Формирование нравственных качеств личности дошкольников в работе учителя- логопеда через дидактическую игру.


Формирование нравственных качеств личности дошкольников в работе учителя- логопеда через дидактическую игру.МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2»Учитель – логопед: Кузнецова Надежда ВикторовнаКунгур, 2016 В настоящее время нравственное воспитание играет все большую роль в процессе гуманизации педагогики, и формировании нравственных ценностей ребенка, его эмоциональной отзывчивости, творческого отношения к окружающей действительности, так как наблюдается снижение значимости социально-нравственных ценностей в обществе среди детей и взрослых. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в  сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сам процесс нравственного воспитания дошкольника. «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» К. Д. Ушинский Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Основа развития личности закладывается в дошкольном возрасте, и чем сознательнее относятся взрослые к воспитанию малыша, тем успешнее происходит развитие личности в целом. Кто или что в большей степени воспитывает современных детей? От эпохи к эпохе менялись взгляды, идеи на проблемы нравственного воспитания, начиная с Античности. В наше время, разрабатывая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания (Петерина С. В. Виноградова А. М., Воробьева М. В. Суровцева А. Р. ) Задачи : 1.            Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.2.           Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его.3.     Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.4.            Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.5.            Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.6.            Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.7.            Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление  помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек – скромность, заботу о других).8.  Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.9.            Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.10.       Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.11.       Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества), формировать бережное отношение к ней.12.       Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов. : Игра для дошкольника – ведущий вид деятельности, вызывающий в его психике качественные изменения. Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка: сила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. игрыТворческиеИгры с правиламирежиссёрскиесюжетно-ролевые игрытеатрализованныеСтроительные игрыПодвижные игрыдидактическиесловесныемузыкальныеИгры с предметамиНастольно печатныеИгры:ТворческиеИгры с правиламиРежиссёрскиеСюжетно-ролевые игрыТеатрализованныеСтроительные игрыПодвижные игрыДидактическиеСловесныеИгры с предметамиНастольно печатные Классификация игр (по С.Л.Новоселовой)Музыкальные Предлагаемые игры направлены на развитие в детях навыков анализа событий вокруг них, формирование личности дошкольника, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия. Эти игры используются мной в процессе работы с детьми.  «Без игры нет и не может бытьполноценного развития.Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенкавливается живительный потокпредставлений, понятий.Игра – это искра, зажигающаяогонёк пытливости и любознательности».В.А. Сухомлинский «Волшебные очки» Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера. Ход игры: воспитатель говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить» очки: посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.Игра «Щедрые подарки»Цель: формировать способность к восприятию добра, справедливости и щедрости. Один ребенок - Фея Щедрости. Остальные дети получают разные буквы и запоминают их. Под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети замирают. «Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила. Например, тому, у кого буква З, она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают те дети, которых она уже «оживила»Игра «Верные друзья » Цель: продолжить формировать представление о взаимопомощи и дружелюбии. Разделить комнату мелом или веревками на две части. Одна часть – суша, другая море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу. Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга, которые оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море». Для этого дети выполняют разные задания, которые предлагает им логопед.(придумай слова с заданным звуком, или предложение с заданным словом и т.д) Задача детей – быстрее спасти своих детей.Игра «Как надо заботиться» Цель: продолжить формирование представлений о добре, любви и заботе. Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.Лото "Доброе дело"Цель:Воспитывать в детях доброе отношение к близким, заботу о них. Учить анализировать и делать выводы. Учить соотносить предметы (орудия труда, действия и с добрым делом. Классифицировать их по данным понятиям."Добрая Тучка"Цель:Формировать понятие "Доброта" доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводыВоспитывать в детях доброе отношение, заботу о ближнем своём, оказание помощи. Побуждать детей в стремлении делать добро другим людям. «Люби свой край, и знай его историю!»Данные игры способствуют формированию понятия «Родина», закрепляют знания детей о родном городе, о людях его прославивших, учат узнавать знакомые места на фотографиях, прививают любовь к малой Родине, развивают связную речь и способствую пополнению словарного запаса.-знакомить детей с внешним устройством Храма;-дать представление о расположении и назначении главных частей Храма;-расширять словарный запас детей;-способствовать развитию образного восприятия Храма;-воспитывать благоговейное отношение к Храму и его Святым. Игра: «Памятники архитектуры г.Кунгура»Люблю тебя, мой город славный!Люблю тебя, Уральская земля!КУНГУР, родной - ты самый главный!Ты маленькая Родина моя! Путешествие по сказкамИгра-пазлы по сказкам: «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Маша и медведь», «Три поросенка»Игра: «Добро побеждает зло!»Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела. Игра: «Волшебный мешочек!»«КРУГ ЖЕЛАНИЙ»Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.КартотекаДидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Игра: «Моя семья»