Конспект урока Биосинтез белков 9 класс биология

МКОУ Октябрьская СОШ
урок биологии в 9 классе
«Биосинтез белков »
Подготовила: Учитель биологии Попова Т.П.

Оборудование: компьютер, оборудованный мультимедийным проектором; система звуковоспроизведения; интерактивная доска;
Цель урока: Познакомить с процессами транскрипции и трансляции в живой клетке.
Задачи урока:
Учебные:
Формирование знаний о биосинтезе белков как одном из вариантов анаболизма.
Характеристика стадий биосинтеза белков: транскрипция и трансляция.
Обоснование роли различных веществ и структур клетки в процессе биосинтеза белков.
2. Развивающие:
закрепление умений работать с интерактивными заданиями.
Развитие самостоятельности в работе с учебным материалом.
3. Воспитательные:
Формирование мировоззренческого мышления.
Ход урока:
Организационный момент. Сообщение темы урока.
Проверка знаний
Несколько учеников (по количеству ученических компьютеров) получают индивидуальные задания, связанные с работой на компьютерах:
Выполнить задание, используя интерактивный конструктор «Собери нуклеотид»

Выполнить задание, используя интерактивное задание «Принцип комплементарности»

Остальные ученики опрашиваются устно, используя мультимедийный проектор:
Прокомментируй интерактивную схему «Строение белковых молекул»

Используя интерактивную таблицу «Строение клеток эукариот. Ядро» расскажи об особенностях его строения и выполняемых функциях.

Используя интерактивную таблицу «Строение клеток эукариот. Рибосомы» расскажи об особенностях их строения и выполняемых функциях.

Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы о биосинтезе белка. На интерактивной доске демонстрируется анимация «Схема синтеза белка на полисоме». Во время беседы учащиеся записывают определения в тетрадь. «Каждая живая клетка создает (синтезирует) составляющие ее вещества. Этот процесс называется биосинтезом. Биосинтез – образование органических веществ, происходящее в живых клетках с помощью ферментов и внутриклеточных структур. Биосинтез, осуществляемый в процессе обмена веществ, всегда идет с потреблением энергии».

На интерактивной доске демонстрируется таблица «Схема структуры молекулы АТФ». «Главным поставщиком энергии для биосинтеза служит АТФ. Ферменты, отщепляя остатки фосфорной кислоты от молекулы АТФ, обеспечивают выделение энергии и тем самым создают возможность ее использования для биосинтеза».

На интерактивной доске демонстрируется интерактивная схема «Виды РНК». «В биосинтезе молекул участвуют аминокислоты, многочисленные ферменты, рибосомы и различные РНК (иРНК, тРНК, рРНК). Процесс биосинтеза молекул белка осуществляется в рибосомах.

Демонстрируется интерактивная схема «Этапы реализации наследственной информации». Учащиеся зарисовывают схему в тетрадь. Записывают определения транскрипция и трансляция в тетрадь. «Характер биосинтеза определяется наследственной информацией, закодированной в определенных участках ДНК – генах. Гены содержат информацию об очередности аминокислот в молекуле белка, т.е. кодируют его первичную структуру. Молекулы иРНК передают этот код для биосинтеза. Схематично процесс биосинтеза можно представить так:

Демонстрируется анимация «Транскрипция». «Биосинтез белка начинается с транскрипции. Этот процесс происходит в ядре. Благодаря действию ферментов участок ДНК раскручивается, и вдоль одной из цепей по принципу комплементарности выстраиваются нуклеотиды».

Демонстрируется анимация «Трансляция». «Образовавшаяся иРНК выходит из ядра в цитоплазму через поры в ядерной оболочке и вступает в контакт с многочисленными рибосомами. Рибосомы – «сборочный аппарат» клетки.»

Демонстрируется интерактивный рисунок «Строение транспортной РНК». Учащиеся зарисовывают схему РНК в тетрадь. «Для каждой аминокислоты требуется своя тРНК, комплементарная определенному участку иРНК. Такой участок иРНК представлен триплетом – сочетанием трех нуклеотидов, называемых кодоном. В свою очередь, и каждая аминокислота, входящая в белок, тоже закодирована определенным сочетанием трех нуклеотидов тРНК (антикодоном), по которым они и находят друг друга».

Первичная проверка усвоения знаний
Словарная работа: транскрипция, трансляция, кодон, антикодон, триплет
Используя записи в тетрадях и текст учебника, ученикам предлагается индивидуально выполнить интерактивные задания:
«Составьте иРНК по фрагменту ДНК»,
«Определение антикодона тРНК и аминокислоты по кодону иРНК»

Закрепление знаний
Интерактивный тренажер после § 10
Подведение итогов урока
Выставление оценок, их комментирование.
Домашнее задание:
Изучить § 10.
Ответить на вопросы в конце § 10.
Творческое задание. С применением материалов Образовательного комплекса и собственных фотографий и рисунков сделать презентацию «Биосинтез белков в живой клетке».
Конструктор Собери нуклеотид 1Принцип комплементарности 1Этапы реализации наслТранскрипция 115