Рядом с нами живет ветеран

Акция «Салют, Победа!»
Направление: луч «Кабалин»

«Рядом с нами живет ветеран»
(урок мужества)

Цели: расширение знаний о Великой Отечественной войне; знакомство с жителем п. Ибреси, участником войны Ереминым М. С.; формирование чувства гражданственности, патриотизма через представление о долге, мужестве, героизме в годы Великой Отечественной войны; формирование уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Ведущий:
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня в нашем классе тепло от дружеской обстановки и тесно от близости эпох и поколений. Наше мероприятие посвящено человеку, который на своих плечах вынес тяготы страшной войны, прошел огромный жизненный путь с радостями, удачами, потерями и невзгодами. Мы, поколение, не испытавшее ужасов войны, знаем о ней из уроков истории, книг, фильмов и от тех, кто прошел эту войну – от ветеранов.

Слайд 1
( Звучит песня «Не стареют душой ветераны»)
Ученик 1:
Рядом с нами живут ветераны,
Что прошли по дорогам войны.
Пусть болят у них старые раны,
Но по-прежнему духом сильны.
Ветеранам нельзя на покой уходить,
Когда мир вновь тревогой объят.
Люди новой войны не должны допустить,
По ночам ветераны не спят.
Им погибших друзей не забыть никогда,
Хотя в этом и нет их вины.
Но в душе рядом с ними они навсегда
И не могут уйти от войны.
Потому ветераны себя не щадят,
Без волнения жить – не для них,
Ярким пламенем жизни сердца их горят,
На борьбу вдохновляя других.

Ведущий:
Мы пройдем с вами военным путем участника Великой Отечественной войны Еремина Михаила Семеновича. Михаил Семенович живет в нашем поселке, много лет проработал он в нашей школе учителем труда, военной подготовки, автодела. Несмотря на свой почтенный возраст, он крепок и бодр, всегда рад встрече с юными друзьями. Прослушаем рассказы, составленные учащимися по воспоминаниям Михаила Семеновича.
Михаил Семенович Еремин родился в 16 сентября 1925 в Пензенской области. В 1933 году всей семьей переехали в Ибресинский район. Отсюда и призвали семнадцатилетнего юношу на фронт.

Слайд 2

Ученик 2:
Пирожки в дорогу
(по воспоминаниям Михаила Семеновича Еремина.)
Второй год идет война. А мы на заводе ремонтируем пулеметы...
Мне исполнилось 17 лет. Пришла повестка. Меня это пугало и радовало одновременно. Через несколько дней нас должны отправить на фронт. Сумел передать сестре о дне отъезда.
Сестра каждый день выходила на станцию, чтобы не пропустить наш эшелон.
Увидев ее на станции с небольшим узелочком в руке, я поспешил к ней.
- Миша... Мишенька,- повисла она на моей шее, - даст Бог, свидимся! Ты только пиши, обязательно пиши!
Резкий гудок паровоза заставил вздрогнуть. Все побежали к вагонам.
- Миша, возьми, это тебе пирожки в дорогу, еще теплые...
Сдерживая непрошеные слезы, порывисто обнял сестру, не сумев произнести ни слова, побежал к вагону.
Нас везли в теплушках - товарных вагонах с двухэтажными нарами внутри. Вместе ехали парни из Алатыря моего же возраста. Они шумели, громко смеялись, шутили, наперебой что-то кричали. Я держался в стороне от всех. Поднялся на второй этаж нар, пристроил свой мешочек, почувствовал тепло пирожков. К горлу опять подкатил ком. Чтобы мои соседи не заметили волнения и не подняли на смех, я деловито принялся жевать пирожок. С картошкой, какие я люблю.
Долго лежал, думая обо всем и ни о чем. Сам не заметил, как уснул. Проснувшись, я обнаружил, что моего мешка с пирожками нет – его украли.

Слайд 3

Ведущий: Более 10 дней ехали новобранцы к Ленинграду, окруженному фашистами. Со станции Кобона по льду шли всю ночь до Осервица. Еремина Михаила Семеновича определили пулеметчиком в 169 Красносельский зенитно-артиллерийский полк, в 8 батарею на Пулковских высотах.

Ученик 3:
Контузия
Весна. Май. Все цветет. Такая теплынь! Завтра первый день лета. Птичьи трели заглушают летящие самолеты. Вот они! Показались 7 самолетов. Это были Ю-87 - пикирующие бомбардировщики. Я невольно напрягся. Сейчас начнется заварушка!
Полетели и начали разрываться бомбы. Бомбили нас и другую батарею.
Вдруг – сильный удар! Я упал, ударился головой о станину...
Сержант Кондратов долго шлепал по моим щекам, пытаясь привести меня в чувство: «Еремин, вставай. Еремин, вставай». Я очнулся, голова идет кругом. Но некогда думать о себе. Наш пулемет тоже «ранен» - из кожуха вода течет. Надо его в первую очередь «лечить».

Слайд 4

Ведущий: В этом пулеметном полку Михаил Семенович пробыл не очень долго. Его перевели в орудийный расчет, шестым номером – подносчиком снарядов. В зенитном расчете 7 человек: командир и 6 обслуживающих.

Ученик 4:
Первое ранение
Будучи шестым номером в орудийном расчете, я избежал немецких пуль. Но свой осколок меня поджидал.
В июне 1943 года меня ранило в ногу. Сначала ее обожгло, потом появилась кровь. Стало не по себе. В госпиталь меня отправлять не стали. До Ленинграда 8 километров! Да и рану посчитали пустяковой. Пришедшая медсестра перевязала мою рану со словами: «Ну, Миша, через неделю будешь плясать».
Со своим ранением я теперь был на особом положении. Уже не бегал за завтраком для всех – мне самому приносили.
А медсестра оказалась права: через неделю моя рана зажила.

Слайд 5

Ведущий: Больше всего запомнился Михаилу Семеновичу день, когда начался прорыв блокады.
(Видеофайл «Прорыв блокады», документальная хроника, на ее фоне рассказ)
Ученик 5:
Прорыв блокады
В 6 часов утра 14 января 1944 года дали сигнал: к бою! И началось! Выстрелы, визг пуль, везде стреляют!
Наша батарея заняла заранее огневую позицию. За нами расположились «катюши».
Они стреляли через наши головы по огневым позициям немцев. Но некогда нам было любоваться зрелищем. Мы стреляли из своих орудий. Я был шестым номером – подносчиком снарядов в орудийном расчете. А в нем было всего 7 человек: командир и 6 обслуживающих.
Снаряды кончились. Вскоре подвезли обледеневшие. Беру снаряд в руки ( а на руках рукавицы) – он выскальзывает из рук, падает. Поднимаю – опять падает. Весит снаряд 17 килограммов. Сил-то нет. Впроголодь приходилось жить: блокада же.
Заряжающий кричит:
- Еремин, давай снаряд!
Снимаю рукавицы, беру голыми руками обледеневший снаряд, протягиваю ему.
Стреляли до тех пор, пока не пошла с криком «Ура!» пехота. Наши пошли в наступление.
Нам дали команду: отбой! Я хотел отряхнуть снег и лед с рук, а на пальцах кожа ободрана. Только в этом момент понял, что свои пальцы-то я обморозил. И целую неделю после того боя я их «нянчил»: дул на них, прижимал к телу и от боли боялся даже пошевелить ими.
Даже теперь в сильные морозы они напоминают об этом дне.

Слайд 6, 7

Ученик 6:
Почему я не курю
На фронте меня, семнадцатилетнего парнишку, всегда отправляли за пайком. Я получал для всего расчета и приносил, что выдавали.
В зимние морозные дни выдавали по 100 граммов водки «для сугреву». Мои сослуживцы, которым было лет по 40, делили меж собой всю водку, а мне говорили:
- Тебе, Миша, вредно. Тебе надо дальше жить, а нам все равно помирать.
Махорку мою они делили так же.
А что я мог им сказать?

Слайд 8

Ведущий: В декабре 1944 года Еремина М.С. отправили в Горьковское танковое училище, где проучился 3 года. Закончив его, Михаил Семенович был направлен в Китай, где прослужил 10 лет. Был командиром танкового взвода. В 1956 году его военная служба закончилась. Уволился из вооруженных сил, и его пригласили в Ибресинскую среднюю школу №1 учителем труда, автодела, военной подготовки. 40 лет Михаил Семенович проработал в нашей школе. Несколько поколений прошло через его крепкие руки и доброе сердце.
Михаил Семенович награжден орденом Великой Отечественной войны 2 степени, медалями "За оборону Ленинграда", "За победу над Германией", "За боевые заслуги". В послевоенные годы награжден юбилейными медалями, медалью "Ветеран труда".

Слайд 9

Слайд 10

Ведущий:
В свои 88 лет Михаил Семенович бодр и крепок, он отлично помнит все, что было на войне, охотно делится своими воспоминаниями. Мы в неоплатном долгу перед ним, перед теми, кто не вернулся с поля боя. Главное - не забывать о тех, кто ковал великую Победу. И мы должны учиться у этих людей мужеству, силе духа, патриотизму.

Ученик 8:
Прошла война,
Прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколения,
Затем, чтоб нам счастливыми быть.
А счастье – не в забвенье.