Урок изобразительного искусства по теме Родной угол


Урок изобразительного искусства в 4 классе
Тема: Родной угол
Цели: пояснить тему четверти; дать понятие о малой родине; познакомить с постройками старинного русского города; приступить к созданию проекта старинного русского города; познакомить с терминами «сруб», «горизонталь», «вертикаль», «городища».
Планируемые результаты: 
Познавательные: умение выделять главное, сопоставлять и сравнивать, анализировать форму с позиции задуманного образа.
Регулятивные: умение определять цель своей работы, определять этапы, выполнять поэтапный контроль своих действий.
Коммуникативные: умение вести диалог среди участников группы, соблюдать правила общения, уважать чужое мнение.
Личностные: чувство гордости за культуру и искусство своего народа, формирование эстетических чувств, овладение навыками коллективной деятельности под руководством учителя.
Оборудование: бумага, бумажные заготовки в виде прямоугольников, треугольников, ножницы, клей.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
1.Организация работы класса. Проверка готовности к уроку. Читает строчки:
Трех братьев в гости позовем,
Урок ИЗО скорей начнём.
Мы разговор наш поведём
О городах Древней Руси –
Башнях, соборах редкой красы. Проверяют готовность к уроку. 2. Сообщение темы и целей урока. Сегодня мы начинаем новую большую тему. Определите, о чем мы будем говорить, какую работу будем выполнять. Высказывают мнение относительно темы, видов работы.
На доске записана тема уроков 2 четверти «Древние города нашей земли»
Тема урока «Родной угол»
3. Актуализация опорных знаний Что обозначает выражение «родной угол»
Сегодняшний урок будет посвящен отображению в изобразительном искусстве разных уголков нашей страны, и в первую очередь именно малой родины, родного угла для каждого из нас. Родной угол-малая родина- точное место, где человек родился, — его родной город, поселок, село.Определение на слайде презентации
4.Работа по теме урока.
Знакомство с определением слова «город», элементами древних городов. Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
А что такое город?
Ответ на этот вопрос найдем на странице 46 в учебнике.
В Древней Руси все укрепленные поселки назывались городами.
Укрепления древних русских городов поначалу были деревянными (позднее - из камня) и должны были лишь задержать врага, предоставив защитникам прикрытие, откуда они могли поражать неприятеля стрелами. Для строительства города выбирали площадку, защищенную со всех сторон естественными препятствиями: лесными чащами, болотами, оврагами, реками.
По краю площадки сроили деревянный частокол. С незащищенной стороны (поля) рыли глубокий ров и насыпали вал. Над воротами ставили высокую башню.
Со временем вместо частокола из бревен (тына) стали возводить более прочные деревянные стены из срубов (из венцов), заполненных землей. Отсюда пошло выражение «срубить город».
Назовите элементы русского города на рисунке в учебнике на странице 46.
А где чаще всего наши предки – славяне строили города?
Что напоминают очертания древнего города?
Каково значение выражения «родной угол» Дети вспоминают произведение и автора.
Высказывания детей
Дети в парах работают по страницам учебника.
Дети читают текст на странице учебника, отвечают на вопросы. Учитель читает отрывок из сказки А.С. Пушкина.
На слайде иллюстрация к сказке А.С. Пушкина
Рисунок сруба на слайде презентации.
Знакомство с башнями древнего города. Над массивом широких стен в вечном дозоре застыли островерхие башни. Сторожевые башни, а их называли вежами. Вежа – от слова «ведать» - знать, что творится вокруг. От этого корня и древнерусское слово «вежды» - глаза, видеть и, значит знать. Башни строились разные, у каждой своя судьба, а потому и свой образ. Вот эти, например, на самом опасном месте и потому самые крепкие, бокастые, и кровля - словно шапка над сведёнными бровями.
Башни назывались в старину вежами, столпами, кострами, стрелъницами. В стенах башен делались отверстия для стрельбы, называвшиеся бойницами.
Вежами называли сторожевые башни. Вежа – от слова «ведать» – знать, что твориться вокруг. По углам крепости башни часто были круглые – для удобства обороны. А четырехгранные башни обычно стояли вдоль длинных стен. Их ставили на таком расстоянии, чтобы защитники могли вести перекрестный обстрел.
Ворота - башни служили для въезда и выезда из города, подзорные - для наблюдения за отдаленной местностью; Эти башни делались выше и оканчивались караульной
вышкой. Башни располагались по углам ограды и у длинных участков стены, выступая из-за стены на 2-3 м. Рассматривают башни на странице 49, 51 в учебнике.
На слайдах презентации рисунки башен разного вида.
Знакомство с понятиями «горизонталь», «вертикаль» Когда мы смотрим на постройки древнего города, можем выделить новые понятия «горизонталь» и «вертикаль».
Горизонталь, горизонтальные линии производят впечатления величия и покоя.
Вертикаль уводит нас вверх, настойчиво заставляет нас вытянуться.
Определите, на каком рисунке можно показать горизонталь в городе, где вертикаль. Дети объясняют значения этих слов: горизонталь (от слова «горизонт»), «вертикаль» (от слова «вверх»).
Дети выбирают подходящие рисунки. На доске рисунки древних городов.
Знакомство с понятием «пропорции» А теперь Мастер-Постройки познакомит нас с понятием, которое будет волшебным, преобразуя все одинаковое в различное.
Прочитайте определение этого понятия в учебнике на странице 51.

Рассмотрите башни, определите соблюдение пропорций в каждой, исправьте нарушения. Дети читают определение, объясняют его своими словами.
Дети у доски исправляют нарушения, моделируют башни на доске. На доске построены три башни из геометрических фигур из прямоугольников и треугольников с нарушениями пропорций.
Физкультминутка Проведем музыкальную физкультминутку. Дети под музыку выполняют движения по образцу ведущего. Звучит музыка
Практическая работа учащихся Теперь мы готовы приступить к постройке древнего города. Начнем работу со сторожевых крепостных стен и башен, объединившись в группы. Построим макеты из плотной белой бумаги.
Образец получения цилиндра для стен башни и конуса для крыши найдем в печатной тетради на странице 12.
Повторите правила работы с бумагой и картоном. Какие правила нужно соблюдать при работе с ножницами, клеем?
Напомните правила работы в группе. Дети объединяются в группы, выбирают модели для работы.
Повторяют правила пользования ножницами, клеем,
Рассматривают образцы выполнения заготовок, пробуют выполнить многогранник из четырех и восьми сторон. Правила выведены на слайдах презентации.
Подведение итогов работы. Проведем выставку получившихся работ. Кому удалось применить знания, полученные на уроке в своей работе? Какие ошибки допущены в работе? Организую показ выполненных работ в группах. Рефлексия Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что такое родной угол?
Какие элементы могут входить в состав древнего русского города?
Что такое горизонталь в архитектуре города?
Приведите примеры горизонтальных архитектурных построек.
Что такое вертикаль в архитектуре города?
Приведите примеры вертикальных архитектурных построек. Домашнее задание К следующему уроку найдите и рассмотрите в книгах, альбомах, Интернете изображения древних соборов. На доске запись: страница 46-53 в учебнике, информация о соборе.