Методическая разработка урока обществознания в 5 классе по теме Государственные символы России


Методическая разработка урока обществознания в 5 классе по теме
"Государственные символы России "
Состовитель: Прохорова Евгения Александровна, учитель истории и обществознания.
1. Класс: 5
2. Авторы и название учебной программы: Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы»
3. Учебная тема (раздел): Раздел V «Родина»
4. Название учебного занятия: «Государственные символы России», на данный урок отводится 1 часа из 10 часов раздела «Родина».
5. Педагогическая идея урока (эпиграф, девиз):
«Герб и флаг страны отражает историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан». (французский мыслитель Мишель де Монтень)
6. Цель учебного занятия: совершенствовать представления обучающихся о государственных символах, о понятиях «герб», «флаг, «гимн».
7 Планируемые образовательные результаты учебного занятия:
Личностные:
- продолжить развитие таких качеств личности, как уважение к государственной символике своей страны;
- воспитание патриотизма, толерантности; осознания важности знания символики своего государства.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать  и  регулировать свою деятельность на уроке;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией; способность решать творческие задачи;
Предметные:
- учащиеся научатся описывать основные символы и государственную символику;
- учащиеся овладеют относительно целостными представлениями об обществе и человеке.
8. Тип учебного занятия: открытия нового знания.
9. Вид учебного занятия (форма организации деятельности учащихся): работа с учебником, индивидуальная, групповая работа.
10. Литература:
- Обществознание 5 класс. учеб. Для образовательных организаций Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2015;
- Сорокина Е.Н.Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. – М.: ВАКО, 2016;
- пакет с рабочим материалом для работы в группах;
Оборудование учебного занятия: компьютер, проектор; мультимедийная презентация.
11. Этапы учебного занятия:
Название этапа Ведущая деятельность
учителя учащихся
I Организационный этап. Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы Презентация ( слайд 1-2)
Записывают тему урока в тетрадь.
II.
Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала Зачитывает эпиграф к уроку (слайд 3)
Задание. Выскажите своё понимание данного утверждения. Какие основные вопросы будут затронуты? Что мы будем изучать в рамках данной темы?
(слайд 4)
Постановка проблемы: какое значение имеют государственные символы и жизни государства, общества и каждого человека? Высказывают своё понимание эпиграфа.
Учащиеся называют тему урока, выбирают возможную последовательность изучения материала.
III.
Усвоение новых знаний Организует работу в классе.
(делит класс на 2 группы)
1 группа: работа с текстом: -
(Приложение № 1) выполнить задания 1, 2
2 группа: работа с текстом учебника на стр.99-100
Что такое геральдика?
Где можно встретить изображение герба?
(слайд 6)
Проверяет правильность выполнения заданий, дополняет полученную информацию (слайды 7,8)
НРЭО: Есть ли герб у Челябинской области, у города Троицка? Что на них изображено, почему? Дополняет информацию.
(слайд 9,10)
Задание для всего класса: работа с текстом учебника стр. 103
Ответить на вопросы:
- Что означают цвета флага?
- Какой день отмечается как день российского флага и почему? (21 августа 1991 г.)
(слайд 11,12)
НРЭО: Каково изображение флага Челябинской области и города Троицка? В чём сходство и различие флага и герба Челябинской области и г.Троицка? (слайд 14,15)
Задание для всего класса:
работа с текстом учебника стр. 104
Ответить на вопросы:
- Что такое «гимн»?
- Кто является автором гимна РФ? (слайд 16). Выписать определение в тетрадь.
1 группа: Читают текст, на основе которого определяют термин «герб», записывают определение в тетрадь.
Собирают герб РФ из разных элементов.
2 группа: работают с учебником
Представляют по очереди результаты работы в группах, слушают, обсуждают, записывают необходимую информацию (понятия «герб», «геральдика»)
Отвечают, рассказывают, что изображено на гербе Челябинской области и города Троицка.
Коллективное чтение, слушают, отвечают на вопросы.
Сравнивают изображения флага и герба Челябинской области и города Троицка, находят сходства и различия.
Работают индивидуально с текстом учебника, находят определение слова «гимн». Отвечают на вопросы. Записывают определение в тетрадь.
IV Проверка понимания учащимися нового материала
Беседа: - что такое государственные символы? Какие государственные символы вы знаете? Для чего нужны государственные символы?
Учащиеся отвечают на вопросы.
V Закрепление нового материала Организует выполнение заданий 3 уровней сложности (приложение №2)
Уровень А оценивается «3»
Уровень В оценивается «4»,
Уровень С оценивается «5» Выбирают задания. Самостоятельно выполняют задания. Сдают на проверку учителю.
VI Инструктаж по выполнению домашнего задания. Сообщает домашнее задание по уровням сложности:
Уровень А: на основе параграфа 12 ответить на вопрос №1 стр.106 письменно (Проверь себя), на оценку «3»
Уровень В: Уровень А + найти текст гимна города Троицка, переписать в тетрадь или распечатать) на оценку «4»
Уровень С: уровень А, В + на основе геральдических правил на стр. 106 нарисовать и составить описание герба вашего класса. На оценку «5»
Записывают домашнее задание.
VII Подведение итогов урока. Обсуждение проблемы, поставленной в начале урока. Помогает сделать выводы. Обсуждают, высказывают своё мнение? Делают вывод, что государственные символы занимают важное место в жизни государства, общества и человека. Каждый гражданин должен чтить государственные символы своей страны.
Приложение №1
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ
"О Государственном гербе Российской Федерации"
Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года
Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года
Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.Статья 1
Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Задания к тексту:
Внимательно прочитайте текст и дайте определение понятию «государственный герб»
На основе описания герба РФ соберите его из разных элементов
(элементы герба смотри в конверте)
15918134131450190057130507963313735170888427365124570285201281371247058710713-46983-24913
Приложение № 2
Задания уровня А
Верно ли, что на государственном гербе Российской Федерации изображён двуглавый орёл с тремя коронами, который держит в лапах державу и скипетр?
а) верно
б) неверно
2. День Российского флага отмечается (обведи правильную дату)
а) 1 января
б) 21 августа
в) 22 июня
г) 8 сентября
3. Какой цвет Российского флага символизирует храбрость, удаль, красоту?__________
Какой цвет символизирует величие, ясность?__________________________________
Цвет чистоты и святости______________________________________________.
Задание уровня В
Вставьте пропущенные в тексе слова.


Задание уровня С
Прочитайте текст гимна Российской Федерации на стр. 105 и ответьте на вопросы.
Какие строки ты считаешь самыми важными? Объясни почему?