Лекция на тему: Общая характеристика развития транспорта Республики Казахстан в XXI веке.


Общая характеристика развития транспорта Республики Казахстан в XXI веке.
«Дороги – это линии жизни для Казахстана. В наших необъятных просторах вокруг дорог всегда возникала и развивалась жизнь. Мы обязаны создать такую транспортную сеть, чтобы от Астаны во все стороны расходились автомобильные, железнодорожные и авиационные магистрали. Как от сердца – артерии. Как от солнца – лучи. Новые магистрали, которые построят казахстанцы, обновят нашу экономику и общество. Они накрепко свяжут все уголки нашей страны с центром.» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев
Железнодорожный транспорт
Эксплуатационная длина железных дорог Казахстана составляет свыше 15 тыс. км, в том числе двухпутных линий – 4,9 тыс. км (33%), электрифицированных линий – 4,2 тыс. км (28%).
За годы независимости Казахстана построены железнодорожные лини: «Аксу – Дегелен», «Хромтау – Алтынсарин», «Шар – Усть-Каменогорск», «Узень – государственная граница с Туркменистаном» и «Жетыген – Коргас», общей протяженностью 1182 км.
В рамках создания отечественного транспортного машиностроения завершены строительство заводов по выпуску магистральных тепловозов, грузовых вагонов, пассажирских вагонов «Тальго» и завода по производству современных электровозов по технологии компании «Альстом». Реализован проект по модернизации цеха вагонного литья на базе АО «Востокмашзавод», открыт цех по сборке маневровых тепловозов на базе Шуского локомотиворемонтного завода.
Автодорожная отрасль

Протяженность автомобильных дорог Республики Казахстан составляет 128,3 тыс. км, из которых более 97,4 тыс. км автодороги общего пользования, в том числе 23,5 тыс. км республиканского значения и 73,9 тыс. км областного и районного значения. Ежегодно в автодорожном секторе прямо задействованы более 50 тыс. человек, в том числе: на проектах строительства и реконструкции – более 43 тыс. человек; на проектах ремонта и эксплуатации – 7 тыс. человек. Основной проблемой отрасли является ускоренное старение дорожных инфраструктур вследствие интенсивности движения и повышения требований к качеству дорог.
Автомобильный транспорт.
В Республике Казахстан зарегистрировано более 4,2 млн АТС, в том числе 3,6 млн легковых автомобилей, 429 тыс. грузовых и специальных автомобилей и порядка 97 тысяч автобусов, которые осуществляют деятельность в 34 автовокзалах и 138 автостанциях. В данной отрасли занято 156,3 тыс. человек. По регулярным пассажирским автобусным перевозкам сформирована маршрутная сеть на международных, межобластных, внутриобластных и городских маршрутах. За последние годы наблюдается тенденция увеличения официальных перевозчиков такси. Международные перевозки грузов осуществляют около 3 тыс. компаний с парком более 12 тыс. АТС.
Водный транспорт
Береговая транспортная инфраструктура Казахстана на Каспийском море включает два действующих морских порта – Актау и Баутино.
При этом порт Актау задействован в перевалке грузов в экспортном сообщении, его доля в обеспечении грузовых перевозок в Каспийском бассейне составляет 25%. Порт Баутино специализируется как база поддержки морских нефтяных операций. Основную номенклатуру грузов, ежегодно переваливаемых через морские порты, составляют нефть, металл, зерно, каменная порода и другие грузы.
Речное судоходство осуществляется в бассейнах рек Иртыш, Урал, Кигач, Ишим, Или, Капчагайском водохранилище и озере Балхаш. Общая протяженность эксплуатируемых участков водных путей составляет 4 108,5 км.
Гражданская авиация
В Казахстане зарегистрировано 56 авиакомпаний, из них 5 авиакомпаний задействованы на регулярных перевозках, 20 осуществляют нерегулярные перевозки , 3 авиакомпаний по грузовым ,28 эксплуатантов выполняют авиационные. Численность занятого населения в отрасли гражданской авиации составляет порядка 16 500 человек.
В республике действуют 20 аэропортов. Из них 15 аэропортов, допущены к обслуживанию международных рейсов. Общее количество воздушных трасс Республики Казахстан – 88, при этом их протяженность составляет – 80718 км. Общее количество воздушных коридоров на границе с сопредельными государствами – 71.
В Казахстане сформированы и функционируют следующие 5 международных железнодорожных коридоров:
1) Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ).
Связывает Западную Европу с Китаем, Корейским полуостровом и Японией через Россию (на участке Достык/Хоргос – Актогай – Саяк – Моинты – Астана – Петропавловск (Пресногорьковская);
2) Южный коридор ТАЖМ.
Данный коридор проходит по следующим маршрутам: Юго-Восточная Европа – Китай и Юго-Восточная Азия через Турцию, Иран, страны Центральной Азии (на участке Достык/Хоргос – Актогай – Алматы – Шу – Арысь – Сарыагаш);
3) ТРАСЕКА.
Связывает Восточную Европу с Центральной Азией через Черное море, Кавказ и Каспийское море (на участке Достык/Хоргос – Алматы – Актау, в том числе через перспективный спрямляющий железнодорожный маршрут Жезказган – Бейнеу, а также Ахалкалаки (Грузия) – Карс (Турция);
4) Север – Юг.
Пролегает в Северную Европу из стран Персидского залива через Россию и Иран с участием Казахстана на участках: морской порт Актау – регионы Урала России и Актау – Атырау, а также через новую железнодорожную линию Узень – Берекет (Туркменистан) – Горган (Иран);
5) Центральный коридор ТАЖМ.
Имеет важное значение для региональных транзитных перевозок по направлению Центральная Азия-Северо-Западная Европа (на участке Сарыагаш – Арысь – Кандагач – Озинки).
На автомобильных дорогах Республики Казахстан сложились шесть основных направлений – автотранспортных коридоров:
1) Ташкент – Шымкент – Тараз – Бишкек – Алматы – Хоргос;
2) Шымкент – Кызылорда – Актобе – Уральск – Самара;
3) Алматы – Караганды – Астана – Петропавловск;
4) Астрахань – Атырау – Актау – гр. Туркменистана;
5) Омск – Павлодар – Семей – Майкапшагай;
6) Астана – Костанай – Челябинск – Екатеринбург.
Основные задачи развития транспорта Республики Казахстан до 2020 года:
1) создание на территории Казахстана современной транспортно–логистической системы, обеспечивающей высокую и эффективную транспортную связь внутри страны, увеличение грузопотоков по территории Республики Казахстан и координацию работы всех видов наземного, морского и воздушного транспорта;
2) комплексное обеспечение села и малых городов качественным транспортным сообщением;
3) развитие местной транспортной инфраструктуры в регионах;
4) обеспечение интеграции транспортной инфраструктуры Казахстана в международную транспортную систему.