Проект Способы развития функциональной грамотности на уроках естественно-научного цикла


«Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации»Н. Назарбаев Нормативная база обновления содержания образования Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании» от 24 октября 2011 г.Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования от 29 июня 2012 г. №873 Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденный постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 г. № 1080 Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832 Задачи Национального плана:Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.Цель Национального плана: создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан Международные оценочные исследованияPISATIMSSPIRLS«Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся» оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях«Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов»«Изучение качества чтения и понимание текста»изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразованияизучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей Тема проекта: «СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТАМ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА» Задачей данного проекта является рассмотрение способов развития функциональной грамотности учащихся по предметам естественно-научного циклаЦель: выявление способов развития функциональной грамотности на уроках естественно-научного цикла Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.Глоссарий знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора. Компоненты функциональной грамотности проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;технология формирования типа правильной читательской деятельности;технология проектной деятельности;обучение на основе «учебных ситуаций»;уровневая дифференциация обучения;информационные и коммуникационные технологии;технология оценивания учебных достижений учащихся и др.Педагогические технологии Содержание функциональной грамотностиФункциональная грамотностьграмотность в чтении и письмеграмотность в естественных наукахматематическая грамотностькомпьютерная грамотностьграмотность в вопросах семейной жизниграмотность в вопросах здоровьяюридическая грамотность Формирование функциональной грамотности на уроках естественно-научного цикла Логические приемыПримеры заданий1. уровень - знаниеСоставить список, выделить, рассказать, показать, назвать2. уровень - пониманиеОписать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому3. уровень - использованиеПрименить, проиллюстрировать, решить4. уровень - анализПроанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия5. уровень - синтезСоздать, придумать дизайн, разработать, составить план6. уровень - оценкаПредставить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать Задания по истории-математикеЗАДАНИЕ 1.Сравните массу золотых украшений , найденных при раскопках, если на Алтае найден 1кг, а на Иссыке 4 кг. ЗАДАНИЕ 2.Алтайский золотой человек, найденный на территории Локтевского района Алтайского края, идентичен с Иссыкским золотым человеком, найденным в 50 км от Алматы на кургане Иссык. Вес золотых украшений Алтайского человека около 1кг., Иссыкского около 4 кг. Во сколько раз масса украшений Иссыкского человека больше Алтайского?  Задания по биологии-математикеЗАДАНИЕ 1.Найдите массу, если известно, что она соответствует 1/5части от общей массы 600 кг.ЗАДАНИЕ 2.Слоны живущие в саваннах Африки достигают массы 600кг, (причём питаются только растительностью, в день до 3 тонн). Найдите массу слонёнка если известно, что она составляет 1/5 часть от массы большого слона. Проговариваем слово по слогам: О-валОбъясняем значение слова: слово произошло от лат. ovum — яйцоА как нарисовать овал? На помощь брата я позвал. Брат взял фломастер и искусно Мне овал нарисовал: Ты слегка окружность сплюсни, Получается ОВАЛ. Сколько раз его видал,В ванной зеркало - овал! Овал - окружность удлинённая И рожица в ней удивлённая3. Ставим ударение («зовем слово») - овАл (ударение падает на гласную «а»)4. Безударная гласная «а»5. Какую букву нельзя проверить? Это буква «О». Попробуйте, используя имеющиеся у вас знания, подобрать ассоциации к проверяемой букве. 6. Придумайте предложение с изученным словом: «Я нарисовал большой овал».7. Подчеркните безударную гласную в словарном слове: «Я нарисовал большой овал».8. Запишите слово в «веселый словарик» .Задания по русскому языку-математике Мониторинг критериальной оценки заданий Модель формирования и развития функциональной грамотности Дерево – функционально грамотная личностьВода – педагогические технологииЯблочки – ключевые компетенцииЛейка – учитель ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕФормула успеха Желаем вам успехов!