Конспект урока по информатике Создание комплексных текстовых документов. Гипертекстовое представление информации


Тема: Создание комплексных текстовых документов. Гипертекстовое представление информации
Специальность: 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Учебная дисциплина: Информатика
Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов. Урок 4.1.3 Создание комплексных текстовых документов. Гипертекстовое представление текста
Тип учебного занятия: практическая работа.
Цель учебного занятия: создать условия для усвоения обучающимися основных способов создания и форматирования комплексных текстовых документов в текстовом редакторе.
Обучающий компонент: сформировать у обучающихся навыки создания комплексных текстовых документов с соблюдением основных правил форматирования.
Развивающий компонент: развивать внимание; умение выделять существенные признаки элементов текста, сравнивать и обобщать, самостоятельно выполняя задания; развивать умение контролировать свою деятельность, работать в заданном времени; развивать умение оценивать свои знания и возможности, способность преодолевать трудности.
Воспитательный компонент: воспитывать ценностное отношение к дисциплине, интерес к ее изучению и понимание значимости дисциплины, через иллюстрацию прикладного характера информатики; воспитывать аккуратность, добросовестное отношение к работе, уважительное отношение к товарищам, умение работать самостоятельно, в парах и коллективе; формировать систему нравственного отношения к себе, своим однокурсникам, техникуму и обществу
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения
Формы работы: беседа, учебный диалог, анализ информации, работа с сетью Интернет.
Ресурсное обеспечение учебного занятия:
Учебные пособия: Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. - М.: ИЦ «Академия», 2011. –352 с.м
Технические средства: компьютер, сеть Интернет.
Раздаточный материал: методические рекомендации по выполнению практических работ
Прогнозируемый результат:
По итогам учебного занятия обучающиеся должны освоить следующие личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные (ПР) результаты и общие компетенции(ОК):
ЛР5. Умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций.
ЛР6. Умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов.
ЛР7. Умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту
МР5. Умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах
ПР3. Использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Ход учебного занятия
Организационный момент
приветствие
проверка готовности к учебному занятию
целеполагание
Повторение изученного материала
Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы:
Что такое текстовый редактор?
Назовите стандартные установки для текста: стиль, тип шрифта, размер, расположение текста.
Что обозначают буквы ж, к, и ч с чертой? Можно ли их выбирать одновременно?
В каких случаях при создании текста необходимо нажимать клавишу enter?
Как автоматически поставить красную строку? Назовите другие способы.
Этап практической работы
Преподаватель рассказывает, как создаются таблицы и схемы:
Таблица – прямоугольная область, поделенная на ячейки. Редактирование таблицы – процесс изменения ее структуры (вставка, удаление, изменение размеров строк и столбцов; объединение, разбиение ячеек и т.д.). Форматирование таблицы – процесс оформления ее структуры для предоставления на экране (изменение заливки, границы ячеек, вертикального выравнивания и т.д.). Для создания таблиц и схем используется вкладка Вставка. В зависимости от задания, выбираем Таблица или Фигуры.
Таблицу можно построить несколькими способами:
Вставить таблицу: в этом случае компьютер запрашивает необходимое количество строк и столбцов, и в дальнейшем разбивает таблицу на равные ячейки;
Нарисовать таблицу: в этом случае при помощи карандаша рисуем таблицу, обычно нестандартной формы. Здесь необходимо помнить, чтобы нарисовать таблицу, вначале рисуется внешний прямоугольник, а вся таблица вставляется внутри него и ни в коем случае нельзя надстраивать таблицу;
Вставляется встроенная таблица из программы MS Excel
Схемы создаются при помощи Фигуры. Далее выбирается необходимая фигура, можно регулировать ее размер. Для того, чтобы написать текст внутри фигуры, необходимо по ней нажать правой кнопкой мыши и выбрать Добавить текст.
Для связи основных разделов и понятий в тексте используется гипертекст. Гипертекст позволяет структурировать документ путем выделения в нем слов-ссылок (гиперссылок). При активизации гиперссылки, например, щелчком мыши, происходит переход на фрагмент в тексте, заданный в ссылке.
Гиперссылка состоит из двух частей:
указатель ссылки – это объект (фрагмент текста или рисунок), который визуально выделяется в документе (обычно синим цветом и подчеркиванием);
адресная часть – название закладки в документе, на которую указывает ссылка (закладка – это элемент документа, которому присвоено уникальное имя).
Указателем ссылки и закладкой может быть фрагмент текста, графическое изображение, управляющий элемент.
Такая гипертекстовая структура используется в документах различных типов. В Интернете они образуют Всемирную паутину, связывающую Web-страницы на миллионах серверов в единое целое.
Гипертекстовое представление информации.
Гипертекстом, в общем понимании, называют любой набор текстов, содержащий узлы перехода от одного текста к какому-либо другому, позволяющие избирать читаемые сведения или их последовательность. В компьютерной терминологии, гипертекст – текст, сформированный с помощью языка разметки (например, HTML), потенциально содержащий в себе ссылки. В толковом словаре по информатике гипертекст трактуется как информационный массив, на котором заданы и автоматически поддерживаются ассоциативные и смысловые связи между выделенными элементами, понятиями, терминами или разделами.
Возможны варианты:
Создание настроенной гиперссылки на документ, файл или веб-страницу
Создание гиперссылки на пустое сообщение электронной почты
Вставка гиперссылки на элемент текущего документа или веб-страницы
Указание местоположения гиперссылки
Вставка закладки.
Применение стиля заголовков.
Вставка гиперссылки на элемент другого документа или веб-страницы.  
Обучающиеся выполняют задания:
Задание 1.
Создать схему в текстовом редакторе:














Задание 2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Задание 3.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

В это время преподаватель наблюдает за их работой, корректирует ее, по необходимости рассказывает о правилах редактирования текста.

Обучающиеся представляют свою работу
Преподаватель указывает на допущенные ошибки, если они есть, пути их исправления

Преподаватель предлагает письменно ответить на контрольные вопросы:
Как добавить в текстовый документ таблицу?
Как объединить несколько ячеек по вертикали или горизонтали?
Как изменять размер таблицы?
Как изменить ширину столбцов?
Почему не рекомендуется изменять высоту строк вручную?
V. Домашнее задание.
ОИ М.С. Цветкова гл. 4 п. 4.3
VI. Подведение итогов.
-оценивание учебных способов деятельности обучающихся.
-выставление оценок.
VII. Рефлексия.
Используется методический прием «ХОРОШО – ПЛОХО»:
Преподаватель предлагает найти отрицательные и положительные стороны в умении правильно и профессионально набирать текстовые документы.

Заголовок 1 Заголовок 215