РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету география для 8 класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Петровская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:
Директор Зам. директора по УВР на заседании МО
_________ (Кырма О.В.) _________ ( Горбачева Е.В.) Протокол № от «___»__________201_ г. «___»__________201_ г. «__»________201_ г.
Председатель ШМО
______(Гурагат Л.В.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
география для 8 класса
на 2016-2017 учебный год
Составила: Гурагат Лариса Витальевна, учитель географии
первой квалификационной категории
С.Петровка
2016г.
Пояснительная записка.
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.
Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
Рабочая программа курса географии 8 класса «География» составлена на основе программы курса «География. 5-9 классы»/ Автор-составитель Домогацких Е.М. В данном курсе используется учебник «География» для 8 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. — М.: Русское слово— учебник, 2013 – 330с.и соответствует положениямФедерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования.
Нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644). Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Региональный уровень
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного, образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // http://www.consultant.ru/Приказ Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 07.07.2005 г. №03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» // http://www.eonsultant.ru/ Приказ Министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области»
Школьный уровень
Образовательная программа МБОУ «Петровская основная общеобразовательная школа»
Положение МБОУ «Петровская основная общеобразовательная школа» «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования».
Учебный план МБОУ «Петровская основная общеобразовательная школа» на 2016- 2017 учебный год
Основные цели и задачи курса:
-сформировать целостный географический образ своей Родины;
-дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
-сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
-сформировать необходимые географические умения и навыки;
-воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;
-воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «География России» отводится по 68 часов (2 учебных часа в неделю) в 8 и 9 классах. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.
Календарно-тематическое планирование
географии за 8 класс (70 часов – 2 часа в неделю)
№ Тема Кол-во
часов Практические работы
Общая и физическая география России. 32 Географическое положение. 4 1 Россия на карте мира. 1 Практическая работа«Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран».
2 Государственные границы России. 1 Практическая работа «Нанесение на контурную карту границы России, пограничных государств и их столиц, обозначение крайних точек, определение протяженности России».
3 Часовые пояса и зоны страны. 1 Практическая работа«Решение задач на определение поясного и местного времени для разных городов России».
4 Контрольный тест по теме «Географическое положение России». 1 Исследование территории России. 4 5 Русские землепроходцы XI-XVII вв. 1 6 Географические открытия в РоссииXVIII-XIX вв. 1 7 Географические исследования XX вв. 1 8 Обобщение. 1 Практическая работа: « Анализ источников информации об истории освоения территории России».
Географическое строение и рельеф. 5 8 Геологическое летосчисление и геологическая карта. 1 9 Тектоническое строение. 1 Практическая работа «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых».
10 Общие черты рельефа. 1 11 Литосфера и человек. 1 12 Контрольный тест по теме «Географическое строение и рельеф России». 1 Климат и погода. 7 13 Климатообразующие факторы. 1 Практическая работа «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации».
14 Распределение тепа и влаги по территории страны. 1 Практическая работа «Определение по картам закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. Определение коэффициента увлажнения для разных пунктов страны».
15 Климаты России. 1 16 Погода. 1 Практическая работа «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды».
17 Атмосферные вихри. 1 18 Атмосфера и человек. 1 19 Контрольный тест по теме «Климат и погода». 1 Моря и внутренние воды. 8 20 Моря России. 1 21 Характеристики реки. 1 22 Реки Росси. 1 Практическая работа «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом».
23 Озера и болота. 1 24 Природные льды. 1 25 Великое оледенение. 1 26 Гидросфера и человек. 1 27 Контрольный тест по теме «Моря и внутренние воды России». 1 Почвы. 3 28 Формирование и свойства почвы. 1 29 Зональные типы почв. 1 Практическая работа«Определение по картам условий почвообразования для основных типов почв России».
30 Обобщение темы. Практическая работа № 13. «Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования». 1 Природные зоны. 7 30 Природные комплексы России. 1 Практическая работа «Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах».
31 Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики. 1 32 Леса умеренного пояса.
1 33 Безлесные природные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность. 1 34 Ресурсы растительного и животного мира. 1 35 Обобщающий урок по теме «Природные зоны» 1 Практическая работа «Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление описания одной из природных зон России по плану»
35 Контрольный тест по теме «Почвы. Природные зоны». 1 Крупные природные районы России. 32 Островная Арктика. 1 36 Природа арктических островов. 1 Восточно-Европейская равнина (Русская). 4 37 Рельеф и геологическое строение. 1 38 Климат, внутренние воды и природные зоны. 1 Практическая работа «Определение по основным климатическим характеристикам изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины».
39 Природно-территориальные комплексы Восточно-Европейской равнины. 1 40 Контрольный тест по теме «Островная Арктика. Восточно-Европейская равнина». 1 Кавказ. 3 41 Геологическая история и рельеф. 1 42 Климат, внутренние воды и высотная поясность. 1 Практическая работа «Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа».
Урал. 4 43 Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. 1 45 Климат и внутренние воды. 1 46 Природно-территориальные комплексы. 1 Практическая работа «Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа».
47 Контрольный тест по теме «Урал». 1 Западносибирская равнина. 3 48 Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. 1 49 Климат и внутренние воды. 1 50 Природно-территориальные комплексы. 1 Практическая работа «Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий».
Средняя Сибирь. 3 52 Геологическое строение, рельеф. 1 53 Климат, внутренние воды и природные зоны. 1 Практическая работа «Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска».
54 Контрольный тест по теме «Средняя Сибирь». 1 Северо-Восточная Сибирь. 3 55 Геологическое строение, рельеф и климат. 1 56 Внутренние воды и природно-территориальные комплексы. 1 57 Контрольный тест по теме «Северо-Восточная Сибирь». 1 Горы Южной Сибири. 4 58 Геологическое строение, рельеф. 1 Практическая работа «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая».
59 Климат и внутренние воды. 1 60 Высотная поясность. 1 61 Контрольный тест по теме «Горы Южной Сибири». 1 Дальний Восток. 5 62 Геологическое строение, рельеф. 1 63 Климат, внутренние воды и природные зоны. 1 Практическая работа «Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья».
64 Природно-территориальные комплексы. Полуостровная и островная части. 1 65 Природно-территориальные комплексы. Приморье и Приамурье. 1 66 Контрольный тест по теме «Дальний Восток». 1 Природа и человек. 2 67 Природные ресурсы и природные условия. 1 68 Роль географии в современном мире. 1 Обобщающее повторение. 2 69 Обобщение и повторение курса 8 класса. 1 70 Итоговый контрольный тест. 1 3. Содержание программы.
Раздел I. Общая физическая география России (38 часа)
Тема 1. Географическое положение (4 часа)
Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки.
Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.
Практические работы: 1. Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран. 2.Нанесение на контурную карту границы России, пограничных государств и их столиц, обозначение крайних точек, определение протяженности России с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах. 3. Решение задач на определение поясного и местного времени для разных городов России.
Контрольный тест.
Тема 2. Исследование территории России (4 часа)
Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.
Основные понятия:Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.
Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. ДокучаевН.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.
Практическая работа:Анализ источников информации об истории освоения территории России.
Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5 часов)
Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.
Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.
Практическая работа:1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Контрольный тест.
Тема 4. Климат и погода (7 часов)
Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.
Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.
Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.
Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.
Персоналии: А.И. Воейков.
Практические работы: 1. Определение по картам закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. Определение коэффициента увлажнения для разных пунктов страны. 2. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Контрольный тест.
Тема 5. Моря и внутренние воды (8 часов)
Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.
Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.
Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.
Персоналии:В.Беринг, Г.И. Невельской.
Практические работы:1. Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России. Определение возможностей его хозяйственного использования2. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.
Контрольный тест.
Тема 6. Почвы (3часа)
Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.
Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.
Персоналии: В.В. Докучаев.
Практические работы: 1. Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования
Тема 7. Природные зоны (7 часов)
Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.
Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.
Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.
Практические работы: 1. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах. 2. Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление описания одной из природных зон России по плану.
Контрольный тест.
Раздел 2. Крупные природные районы России (31 часа)
Тема 1. Островная Арктика (1час)
Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.
Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина (4 часа)
Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.
Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.
Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.
Практическая работа: 1. Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины.
Контрольный тест.
Тема 3. Кавказ (2часа)
Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.
Основные понятия:Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.
Практическая работа: 1. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.
Контрольный тест.
Тема 4. Урал (4часа)
Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.
Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.
Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.
Персоналии: А.Е. Ферсман.
Практическая работа: 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.
Контрольный тест.
Тема 5. Западно-Сибирская равнина (3часа)
Западная Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.
Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.
Практическая работа: 1. Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.
Тема 6. Средняя Сибирь (3часа)
Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.Практическая работа: 1. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.
Контрольный тест.
Тема 7. Северо-Восток Сибири (3часа)
Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Основные понятия: омоложенные горы, складчато-глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.
Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.
Тема 8. Горы Южной Сибири (4 часа)
Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.
Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.
Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.
Практическая работа: 1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая.
Контрольный тест.
Тема 9. Дальний Восток (5 часов)
Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.
Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.
Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.
Практическая работа: 1. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.
Контрольный тест.
Раздел 3. Природа и человек (2 часа)
Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.
Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.
Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.
5. Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся получат возможность
1. Узнать (понимать):
-географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
-причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
-связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
-факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
-основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
-крупнейшие городские агломерации нашей страны;
-причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
-географию народов населяющих нашу страну;
2. Научиться:
-давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
-приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
-объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.
Географическая номенклатура
Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.
Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.
Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.
Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч. Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.
Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы). 6. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Письменные
Тесты
Ответы на вопросы
Правильный ответ – 1 балл
0-49% - «2»
50-69% - «3»
70-89% - «4»
90-100% - «5»
Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.
Требования к устным ответам учащихся:
«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.
«4» - применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;
-измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.
«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;
-устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;
-высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры;
-искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.
3. Оценка качества выполненияпрактических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5" Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4" Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.Опускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка "2" Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
4. Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Список литературы.
УМК ученика
1.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Физическая география России. 8 класс. -М.: Русское слово, 2013.
2.Географический атлас. 8 класс. –М.: Дрофа, 2013.
3.Контурные карты.
УМК учителя
1.Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. -М.: Дрофа, 2007.
2.Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8 – 9 классы. - М. –Дрофа, 2004.
Дополнительная литература
1.Домогацких Е.М., Программы по географии 6-11 класс, - М.: Русское слово, 2012 год.
2.Алексеев А.И. География России. Природа и население. -М.: Дрофа, 2007.
3.Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. - Дрофа, 2007.
4.Учебное электронное издание. География России. Природа и население. Для учащихся 8 классов общеобразовательных учебных заведений.
5.Библиотека электронных наглядных пособий. География. 6-10 классы.