Урок по окружающему миру на тему Неживая и живая природа.


. Учебный предмет: Окружающий мир
2. Класс: 1
3. Тема урока и номер урока в разделе: Неживая и живая природа. 3 урок
4. Цель: познакомить детей с живыми и неживыми организмами и их свойствами;
5. Планируемые результаты:
Личностные УУД: привести к осознанию ценности природы.
Метапредметные УУД: регулятивные (уметь ставить цели и уметь их планировать)
коммуникативные (уметь оформлять свои мысли в устной форме, формулировать выводы из изученного материала)
познавательные (устанавливать связи между неживой и живой природой)
Предметные УУД: различать понятия «неживая природа», «живая природа»;
устанавливать связи между неживой и живой природой;
правильно использовать эти знания в своей жизни.
6. Материально-техническое обеспечение: учебник Плешаков А.А. Новицкая М.Ю. «Окружающий
мир», мультимедийное оборудование, доска, компьютер, проектор.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность детей Используемые ЭОР: название, тип, вид, ресурса.
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР Обоснование целесообразности использования ЭОР Время
(в мин.)
1.Организационный
момент
- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
- Как будем работать на уроке, чтобы решить все поставленные задачи?- Желаю вам удачи на весь урок! - Хорошее
- Активно ЦОР «Окружающий мир Живая природа. Инновационные учебные материалы. ПР. Звуки природы.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1e7e1b-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/108661/Звуки для использования при создании композиции "Образы природы" 3 мин
2.Актуализация знаний и формулирование темы урока.
Постановка проблемного вопроса Продолжите рифму и узнаете тему урока.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и раса.
Человек и время года
Это всё вокруг ...
- Ребята, посмотрите вокруг, назовите предметы, которые вас окружают?
-Посмотрите в окно, а что вы там видите?
Работа с учебником.
- Давайте посмотрим, фотографии на рисунках с. 8.
- Что изображено на них?
- Как, одним словом сказать что это?
-Какая это природа?
-Давайте посмотрим, фотографии на рисунках с. 9.
- Что изображено на них?
- Как, одним словом сказать что это?
- Какая это природа?
-Чем различаются предметы слева и справа?
- Итак, нас окружают живые и неживые предметы. Как вы думаете, по каким признакам мы определили, что один предмет живой, а другой нет?
– Чем же отличаются живые предметы от неживых?
(На доске появляется запись)
ПРИРОДА Живая Неживая
– Какой главный вопрос нашего урока?
- Как отличить живой организм от неживого предмета? - Природа
Стол, стулья, соседи по парте, окно, цветы…
- Деревья, птицы, солнце, небо…
-Камень, вода, облако, звёзды, солнце.
- Природа
- Неживые предметы, созданные природой.
- Птицы, дерево, цветок, бабочка, девочка с собакой, заяц, гриб
- Природа
- Живая природа
- Живая и неживая
ЦОР «Окружающий мир Живая природа»
Инновационные учебные материалы. ПР.
Анимация. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1e7e1b-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/108661/Интерактивное задание, предполагающее ответы на вопросы учащимися. Позволяет познакомить учащихся с адаптациями животных. Поддерживает следующие содержательные линии: связи в живой природе. 6 мин
3.Совместное открытие знаний Работа с учебником
1) - Посмотрите на правило на с. 9, сравните свои выводы.
- Лес, река, небо, воздух, которым мы дышим и вода, которую мы пьем, и дождик и снег – всё это природа.
К природе не относится лишь то, что сделано руками человека.
- Приведите примеры того, что не относится к природе.
2) К какой группе относятся изображения на картинке? (иллюстрации изображены свойства живой природы)
- Посмотрите на первую картинку, кто на ней нарисован?
-Мальчик после долгой зимы надел лёгкую курточку, и оказалось, что она ему мала. Что произошло с ним?
- Все ли живые организмы растут?
- Какое же первое свойство живых организмов?
(учитель выписывает первое свойство живых организмов)
- Кого изобразил художник на следующей картинке?
- Для чего девочка вышла на прогулку с собакой?
- Какое второе свойство живых организмов?
(учитель выписывает второе свойство живых организмов)
- Что делает собака на следующей картинке?
- Всем ли живым организмам необходимо питание?
- Какое ещё свойство живых организмов мы можем выделить?
(учитель выписывает третье свойство живых организмов)
- Кто нарисован на следующей картинке?
- Кем являются цыплята по отношению к курице?
– У всех ли живых организмов появляются дети (потомство)?
(учитель выписывает четвёртое свойство живых организмов)
- Ребята, а как вы думаете, живые организмы могут превратиться в неживые?
Живые организмы
(на доске)
растут
дышат
питаются и пьют воду
приносят потомство
умирают
- Верно. Каждый живой организм существует определённое время, а потом он умирает, на его месте появляются новые организмы.
3) - Мы с вами перечислили свойства живого организма, а что можно сказать о растении?
- С чего начинается жизнь растения?
- Как оно живёт и развивается?
-Что нужно растению для роста?
- Что же можно сказать про растения?
-А могут ли живые организмы жить вечно?
- Каждый живой организм существует определённое время. Но если мы не будем беречь растения, животных, они могут умереть раньше своего срока, поэтому мы должны всегда помнить о том, что природа – наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны её беречь.
- Стол, книга…
-К живой природе
-Мальчик
- Вырос
- Да
- они растут
- Девочка
- Подышать свежим воздухом
- Они дышат
- Принимает пищу
- Питаются
- Питаются и пьют воду
- Курица с цыплятами
- Цыплёнок является сыном
-Да, они могут умереть.
-Растения тоже имеют такие же признаки
- с семечки
- живёт в земле
- Вода, солнце
- Растения - это тоже живые организмы.
- Нет
Электронное учебное пособие. Инновационные учебные материалы. ПР. иллюстрация http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/438dea14-614c-496a-ace7-4bccf9d963c0/118859/?
формируется система знаний при организации изучения живой природы 15
мин
4.Физ.минутка
Игра «Живое – неживое»
Я называю слова, а вы встаёте, если предмет живой природы – вы прыгаете на месте. Если предмет неживой природы – вы стоите на месте. Если предмет сделанный руками человека – садитесь на своё место.
(Дождь, снег, ворона, подсолнух, стол, белка, мальчик, т.д.) Электронное учебное пособие. Инновационные учебные материалы. ПР. иллюстрация http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/438dea14-614c-496a-ace7-4bccf9d963c0/118859/формируется система знаний при организации изучения живой природы 4 мин
5.Первичное закрепление.
1.Игра «Поиск» - работа в группах.
- Какие свойства живых организмов можно обнаружить у неживых предметов?
( Каждой группе предлагается рассмотреть картинку с изображением двух предметов.)
Используя памятку (записи на доске) определить:
1. Где изображён живой организм, а где неживой предмет?
 2.Какое свойство живого организма можно  обнаружить у неживого предмета?
3.Какими свойствами живого организма неживой предмет не обладает?
1 Картинка – (сосулька и гриб)
2 Картинка - (Автомобиль и корова)
3 Картинка - (Лошадь и насос)

4 Картинка - (печатный станок)
5 Картинка - (пылесос и человек)
2. Работа в парах.
- Возьмите конверт. Распределите картинки в 2 группы.
- Ребята, давайте  проверим, что у вас получилось?
(картинки неживой и живой природы)
- Удалось вам выполнить работу?
- Вы выполнил всё правильно или были недочёты?
- Сейчас мы вместе оценим свою работу. - Растут и сосулька и гриб, но других свойств живых организмов у сосульку нет.
- Автомобиль, как и корова,  потребляет (питается), но при этом не растет.
- Лошадь пьет воду, а насос  пропускает воду через себя, но при этом других свойств живых организмов у насоса  нет.
Печатный станок воспроизводит много копий, а себя воспроизвести он не может.
Пылесос, как и человек «питается», но не растёт
- Да
-Нет
-Хорошо ЦОР «Окружающий мир Живая природа»
Инновационные учебные материалы. ПР.
Анимация. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1e7e1b-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/108661/.Для закрепления понятий живая и неживая природа. 7 мин
6.Самостоятельное применение знаний - Сегодня  мы с вами нарисуем картинки «Живое и неживое» природы. Детям раздаются листы с изображенными предметами для раскрашивания. Учащиеся подписывают под предметом живое или неживое и раскрашивают. Учитель проходит и проверят. После все листочки собираются, скрепляются.
- Ребята, где мы сможем использовать книжку «Живое – неживое»? Электронное учебное пособие.
Инновационные учебные материалы. ПР. Тест-мультимедиа.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/438dea14-614c-496a-ace7-4bccf9d963c0/118859/?
Проверить знания учащихся по изученной теме. 5 мин
7.Домашнее задание
- Посадите в землю семена огурца или фасоли, поставьте на свет и поливайте. Пронаблюдайте за развитием растения.
3 мин
8.Итог урока - Что нового вы узнали на уроке сегодня?
-Что повторили из того, что уже знали?
- На какие вопросы получили ответы?
- Когда вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока?
2 мин