Урок Декоративное рисование. Выполнение орнаментально – сюжетной хохломской росписи кухонной посуды.


Тема: Декоративное рисование. Выполнение орнаментально – сюжетной хохломской росписи кухонной посуды.
3 слайд
Цели и задачи:
познакомить детей с предметами, которые постоянно используются в доме, - посудой (ее формой, декором, силуэтом);
определить зависимость формы и декора от назначения посуды; развивать художественный вкус;
ознакомить с одним из художественных промыслов – хохломской росписью;
формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи или по своему замыслу;
воспитывать интерес к народным промыслам.
Материалы к уроку:
1. Для детей:
Шаблоны, трафареты – формы под роспись, акварельные и гуашевые краски, кисти, палитра, тычки, баночки для воды, салфетки.2. Для учителя : учебные таблицы и пособия по хохломской росписи.
План урока:
Орг. момент.
Сообщение темы урока.
Беседа. История возникновения росписи.
Объяснение учебного задания. Выбор сюжета.
Закрепление. Показ учителем элементов хохломской росписи.
Самостоятельная работа учащихся. Выполнение росписи затонированых силуэтов.
Итог урока. Оценивание работ учащихся.
Выставка лучших работ.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока:
Орг. момент. Проверка организации рабочего места.
Сообщение темы урока.
4 слайд
Хохломская роспись-
Алых ягод россыпь
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи – перелески
Шелковые всплески
Солнечно – медовой
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий –
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома!
               П. Синяковский
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Да. Об узорах, о ложках, о посуде, которую изготавливают народные мастера Хохломы.
В каждом доме есть произведения народных мастеров- гжельские чайники, жостовские разносы, полховско – майданские матрешки, тканые вышитые полотенца и т. д. Они входят в нашу жизнь как украшение жилища.
Казалось бы, зачем нам деревянные ложки, когда есть дешевые и удобные металлические?
- Кто ее придумал?
- Нужна ли посуде красота?
- Так кто же и как создавал посуду, чтобы она была удобной, красивой, нужной людям?
- Сначала художник рисовал посуду, придумывал ее форму. Потом он придумывал, для чего она, нужно ли ее украшать и как.
В создании посуды большую роль играет художник: он конструирует посуду и украшает ее, делает опытный образец, а затем на фабрике по образцу изготавливает ее повторение. Но бывает посуда в одном экземпляре – авторская выставочная работа.
Назначение посуды: повседневная, праздничная, детская или взрослая.
Праздничная посуда, тонкая и изящная, ее детали более сложные, украшения богатые и разнообразные.
Повседневная посуда проще по форме и менее украшена, но более прочная.
Посуда может быть веселой, торжественной или безразличной, скучной.
Детская посуда должна привлекать росписью, быть устойчивой и удобной.
Украшением посуды может быть ручная роспись.
Мы с вами уже знакомились с некоторыми видами декоративного искусства. Сегодня тема нашего урока – «Золотая хохлома». Мы попробуем также с помощью красок и кисти раскрыть и передать тайну «сказочной хохломы».
3.Беседа. История возникновения росписи.
Слайд 5:
– Удивляя, прорастая,
Как-то празднично живаМолодая, непростая,Черно-красная трава.
– Листья реют, не редеяОт дыхания зимы:Входим в царство Берендея – В мир волшебной Хохломы.
Слайд 6: Легенда о хохломе гласит, что жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь. Украшал их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами. Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Такова легенда.
Слайд 7: Очень давно на средней Волге в Нижегородской губернии зародился обычай украшать деревянную посуду росписью.
В царских, княжеских, боярских теремах знатные и богатые семьи ели из золотой и серебряной посуды. А откуда взять драгоценности даже в самый большой праздник бедному крестьянину?
Но лес у крестьян рядом. Кроме того, у крестьян искони существовало стремление к красоте и умение эту красоту творить.
Мастера - земледельцы вырезали и вытачивали из липы и ольхи – миски, чашки, ложки и даже большие посудины, где можно было хранить муку и заводить тесто.
Выточенные из дерева предметы, в основном посуда, после специальной обработки расписывали растительными узорами, покрывали лаком и закаливали в печи.
Происходило чудо: посуда приобретала золотой отлив, хотя золото никогда не применялось в росписи хохломской посуды.
Есть русская пословица: “Голь на выдумки хитра”. Это ли не хитрость – превратить липу в золото?!
- В чем же тайна хохломского «золота»?
Слайд 8: Отличительная особенность хохломской посуды, да и не только посуды в том, что все изделия вытачивались из дерева липы или осины. Но прежде чем нанести рисунок, посуду покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками, потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще несколько раз покрывали и калили, что серебристое казалось уже золотым и светилось.
Неслучайно хохломскую роспись называли Золотой!
Слайд 9:
4.Объяснение учебного задания. Выбор сюжета.
Слайд 10: Цвета хохломской росписи.
- Какие цвета используют хохломские мастера при росписи изделий?
Жёлтый, красный, чёрный и зелёный. Эту роспись называют «золотой», потому что преобладает жёлтый цвет.
Слайд11:
Слайд12:
Существует три основных вида хохломского орнамента:
а) верховое "травное" письмо
б) роспись "под фон"
в) "кудрина»
Слайд13:
а) Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них - "травный орнамент", или просто "травка". Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше - кустиком. "Травка" отдаленно напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озер и рек - осоку.
Слайд 14, 15, 16:
У травки основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнуться от ветра. Тонкие и частые штрихи - травинки по сторонам основного кустика и бусины - ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.
Без слайда:
Кисть «ходит на цыпочках», «ложится на бочок». Цвет – теплая зелень.
Стебель – кисть «как солдат в строю». Цвета: коричневый, черный, зеленый, ржавый.
Ржавый цвет – оранжевый + зелёный + желтый.
Ягода – рисуем тычком. Перекрыть два раза краской, затем, когда краска подсохнет, прописываем ободок , глазок.
Кустик. Цвета: красный, черный,,,Приписка – мелкая травка, используется ржавый цвет.
Слайд 17:
Травка" - самостоятельный тип росписи, но она - обязательная часть любого растительного орнамента "хохломы". Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется "травным", или именем ягодки или цветка.
Слайд 18:
б) Росписи "под фон" свойственно сочетание золотистых силуэтов орнамента с закрашенной поверхностью фона. При ее исполнении сначала наносят контурные очертания рисунка, а затем закрашивается окружающий фон.
Слайд 19:
в ) Рисунок "кудрина" является разновидностью росписи "под фон". Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном, в основном красным или черным. Этот орнамент отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов, плодов отличается и составлен из округлых кудреватых завитков.
Физминутка.
5. Закрепление. Показ учителем элементов хохломской росписи.
Упражнения. Ребята, давайте вспомним элементы хохломской росписи (кистевая роспись, узор «тычком»).
Вставка - файл
Рассмотрим таблицу «Элементы хохломской росписи». Учитель показывает приёмы росписи, учащиеся повторяют за учителем.
6. Самостоятельная работа учащихся.
Задание: выполнить роспись изделия (шаблоны, предварительно затонированные), применить характерные цветовые сочетания и приёмы росписи.
Так как мы только учимся, мы, в отличие от хохломских художников, сделаем лёгкий карандашный рисунок узора.Для работы в цвете используйте кисти и тычки.
Законченность работы - яркость и чистота цветов, чёткость и выразительность.Приглашаем принять участие в выставке.
Звучат русские народные мелодии.
7.Итоги урока. Оценивание работ учащихся.
Слайд 20:
Вопросы:
- Назовите изделия хохломских мастеров?
- Из какого материала изготавливают хохломские изделия?
- Почему хохломскую посуду называют золотой?
- Какие цвета используют в хохломской росписи?
- Назовите основные элементы росписи?
- Где используются изделия Хохломы?
8.Выставка работ учащихся.
По окончании работы детям предлагается для оценки своего труда посмотреть на изделия мастеров Хохломы и сравнить со своими работами.
Слайд 21:
Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
Оценка работ учащихся. Отметить все работы.
- Какие работы вам больше всего понравились? Почему?
9.Рефлексия.
Учащиеся читают стихи о Хохломе.
Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золотому фону затейливой змейкой
Орнамент здесь вьётся, попробуй, сумей-ка
Стих. Виктора Набокова “Хохлома”.
Птицы и петли, круженья, разводыЛистья и стебли, колосья и злаки,Редкие, мудрые формы природыСердце влюбленного тайные знаки.Это придумали русские людиТе, что молились пенькам и березе.
На деревянном языческом блюдеТравы, цветы, легендарные розы.Как я люблю хохломское искусство!Ложки и те у меня хохломскиеК ним у меня постоянное чувство,С детства они мне родные, родные.
Я разложу их, и гости довольныИ никаких замечаний и жалоб.Слышно одно в разговоре застольном:Щец бы горячих, борща не мешало.Кисть хохломская! – Большое спасибо!Сказывай сказку для радости жизни.Ты, как душа у народа красива,Ты, как и люди, служишь Отчизне!
10.Домашнее задание.
- На следующем уроке мы закончим свои работы.
Литература:
Т.Я.Шпикалова . Изобразительное искусство в1 классе.
М., Просвещение, 1981
Т.Я.Шпикалова. Изобразительное искусство во 2 классе.
М., Просвещение, 1984
Н.П.Костерин. Учебное рисование.
М., Просвещение, 1984
Л.В.Шевчук. Дети и народное творчество.
В.С.Кузин, Э.И.Кубышкин. Изобразительное искусство. «Дрофа» 1995.
http://istoriya-rospi.narod.ruhttp://school-collection.edu.ruhttp://images.yandex.ruЛ.В.Шевчук. Дети и народное творчество.