Возрастные особенности физиологических функций и систем


Возрастные особенности физиологических функций и систем
"Физиологическая" кривая занятия не растёт постепенно от движения к движению, а имеет волнообразный характер – интенсивные движения сменяются менее интенсивные (нагрузочные). В тоже время различные упражнения в зависимости от их координационной сложности, выразительного аспекта представляют различную психологическую трудность для обучающихся. Поэтому сложные движения, требующие внимания, сосредоточенности, должны сменяться более "простыми" в координационном отношении. В отдельных фрагментах занятий рекомендуется сначала выполнять движения, несложные по своей структуре, постепенно повышая физическую трудность выполнения. Затем можно переходить к долее сложным движениям, которые вызывают большую степень напряжения и затрату физических сил, и, наконец давать наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку. П.Я.Гальперин отмечал, что "на основе поэтапной методики мы получили в 6 - 7 лет (и даже в 5) умственные действия и понятия, которые по общепринятым стандартам отвечают уровню мышления в подростковом возрасте…". К 5 годам, как показывают исследования, далеко не все дети обладают оптимистическим мироощущением. А это может быть связано и с неудовлетворением потребности в признании, в самоутверждении.   Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности. С развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции. Развитием памяти, внимания, познавательной мотивации. Формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа "Я" ребенка, его детализацией.
Методика работы на этапе подготовки детей 5 - 8 лет
Возрастные особенности Методические особенности
Позвоночный столб в этом возрасте отличается большой гибкостью и неустойчивостью изгибов. Необходимо большое внимание уделять формированию правильной осанки.
Суставно-связочный аппарат очень эластичен и недостаточно прочен. Целесообразно использовать этот период для целенаправленного, но осторожного развития гибкости.
Интенсивно развивается мышечная система, но крупные мышцы развиваются быстрее мелких мышц. При преобладании крупных, размашистых движений, целенаправленно вводить мелкие и точные движения.
Регуляторные механизмы сердечно - сосудистой и дыхательной систем несогласованны, дети быстро устают. Нагрузка должна быть небольшого объема и интенсивности, носить дробный характер.
Кости таза к 7 годам только начинают срастаться и при резких сотрясениях может произойти их смещение. Не следует давать движения с резким сотрясением тела, прыжки с большой высоты, особенно на твердую поверхность.
К 8 годам начинается активное развитие мускулатуры. Мышцы ног развиваются быстрее, чем мышцы рук, а мышцы - разгибатели - быстрее, чем мышцы - сгибатели. Окостенение фаланг пальцев рук заканчивается в 7-9 лет. Однако рост мышечных волокон происходит неравномерно, поэтому дети младшего школьного возраста трудно осваивают точные движения руками.
Дети младшего среднего возраста легковозбудимые, как правило, рассеяны, неусидчивы. Однако способны логически мыслить, сопоставлять факты и события, делать верные выводы. Вместе с тем они доверчивы, оптимистичны, спокойно воспринимают требования педагога. Невелика продолжительность активного внимания и умственной работоспособности. Занятия должны быть интересными и эмоциональными, количество замечаний ограниченно, полезны поощрения.
У них преобладают сиюминутные эмоции, дети, можно сказать, живут сегодняшним днём. Поэтому каждое занятие проводится в положительно - эмоциональной сфере. Для обучения детей содержанию программного материала используется игровой принцип.
Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели, требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда. Тогда игра будет способом обучения умению трудиться, и при этом даже рутинная, скучная для детей работа покажется интересной.
Методика работы на этапе специализированной
подготовки детей 9-10 лет
В возрасте 7— 10 лет происходит ускоренное развитие двигательного анализатора в коре головного мозга. В то же время вегетативные системы отстают в развитии от двигательной функции организма. По мере роста ребенка наблюдается экономизации работы сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
Развитее в младшем и частично среднем школьном возрасте идет относительно равномерно, равномерно должны повышаться и тренировочные требования. Характерно увеличение объёма и интенсивности тренировочных нагрузок. До 10 лет мальчики и девочки растут примерно одинаково. Но рост мальчиков, начиная с 7 лет, увеличивается в большей мере за счёт длины ног, а девочек - за счёт длины туловища. В младшем школьном возрасте продолжается развитие скелета. Позвоночник сохраняет очень большую гибкость, особенно в грудном отделе. Характерные изгибы позвоночника в этот период продолжают формироваться.
Основной формой занятий остаётся обучающий тип, но появляются элементы занятия тренировочного типа занятия. Постепенно возрастает доля индивидуального подхода в развитии двигательных способностей, составлении танцевальных программ, в формировании личностных особенностей обучающихся. Большее значение приобретает самостоятельная работа и домашние задания. Важным становится воспитание любви к танцу, волевых качеств, самодисциплины и требовательности.
Несмотря на то, что сердце ребёнка и органы дыхания сравнительно легко приспосабливаются к нагрузкам и быстро восстанавливают свою работоспособность, непосильные физические движения могут стать причиной нарушения ритма сокращений сердца, изменения кровяного давления. Поэтому рациональные нагрузки, чередование их с отдыхом, постановка правильного ритмичного дыхания являются обязательными требованиями при проведении занятий по брейк-данс
Возрастные особенности Методические особенности
Существенно развиваются двигательные функции, по многим параметрам они достигают очень высокого уровня, создаются благоприятные предпосылки для обучения и развития двигательных способностей. Необходимо эффективно использовать этот возрастной период для обучения новым, сложным движениям, и для развития основных физических способностей: координации, гибкости быстроты, прыгучести.
Значительного развития достигает кора головного мозга и 2-я сигнальная система. Все большее должен приобретать словесный метод обучения.
Окостенение костей запястья – в 8-11 лет.
Силовая и статистическая нагрузки вызывают быстрое утомление. Целесообразен скоростно - силовой режим занятий статические нагрузки давать в ограниченном объеме.

Методика работы на этапе углубленной подготовки детей 11-13 лет
Возраст занимающихся на 3-м этапе совпадает с пубертатным периодом - подростковым возрастом: характеризуется интенсивным ростом, повышением обмена веществ, резким повышением деятельности желез внутренней секреции, перестройке практически всех органов и систем организма. Является очень ответственным периодом психического развития и формирования личности человека (интенсивно формируется самосознание, умение анализировать события). Подростки достаточно легко приспосабливаются к заданной работе, но сравнительно быстро утомляются, особенно, когда выполняют однообразные, монотонные операции. На нагрузку они отвечают более выраженными, чем у взрослых, реакциями.
Необходимо помнить о возможности отклонения биологического возраста от паспортного на 1-2 года в сторону опережения (акселерация или ретардация в развитии организма). Особенно строго следует дифференцировать учебно-тренировочный процесс с учётом биологического возраста с11 до 15 лет.
Происходит дальнейшее развитие функций нервной системы. Однако уравновешенность процессов возбуждения и торможения ещё далека от совершенства. У подростков часто наблюдается преобладание возбудительных процессов функций нервной системы над тормозными процессами. Важнейшая задача - воспитание "тормозов". Для этого необходима спокойная обстановка, доброжелательность, понимание, терпение, не снижая требовательности.
Следует знать, что подростки легче переносят нагрузку, характеризующиеся ритмичным выполнением работы, но частая смена темпа и ритма менее благоприятна для деятельности сердечно - сосудистой системы детского возраста. Происходит значительное увеличение веса женского организма в среднем на 4 кг. Кроме этого, целесообразно проводить модельные тренировочные занятия, учебные и подготовительные состязания.
Возрастные особенностиМетодические особенностиНаблюдается ускоренный рост длины и массы тела, происходит оформление фигуры. Осторожное повышение нагрузок.
Осуществляется перестройка в деятельности опорно-двигательного аппарата, незаметно ухудшается координация и другие физические способности. Необходимо осваивать новые движения, совершенствовать ранее изученные и планомерно наращивать скоростно-силовую подготовку.
Отставание в развитии сердечному диетой системы приводит к повышению давления, сердечного ритма, быстрой утомляемости. Внимательно дозировать нагрузку, заботиться о восстановлении и отдыхе, регулярно осуществлять врачебный контроль.
В поведении подростков отмечается преобладание возбуждения над "торможением". Реакции по силе и характеру часто неадекватны раздражителю.
Подростковый возраст - очень ответственный период психического развития и содействовать формированию личности человека. Именно в этом возрасте особенно интенсивно формируется самосознание, умение анализировать события, явления. При этом в психической сфере подростка часто проявляются признаки эмоциональной неустойчивости: необоснованных колебаниях настроения; сочетание повышенной чувствительности в отношении собственных переживаний с равнодушием к другим; застенчивости и подчёркнутой самоуверенности.
У девчонок в период ОМЦ - снижается работоспособность, угнетённость, снижается способности к освоению нового материала.
Необходимо обратить особое внимание на закомплексованность детей их психологическую неуверенность перед чужим незнакомым человеком, детским сообществом. Ребята должны научиться расположить к себе человека, быть коммуникативными, уметь с уважением относиться к чужому мнению, то есть быть толерантными. Для этого использованы специальные психологические тренинги - занятия. Программа предполагает регулярные встречи с психологом, который даёт практические советы, для адаптации ребенка, подростка, в современном обществе.
Возраст 11 —14 лет благоприятен для развития физических качеств. Двигательная функция к 13—14 годам достигает высокого уровня развития, приобретая многие признаки, которые характерны для взрослого человека.

Содержание и методика работы на этапе 14 лет и старше
В психологическом отношении юноши более уравновешены по сравнению с подростками, они с пониманием относятся к требованиям педагога, они с, однако строго оценивают его специальные знания и педагогическое мастерство. Юношеский возраст характерен для мужской половины гиперсексуальностью, которая начинается ещё в подростковом возрасте и продолжается в течение 2-3 лет после завершения созревания. Мальчишки в этот период отличаются повышенной возбудимостью и ростом эротических интересов и фантазий.
Юноши растут быстрее девушек, обгоняя их по всем показателям физического развития. Половое созревание завершается. Окостенение костного скелета почти завершено. Интенсивно развивается мышечная система. У юношей за два-три года мышечная масса увеличивается на 10—12%. Они способны выполнять силовые движения, требующие проявления значительных мышечных усилий. У девушек прирост мышечной массы по отношению к массе тела (больший процент жировой ткани) и увеличение силовых показателей выражены меньше, чем у юношей. Более всего у девушек с 14 до 15 лет - обнаруживается резкий прирост показателей веса тела, но в, то, же время снижаются показатели как относительной, так и абсолютной силы и развивается мускулатура тазового пояса. По строению тела и пропорциям юноши и девушки почти не отличаются от взрослых. Для данного возраста характерна высокая степень функционального совершенства, поэтому именно в этом возрасте можно ожидать интеллектуальную и эмоциональную зрелость, пластичность, музыкальность, более главное в образном отношении исполнение, но и этот возраст имеет свои проблемы. Женский организм выдерживает очень большие физические (функциональные и механические) нагрузки. Большое количество значимых фестивалей и необходимость стабильных выступлений требуют специальной психологической подготовки и реабилитационных - восстановительных мероприятий.

Индивидуальные особенности учащихся
Учебный материал программы зависит от того, в каком возрасте начинают заниматься обучающийся их психологические качества – смелость при выполнении незнакомых упражнений, настойчивость при длительной отработке движений, способность быстро осваивать новые движения, выразительностью двигательных способностей, определяющая в дальнейшем композицию танца, ритмичность и рисунок движений, пластичность, динамичность, грациозность и изящество исполнения.
Необходимость в усиленной скоростно-силовой подготовке из-за особого состава тела большей, чем у юношей, % воды и жира и менее развитая мышечная масса. С 8 до 10 лет происходит равномерное повышение максимальной силы. Возраст 10-16 лет является наиболее благоприятным для её развития. К 16-17 годам завершается формирование топографии силы мышц, характерной для взрослых.
Наиболее высокий темп развития относительной силы наблюдается от 6 до 11 лет. Необходимо следить за качеством силы - отстающих групп мышц: в 12 лет – разгибателей бедра, в 13 лет – разгибателей туловища.
Критическое отношение к своим танцевально- спортивным возможностям, сомнения в целесообразности продолжения занятий. Четко определить задачи на предстоящий цикл занятий, ознакомить с календарным планом состязаний и др. мероприятий.
Угнетает монотонность занятий, как
по содержанию, так и по нагрузкам. Чередовать варианты разминок, менять
место и условия занятий, участвовать в показательных выступлениях.
Появляется психологическая усталость. Больше практиковать отвлекающих мероприятий.
Нередки нарушения менструального цикла. Строить занятия с учетом ОМЦ.