Роль краеведения в организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС (из опыта работы)

Роль краеведения в организации внеурочной деятельности (из опыта работы)
С.В.Стышных, учитель русского языка и
литературы МКОУ «СОШ №3» г. Шумихи

Краеведение не только наука,
но и деятельность.
Д.С. Лихачёв
У каждого человека есть на Земле такое место, где особо тепло. Это город, деревня, село, улица, дом и двор, ступеньки, ведущие к порогу, где впервые ощутил себя, откуда началась необъятная Родина.
Для меня это место – город Шумиха, родное Зауралье.
Он невелик и неизвестен,
Но всё же те, кто в нём живут,
В своих словах, стихах и песнях
Наш город Родиной зовут.
О.Н. Тхор (местная поэтесса)
Мне как педагогу, как учителю русского языка и литературы, патриоту небезразлична судьба моей Малой Родины. Воспитать бережное, трепетное отношение к родному краю, чувство гордости за свою малую Родину – одна из задач, поставленных перед современным учителем и перед новой школой в целом. Учитель призван через использование краеведческого материала во внеурочной деятельности реализовывать принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании».
В прошлом учебном году я вела краеведческий кружок от «Центра развития детей и юношества» в рамках внеурочной деятельности под названием «Родные просторы», который посещали учащиеся пятых и седьмых классов, около 30 человек.
Целью программы являлось формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, освоение принципов исследовательской деятельности через увлечение историческим, литературным, географическим краеведением, интерес к истории Курганской области, Шумихинского района, города Шумихи.
Задачи программы:
обучающие: сформировать знания об истории родного города, географическом положении и климатических условиях Южного Зауралья, его флоре и фауне, познакомить ребят с многонациональным составом населения Курганской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки; развивать умение думать, анализировать, исследовать, общаться.
воспитывающие: воспитывать патриотизм, чувство гражданской сопричастности ко всему происходящему, чувство преемственности трудовых и культурных традиций народа Зауралья; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Использовались методы работы:
-словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - способствовали обогащению теоретических знаний детей по истории, географии, литературе Зауралья.

-наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

-практические методы: изготовление рисунков, плакатов, написание сочинений - эссе. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умения детей работать в парах, в группах. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Краеведение. Родные просторы» использовались такие формы внеурочной деятельности проведения занятий как круглый стол, экскурсии, занятия-встречи с интересными и творческими людьми. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Новизна программы заключается, что школьники изучают краеведческий материал с позиций деятельностного подхода. Значительная часть занятий проходит вне образовательного учреждения: практико – ориентированный характер программы реализуется системой экскурсий, что способствует более образному восприятию учебного материала, пробуждению пытливого интереса к искусству.
В процессе занятий обучающиеся чувствуют себя участниками современной истории: во – первых, являются преемниками культурного наследия, оставленного предками; во – вторых, начинают осознавать важность созидательной деятельности во имя будущего. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (экскурсия в парк, экскурсия на водоем, экскурсия на пришкольный участок, в музей, на улицу, дом, в учреждение, на предприятие и т. д.).
На музеях лежит ответственейшая задача нравственного воспитания, развития эстетического вкуса и поднятия культурного уровня. Мы с обучающимися побывали в Музее ШАСКа, где познакомились с поисковой работой студентов, рассматривали немецкие каски и боевые снаряды времён Великой Отечественной войны. В Музее родной школы №3 изучали необычайно яркую жизнь советского лётчика – земляка Сергея Грицевца. Больше всего ходили в районный краеведческий музей. Там проводили для нас тематические экскурсии, встречу с интересным человеком – земляком Сергеем Морозовым, занимающимся изготовлением глиняных игрушек, старинных свистулек. Он показал мастер – класс, обучив работе с глиной и помог детям изготовить свистульки или погремушки. Посещая Музей, мы с детьми следили поэтапно за подготовкой к выпуску новой книги по краеведению Шумихинского района, общались с автором – составителем этой книги, директором Музея Баженовой Галиной Викторовной. Знаем, как приходилось работать автору в архивах города Челябинска, чтоб собрать материал для книги. И вот наконец месяц назад (август 2014 года) вышла в свет такая краеведческая книга «Край, где Родина начинается».
Особое воспитательное значение имеют мемориальные места в родном городе.
В городе Шумихе таким местом является памятник первому жителю нашего города – Клещёву Спиридону Васильевичу. Его дом по улице Островского. Рядом находится Парк Победы, где ежегодно ученики 7 класса наводят порядок: чистят от листьев и мусора, белят деревья. Это, действительно, святое место. Ещё одно святое место в городе - немецкое кладбище, где похоронено 186 немецких граждан, которые были присланы в годы Великой Отечественной войны для лечения в наш эвакогоспиталь №3757. Но у них были ранения, не совместимые с жизнью. Мы с обучающимися были на этом месте.
С целью почувствовать себя настоящими жителями родного города, которым мы гордимся, мы с обучающимися побывали также на автобусной экскурсии «По городу Шумихе». Узнали, что в Шумихе была построена деревянная церковь с колоколами; в районе железной дороги до сих пор стоит водокачка, где в 19 веке заправляли паровозы водой и отправлялись дальше в путь. У ребят появлялось много вопросов, на которые они слышали ответы.
Улицы, парки, аллея, площадь входят в духовный мир человека, и дети с открытой душой входят в прошлое. Дети учатся уважать предков, и помнят о том, что это важно будет для его потомков. Прошлое и будущее становится единым для детей. Дети учатся нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего.
Особое внимание обучающихся пытаюсь привлечь к событиям и мероприятиям сегодняшнего дня, что способствует развитию интереса к новому дню и дальнейшим счастливым мечтам и планам. Побывали со школьниками на презентации третьей книги местной поэтессы Маргариты Валентиновны Сафроновой «И холод мысли, и сердечный жар», где дети на сцене с гордостью рассказывали наизусть стихи из нового сборника, затем получили новенькую книжку для школьной библиотеки из рук поэтессы.
Впечатлила выставка местного художника – Фарита Ибрагимовича Набиуллина, после посещения которой обучающиеся захотели в рисунке изобразить лёгкий ветерок или осеннюю листву, шуршащую под ногами. Это всё позволяет увидеть родной край с другой стороны и оживляет желание дальше творить.
Нельзя не сказать о выставке прекрасной коллекции репродукций картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, которые передал в дар Михаил Гридин. Репродукции находятся в районном Доме Культуры и в кабинете изобразительного искусства нашей школы.
Очень популярны в Шумихинском районе конкурсы чтецов стихов зауральских поэтов, где мои обучающиеся занимали призовые места. Это конкурсы «Край родной – земля Курганская», «С чего начинается Родина», «У каждого в душе своя Россия».
Проводятся конкурсы сочинений о родном крае, о семье, мы участвуем, что активизирует деятельность обучающихся.
Помимо выставок, экскурсий краеведческая работа была разделена на творческие периоды: семья, предприятия и организации города, сёла и деревни, где обучающиеся самостоятельно изучали материал, представляли классу результаты наработок.
Результаты работы кружка – это участие не только обучающихся в районных и областных конкурсах чтецов, сочинений, фотоконкурсе «У каждого в душе своя Россия», статьи в районную газету, конкурсах краеведческих исследовательских работ, во всех праздниках и мероприятиях, рассказы четырёх краеведов о своих прадедах помещены на всероссийском сайте «Бессмертного полка». Но и сама принимаю участие: в викторине к 120 – летию города Шумихи «Провинциальная сторонка: город мой родной», 9 Мая в колонне «Бессмертного полка» с портретом своего прадеда, статьи в газету «Знамя труда» краеведческой направленности.
Наряду с таким активным участием в мероприятиях и конкурсах краеведов, формой контроля работы в кружке были разноуровневые тестовые работы, отчёты по экскурсиям.
Развивая познавательный интерес и прививая любовь к родному краю, я стараюсь показать детям, необходимость их бережного отношения к окружающей природе.
Я считаю, что краеведение является одним из важнейших направлений в работе современной школы. Именно на этих занятиях обучающиеся начинают гордиться своей Малой Родиной и отчётливо осознавать, что ею можно гордиться, но при условии: свою Родину нужно знать. Нельзя оказаться без корней, без прошлого и будущего. Человек обязан знать, с кем он в одной связке, чем интересна его земля.
Вот какое признание пишет в конкурсном сочинении один из краеведов кружка: «Наш городок Шумиха очень красив! Цветущие яблони и груши по аллее в центре города! Как радостно посидеть здесь на скамейке! Вековые тополя на улице Советской, Ленина, Гоголя. Я люблю гулять по улице Кирова, где много зелени. А как много весной сирени! Нигде не увидеть такой красоты и свежего аромата, как в нашем городке! »
Где бы Вы ни были, что бы вы ни делали, пусть в Вашем сердце найдется уголок, где всегда будет жить Любовь к родному краю, родной земле, родному дому.


15