Перечислите, пожалуйста, названия методов)
1. Психогимнастика “Доброе тепло”.
Цель: установление контакта и создание доверительной атмосферы.
Участники: все учащиеся.
Время проведения – 2 минуты.
Описание: Встанем в круг, и нежно возьмитесь за руки. Вправо пойдет “тепло”, то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он следующему и так далее. Давайте попробуем.
А теперь то же самое с закрытыми глазами.
2. Игра «Заросли»
Цель: дойти до намеченной цели, преодолев все препятствия на своём пути.
Участники: все учащиеся.
Время проведения – 10 минут.
Описание: Для начала выберите каждый для себя цель-предмет, находящийся в кабинете, до которой вы бы хотели дойти.
Задача: Представьте, что наш кабинет – это джунгли. По-очереди, каждый из вас должен пройти к своей цели, а остальные участники, изображают «заросли», мешают ему двигаться к цели, задерживают его.

Примечание. Каждый участник должен побывать как в роли «зарослей» так и в роли «идущего к цели».
Далее в группе обсуждается, какие чувства испытывал каждый в тот момент, когда встречал сильное сопротивление.
3. Психогимнастика “Спасибо за приятный день”.
Цель: получение обратной связи.
Участники: все учащиеся.
Время проведения – 2 минуты.
Описание: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я предлагаю вам поучаствовать в игре, которая поможет вам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.
(по кругу учащиеся говорят слова благодарности и немного о своём настроении).

Ожидаемые/полученные результаты занятия/мероприятия
Цель, поставленную мною, считаю достигнутой. В ходе занятия у подростков сформировалось некое представление о мире эмоций, они овладели способами достижения успеха эмоциональным путём. Думаю, что это поможет в дальнейшем идти им целенаправленно к желаемой профессиональной деятельности.

Указание приложений к занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.
Приложения к занятию:
Плакат с изображением эмоций
Презентация «Моя профессиональная карьера», созданная с помощью Windows, с помощью программы Microsoft PowerPoint, размер 250 КБ (256512 байт), автор Андрианова И. Н.

Использованная литература, источников информации.
Матерова Т.А. Я выбираю профессию. Организация профориентационных занятий с элементами социально-психологического тренинга: методические рекомендации / Барнаул: АКЦП, 2009, с.88.
Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. - М.: Генезис, 2004. - 125с.
Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. - М.: Генезис, 2001. -256с.
Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Владос-Пресс, 2001. - 96с.

Примечания автора/ов
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии. Профориентация молодежи по своей сути является не только и не столько проблемой педагогической. Ее правильней называть общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. “Система профориентации на современном этапе ее развития призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение научных и организационных вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза”. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Понятие “профориентация” кажется понятным каждому, кто ознакомиться с ним даже в первый раз - это ориентация школьников на те или иные профессии. Примерно такие же определения даются в методических пособиях, где профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения.
Подростковый возраст является сензитивным периодом для становления временной перспективы, системы жизненных целей человека. Это, в частности, означает, что если по каким-то причинам временная перспектива будущего будет сформирована неправильно, то это будет иметь и имеет самые серьёзные последствия для развития личности человека.
Работая в школе, я веду у учащихся элективный курс «Мой выбор».
В связи с этим актуальной задачей становится помощь учащимся 8-го класса в определении интересующих их направлений профильного обучения.
Методы и приемы, используемые в работе.
В процессе занятий применяются словесные, наглядные и практические методы.
Диагностические задания успешно сочетаются с тренинговыми, формирующими.
Беседа и диалог на основе обсуждения выдвигаемых идей, мыслей, практических ситуаций, событий. Часто применяется высказывания «по кругу».
Упражнения, тренинг.
Записи. Большое значение придается записям детей на занятиях, и не только потому, что происходит самоадаптация учебного материала, но и потому, что ставится отдельная педагогическая задача каждому школьнику - «написать о самом себе».
Игра. Это эффективнейшее средство социализации подростка, его приобщения к нормам и ценностям общества. Игра или её элементы присутствуют практически на всех уроках. Это активизирующие игры, игры-театрализации, ролевые игры и др.
Различные аудиовизуальные средства: таблицы, схемы, фотографии, презентации.
Эпиграфы, афоризмы, поговорки, «Мысли мудрых людей» и т.д. представляют учащимся дополнительную область для размышления.
Кроме этого, также ведутся индивидуальные консультации для родителей и их детей, просвещение на родительских собраниях.
В своей работе по этому направлению активно сотрудничаю с классными руководителями, социальным педагогом и заместителем по воспитательной работе.


Заголовок 315