2 занятие городской творческой лаборатории учителей литературы Способы построения и содержание интересного урока литературы в старших классах


2 занятие
городской творческой лаборатории учителей литературы
" Способы построения и содержание интересного урока литературы в старших классах".
Тема: Завязка урока как проблемный аспект и реализация творческого потенциала учащихся.
Человек спрашивает, ищет ответ на вопрос — значит, думает.
Об этом знаем мы, взрослые. А дети чаще спрашивают из любопытства. Они задают массу вопросов почти с того момента, когда начинают говорить. А потом они приходят к нам на уроки, и мы “вдруг обнаруживаем”, что вопросов дети либо задают мало,либо совсем не задают. И тогда уже мы себя спрашиваем: что же случилось? Придумываем интересные задания, применяем мотивационные приёмы, развивающие у ребёнка интерес к учёбе,к чтению в частности, и т.п.Предлагаю на этом занятии вместе поразмышлять над тем, какие вопросы мы сами задаём ученикам и как можно научить их задавать вопросы правильно, по-разному и не бояться спрашивать.
Типы вопросов
Репродуктивный вопрос начинается со слов: Кто? Что? Как?
Где? Куда?
Продуктивные вопросы (специальные):
• можно ли считать (то-то) верным?
• какие выводы можно сделать из…?
• каковы мотивы поступков героя (-ев)?
• вопрос начинается с формулировки тезиса.
Продуктивные вопросы (разделительные):
• если известно..., то …?
• если …, то почему
или или
Алгоритм постановки проблемного вопроса
• Изучите информацию: выделите основные моменты события,
задачи, точки зрения, теории…;
• выделите главное: мысли, идеи, особенности, условия…;
• выявите противоречия, несогласованность, неубедительность
аргументов…;
• определите суть противоречий;
• сформулируйте проблемный вопрос.
Кроме того, сам проблемный вопрос должен содержать три
обязательных элемента:
• указание на объект изучения;
• указание на направление изучения объекта;
• противоречие (скрытое или явное)
Предлагаю несколько текстов.
Старая липа
Думал о старой липе с такой морщинистой корой. Сколько времени она утешала старого хозяина и утешает меня, вовсе и не думая ничего о нас! Я смотрю на её бескорыстное служение людям,и у меня, как душистый липовый цвет, распускается надежда: может, когда-нибудь и я вместе с
ней процвету (М.Пришвин).
2
В саду
Приветствую тебя, мой добрый, старый сад,
Цветущих лет цветущее наследство!
С улыбкой горькою я пью твой аромат,
Которым некогда моё дышало детство.
Густые липы те ж, но заросли слова,
Которые в тени я вырезал искусно…
Как будто с трепетом здесь каждого листа
Моя пробудится и затрепещет совесть,
И станут лепетать знакомые места
Давно забытую, оплаканную повесть.
(А.Фет)
Чуть зацветёт иван-чай
Липа в ночной полумгле
Светит густой позолотой,
Дышит — как будто в дупле
Скрыты горячие соты.
(А.Твардовский)
Запишите три продуктивных вопроса, ответы на которые позволят ученикам представить липу, липовый парк в русской литературе как образ памяти, воспоминаний о прошлом, об отечестве, о традициях.
Какие вопросы являются проблемными? Запишите их номера.
1. Как в тексте повести Н.В. Гоголя «Шинель» раскрывается замечание автора о петербургском климате?
2. Похож ли внешний облик Петербурга Достоевского на Петербург Пушкина и Гоголя? Если да, то чем?
3. Как Достоевский выстраивает описание комнат своих персонажей?
4. Какое символическое значение получает образ Петербурга в стихотворении И.Анненского «Петербург»?
5. Как вы понимаете метафору “Исакий в облаченье из литого серебра” в стихотворении А.Ахматовой («Стихи о Петербурге»)?
6. Почему стихотворение О.Мандельштама называется «Петербургские
строфы»?
7. Почему В.Маяковский обращается к жанру сказки («Последняя
Петербургская сказка»)?
Из опыта работы. Примеры проблемных вопросов и заданий:
Неся крест свой, он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли его...»
(Евангелие от Иоанна)
1. Почему, размышляя над письмом матери, Раскольников произносит: «На Голгофу-то тяжело всходить.» ?
2. Поразмышляйте почему же Дуня Раскольникова отказывается принестисебя в жертву, когда судьба брата оказалась в руках Свидригайлова.
Раба обстоятельств - способна на горькую правду о себе, но ничего изменить не может (телеграммы). Согласны ли вы с утверждением, что ради любви Раневская готова продать и себя, и вишнёвый сад, и своих дочерей.
письмо от учителя
Уважаемый ученик (ученица) 10 класса!
Представьте, Вы - житель России второй половины XIX века. Вы - русский интеллигент.
Попытайтесь войти в образ, вспомнить, какие общественные группы господствовали в России в этот период времени, примкнуть к одной из них,, обосновав при этом, почему Вы примыкаете именно к этой группе. Постарайтесь убедить меня войти в Ваш «лагерь».
Почему Вы гордитесь, что живете в России второй половины XIX века?
С уважением Светлана Владимировна.
Приём «Согласитесь ли вы…» Предлагается чётко, корректно вступить в дискуссию с автором по следующим позициям:
“Любовь — прекрасный, но мимолётный гость на нашей Земле”;
“любовь прекрасна” и “любовь обречена”;
«у любви не может быть счастливого житейского конца».
- Запишите ассоциативный ряд к этому слову.
Фаза вызова. Слово учителя (обращается к портрету писателя): Вообразите себе, что этот красивый, синеглазый, со светлыми вьющимися волосами, чуть печальным, но по-мальчишески отважным лицом человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что к вам пришел автор сказки «Черная курица, или подземные жители» - Антоний Погорельский?
Запишите свои ассоциации к слову «жизнь»
Приём «Согласитесь ли вы…» Предлагается чётко, корректно вступить в дискуссию с автором по следующим позициям:
по рассказу "Старуха Изергиль"А.М.Горького
«…работа – только ради материальных благ – духовная тюрьма»
«…нельзя купить за деньги счастье полёта и близость к ярким звёздам»,
«невозможно жить без поэзии, без любви…»
Приём «Прогнозирование»
В конце урока попробуйте сформировать идеалы писателя. По мере разговора, соберите воедино, против чего протестует Антуан де Сент-Экзюпери, что вызывает его гнев, презрение, негодование?
«Пилат представлен в романе в нескольких ракурсах. Это позволяет нам глубже понять его характер, мотивацию его поступков. Какие роли Понтия Пилата кажутся вам наиболее интересными для нашего разговора о нем?»
ДИНАМИЧНАЯ ФОТОГРАФИЯ( ГАМЛЕТ,РАСКОЛЬНИКОВ.ПИЛАТ) Далее предлагаю всем желающим «примерить» на себя выбранную роль Пилата, выйти в центр зрительского круга и принять ту позу, которая, по мнению, выступающего, точно выражает суть характера Пилата в этой ипостаси.
Предлагаем поразмышлять над высказыванием Булгакова «Оправдание есть, утешения нет» и подумать, с каким ещё героем романа можно соотнести это высказывание и почему?
У М.Горького было несколько вариантов названий рассказа: «Исповедь бывшей красавицы», «Легенды, рассказанные ночью». В чём же преимущество у окончательного варианта?
«Ему нет жизни и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей. Вот как был поражён человек за гордость»- в этот момент рассказа у Изергиль появляется «боязливая ,рабская нота». Прокомментируйте причину появления этой боязливой нотки.
« Я была счастлива на это: никогда не встречалась с теми, кого любила. Это нехорошие встречи…» Какую же опасность несли встречи с близкими когда-то людьми?
«Последние это были минуты- хорошие минуты моей жадной жизни»-скажет Изергиль. Почему свою жизнь она называет жадной?
«И вижу я , что не живут люди ,а всё примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начинают жаловаться на судьбу. Что ж тут –судьба!Каждый сам себе судьба»-говорит Изергиль. Дайте свой комментарий этому высказыванию.
«За все, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда-жизнью».Согласны ли вы с этим высказыванием Изергиль? Прокомментируйте своё мнение.
«Море шумело глухо и печально»-так заканчивается рассказ Горького. О чём же эта печаль? Порассуждайте, почему в жизни преобладают такие, как Изергиль и Лара, а не Данко?