Конспект образовательной деятельности по полоролевому воспитанию старших дошкольников.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №71 города Ельца "Румяные щёчки"
Конспект образовательной деятельности
по
полоролевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила:
воспитатель старшей группы
комбинированного типа
Никулина Ю.В.
Елец -2016г.
Цель:
учить детей идентифицировать мальчиков и девочек со своим полом, осознавать личностные особенности ребёнка своего и противоположного пола.
Задачи:
Знакомить детей с отличительными признаками девочек и мальчиков (внешний вид, поведение, одежда, голос, занятия).
Развивать классификационные умения на примере мужских и женских имён, предметов одежды, предметов труда.
Формировать культуру речи, навыки речевого этикета.
Воспитывать культуру общения и уважение мальчиков и девочек с учётом специфических черт их характеров.
Оборудование:
Карточки с мужскими и женскими именами:
2 конверта синего и красного цвета;
мольберт и магниты;
кукла – мальчик и кукла – девочка;
изображения предметов одежды;
карточки с предметами труда;
музыкальная композиция.
Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте поприветствуем их, скажем: «Здравствуйте!»
Дети здороваются с гостями.
- Присаживайтесь на стульчики.
Ребята рассаживаются на стоящие полукругом на ковре стульчики.
- У каждого человека есть имя, у всех оно своё. Я - Евгения Сергеевна, женщина.
А теперь вы представьтесь вот так: Я – мальчик Ваня, я – девочка…
Представление детей.
- Теперь мы все познакомились.
Мотивация.
- Я знаю, что все вы ждете наступающий праздник – Новый год, дедушку Мороза и подарки. Я тоже очень люблю делать подарки. И сегодня хочу сделать подарок для вас! Но мне нужна ваша помощь. Согласны стать моими помощниками?
- Тогда не будем терять времени и начнем!
Имена.
- На мольберте вы видите таблички. Прочитаем их!
Воспитатель читает женские и мужские имена.
- Назовите одним словом то, что я прочла.
Имена.
- Для кого эти имена?
Для мальчиков (мужские) и для девочек (женские).
- Есть ли такие имена, которые подходят для мальчиков и девочек одновременно? (Женя, Саша).
- Если Женя – мальчик, то его зовут Евгений, а если девочка?
- Если Саша – девочка, то она Александра, а если мальчик?
- Предлагаю вам по - очереди подходить к мольберту, выбрать понравившееся имя мальчика или девочки, и опустить его в синий или красный конверт. В синем – мужские, а в красном – женские имена.
Игра «Лишнее имя».
- А сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Лишнее имя». Я назову 4 имени, послушайте их внимательно и назовите лишнее, по вашему мнению, имя.
Максим, Ваня, Таня, Артём.
- Почему это имя лишнее?
Толя, Оля, Полина, Яна.
Коля, Толя, Петя, Даша.
Вика, Дима, Зина, Нина.
Маша, Даша, Саша, Катя.
- Если Саша – девочка, то имя не лишнее, а если мальчик, то лишнее.
Перейти от мольберта за столы.
Игра «Одень куклу».
- Сегодня я принесла вам кукол, в которые любят играть мои детки. Знакомьтесь, это Танюша и Ванюша. Но пока до вас добиралась, их одежду перепутала.
- Посмотрите на стол. Назовите, пожалуйста, что вы видите!
На столе карточки с предметами мужской и женской одежды.
- Как можно назвать эти вещи одним словом?
- Для кого одежда?
- Какую одежду любят носить девочки?
- А мальчики какую?
- У вас на столах лежат карточки, переверните их и разделите всю одежду на две группы: девочки отбирают женскую одежду, мальчики – мужскую.

5.Физкультурная минутка
«ЦВЕТЫ И ПЧЁЛКИ»
Педагог предлагает детям распределиться на две команды — девочек и мальчиков. Девочки — пчелки, а мальчики - цветы.
Дети разбегаются по группе. По сигналу педагога они начинают выполнять заранее распределенные роли. Девочки изображают пчелок: передвигаются грациозно, машут крылышками, качают головами, подражая жужжанию пчелы. Мальчики изображают цветы: встают на одно колено, расправляя руки, как лепестки. По второму сигналу дети меняются ролями. Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями, притопывая ногами, жужжат, словно большие шмели, а девочки изображают красивые цветы.
Загадки – обманки.
- Чтобы ещё немного отдохнуть, предлагаю вам задание на сообразительность. Загадки любите отгадывать? Но будьте очень внимательны, ведь загадки – обманки.
• Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только… (девочки)
• Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у... (мальчиков)
• Болтали час без передышки в цветастых платьицах... (девочки)
• При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь… (мальчики).
• Боятся темноты, трусишки, все как один они... (девочки).
6.Дидактическая игра «Наша семья».
- Дети, у каждого из вас есть своя семья (мама, папа, братик, сестричка и т. д.)
У каждого из них есть свои обязанности по дому. Папа выполняет мужскую работу, мама - женскую.
- Какую работу выполняет папа? (ремонтирует мебель, краны)
- А какую работу выполняет мама? (готовит еду, стирает, убирает, гладит)
- А как вы думаете, чем мужская работа отличается от женской?
- Закрепите картинки с ответами на мольберте.
Рефлексия. «Правда или нет».
- Сейчас я хочу посмотреть, насколько вы сегодня были внимательны. Давайте поиграем в веселую игру «Правда или нет». Я буду говорить утверждение, если правда – вы хлопаете в ладоши, если нет – качаете головой.
Мальчик, когда вырастет, станет мамой;
Девочки играют в куклы;
Мальчики носят брюки;
Девочка, когда вырастет, станет мужчиной;
Мальчики играют в солдатиков;
Девочки любят украшения;
Мальчики одевают платья;
Девочка подстриглась и стала мальчиком;
Мальчики любят краситься;
Девочки любят играть в дочки-матери;
Мальчик лёг спать и проснулся девочкой;
Девочки любят драться и ругаться;
Мальчики носят косички и бантики;
Девочки ласковые и нежные.
7.Итог занятия.
Вы были просто большими умниками и умницами и сейчас получите сладкие призы...,но первыми угощения возьмут мальчики и обязательно угостят наших замечательных девочек!
Мальчики и девочки – все у нас равны.
Только помнить мальчики об одном должны:
Девочки слабее их, могут и пищать,
И должны их мальчики храбро защищать.
Литература:
Н.А.Баранникова «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012г.
Н.Е.Татаринцева «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций»,Центр педагогического образования, Москва, 2012г.
Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева «Формирование гендерной идентичности» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012г.