Научно-исследовательская работа на тему: «Народные традиции казачества в произведениях М.А.Шолохова: их роль и значение в XXI веке»


«Инфоурок»
Категория: Русский язык и литератураНаучно-исследовательская работа на тему:
«Народные традиции казачества в произведениях М.А. Шолохова:
их роль и значение в XXI веке»
Автор работы:
Куприянова Марина
МБОУ Егорлыкская СОШ №1, 11 «б» класс
347660 Ростовская область
Егорлыкский район
станица Егорлыкская
пер. 50-летия Победы, 6
8 928 1657119
Научный руководитель:
Терещенко Оксана Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ ЕСОШ №1
347660 Ростовская область
станица Егорлыкская
ул. Орджоникидзе, 51
8 951 5338811
ст.Егорлыкская
2016 г.
Оглавление
Введение стр.3
Глава I. Традиции донского казачества на страницах романа «Тихий Дон» стр.5
Глава II. Традиции донского казачества в XXI веке стр.8
Заключение стр.14
Список использованной литературы стр.15
Приложения
Введение
...писатель должен уметь прямо говорить
читателю правду, как бы она горька ни была.
Поэтому к оценке каждого художественного
произведения нужно, в первую очередь,
подходить с точки зрения его
правдивости и убедительности.
М.А.Шолохов
Творчество Михаила Александровича Шолохова неразрывно связано с народной жизнью. То знание действительности и понимание человека, которые отложились в социальном и духовном опыте народа в течение веков, органически вошли в мир художника и определили суть его искусства слова. Шолохов как художник «впитал» народные представления об исторических, социальных и нравственных ценностях мира, и они легли в основу его мировоззрения – мировоззрения человека, разделившегося со своим народом тяжёлую судьбу в эпоху социалистической революции. Именно поэтому так рано пришла к нему писательская зрелость, так глубоко органически воспринял он художественные традиции прошлого.
Перу Михаила Александровича принадлежат самые вдохновенные страницы о казачьем крае, истории, быте и традициях людей, живущих в наших красивых раздольных местах. Произведения Шолохова поражают эпическим размахом, достоверностью описываемых событий.
Я с нескрываемым интересом и некоторым нетерпением прочла роман-эпопею «Тихий Дон». После того, как я перевернула последнюю страницу книги, у меня осталось чёткое ощущение присутствия в казачьей станице начала XX века, соприкосновения с многовековыми традициями казачества.
Актуальность выбранной нами темы подтверждается многими факторами, но два из них я могу смело поставить на первое место:
Актуальность поднимаемого вопроса обусловлена той значимостью, которую современное казачество России приобретает как полноправный приемник лучших традиций государственности и служения Отечеству, выработанных на протяжении многих веков существования казачьей общности.
Личный интерес к традициям казачества: вот уже несколько лет я занимаюсь хореографией, и мне особенно интересно участвовать в танцевальных постановках на народную тематику. Как жительнице донского края, мне будет просто стыдно при исполнении той или иной композиции неточно воспроизводить элементы, характерные казачьему танцу.
Цель исследования: углубить представление о традициях донского казачества в контексте современности
Начиная исследование, мы поставили перед собой следующие задачи:
- изучить литературоведческий материал по данному вопросу;
- выявить наиболее яркие, характерные традиции донского казачества, описанные М.А.Шолоховым в романе «Тихий Дон»;
- найти примеры «использования» традиций донских казаков в XXI веке;
Объект исследования: роман «Тихий Дон» в контексте творчества М.А.Шолохова, в контексте современности.
Предмет исследования: традиции донского казачества, описанные в романе «Тихий Дон».
Гипотеза: традиции донского казачества, описанные М.А.Шолоховым в романе «Тихий Дон», «живы» и находят широкое применение в современном мире.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав (одна из которых отражает практическую работу) и заключения. К работе прилагается список использованной литературы, а также имеется приложение в виде презентационного материала и тезисов. Стоит отметить, что работу, наш взгляд, стоит рассматривать именно в единстве текста самого исследования, тезисов и презентации, т.к. они дополняют друг друга, настраивают на определённое восприятие и облегчают его.
Глава I
Традиции донского казачества на страницах романа «Тихий Дон»
Писатель — то дерево,
которое отталкивается от почвы.
Иосиф Бродский
  Жизнь и быт казачества – это известные и неизвестные страницы в истории России. О казаках писали историки и государственные деятели, поэты и генералы, известные литераторы. Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» вошел в историю русской и мировой литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие – с 1912 по 1922 год.
Начало романа еще не предвещает грядущих бурь и потрясений. Спокойно несет свои воды величавый Тихий Дон, переливается разноцветными красками лазоревая степь. Мирно и спокойно течет жизнь казачьего хутора Татарский, прерываемая разве что молвой о дерзкой связи замужней казачки Аксиньи Астаховой с Гришкой Мелеховым. Страстное, всепоглощающее чувство вступает в противоречие с нравственными устоями казачьей старины. То есть уже в начале романа мы видим заявку на самобытные яркие характеры, сложные и тонкие отношения героев, их непростые судьбы. Именно в Григории и Аксинье наиболее полно и глубоко выразились характерные типические черты казачества, прошедшего долгий и мучительный путь исканий и ошибок, прозрений и потерь.
Детально воспроизведенный быт, любовное описание донской природы, которая воспринимается как полноправное действующее лицо романа, меткая образная речь, искрящаяся юмором, позволяют читателю ощутить своеобразную прелесть казачьего уклада, понять суть тех традиций, которые исстари определяли жизнь казака.
Невозможно не обратить внимание на верность воинскому долгу защиты отечества от врага и мирный крестьянский труд до седьмого пота, дающий земледельцу возможность укреплять свое хозяйство, жениться, растить детей, которым предстоит пройти тот же четко очерченный жизненный круг.  
Казаки любят трудиться, любят природу. Особенно много трудятся женщины – казачки. Они верные помощницы мужей в самом тяжёлом крестьянском труде: нянчат детей, ведут домашнее хозяйство, шьют одежду и вяжут носки, платки. Героини Шолохова все время в труде. Автор показал, что казаки - это труженики – хлеборобы. Формула казацкой жизни: “Казак работает на быка, а бык на казака”. Но в то же время казаки гордились своей военной выправкой, своей службой царю и Отечеству. Казаков – мальчиков с детства готовили к военной жизни: они учились ловко ездить верхом, владеть оружием. Семья готовила будущему воину коня и “справу”: казак, который призывался в армию, должен был иметь отличного коня, полное обмундирование. Они гордились своим отличием от прочих армейцев, в которых не воспитывались такие качества.
Духовный мир казаков во многом раскрывается в их семейных взаимоотношениях. Они строятся на строгом послушании, внушаемом подчас с помощью грубой силы. Мужчина - глава семьи, отец - авторитет даже для взрослых уже детей. За отцом и мужчиной в семье главное слово. Так ведется исстари. Взрослого парня Григория недрогнувшей рукой протягивает Пантелей Прокофьич костылем вдоль спины, как набедокурившего мальчугана. И если поначалу Григорий дает отпор отцу, то потом все же женится согласно его воле на Наталье Коршуновой. Род, семья - священные понятия для казаков. Несмотря на строгие, жесткие подчас отношения, семья - это единое целое, живущее общими интересами, радостями и бедами.
Но самую важную роль в его раскрытии духовного мира донского казачества, на мой взгляд, играет эпизод лугового покоса. Все здесь создает ощущение праздника. "Косцы и грабельщицы одевались будто на годовой праздник,» - говорит автор. Он обращает внимание читателя на яркую, нарядную одежду казаков: "С самого утра зацвело займище праздничными бабьими юбками, ярким шитвом завесок, красками платков. Выходили на покос всем хутором сразу». Писатель подчеркивает единство народа в крестьянском труде. Это добрая вековая традиция, "так повелось исстари. Всюду улыбки, шутки, добрый незамысловатый юмор казаков. Радостное состояние переживает Дуняшка, ощущая общее настроение. Счастливыми глазами она разглядывала луг и встречавшихся по дороге людей. "Мне радостно, и больше я ничего не хочу,- говорило ее лицо.
Атмосфера труда - родная стихия для казаков. Они испытывают радость от общения с землей. Писатель подчеркивает родство казаков с ней, он одухотворяет землю, такую любимую донским казачеством. Тема труда проходит через весь роман. На войне Григорий бесконечно тоскует о нем. "Хорошо бы взяться за чапыги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной лемехом травы,» - думает он.
Таким образом, изображая быт казачества, Шолохов умеет через отдельные сцены осветить наиболее типичное, наиболее характерное для него. Писатель поэтизирует мир казачества, но он не идеализирует его. Перед читателем проходят разные картины из жизни казаков, правдиво изображённые автором. Казачество раскрывается в эпопее многогранно – в быту в семье, в труде, во взаимоотношениях личности и общества и, наконец, в участии в исторических событиях. За скупыми строками биографии скрывается жизнь человека прожившего её с честью и достоинством. Ведь Шолохову было всего 23 года, когда журнал «Октябрь» в 1928 году опубликовал первые две книги романа «Тихий Дон». И книги эти вызвали настоящую бурю среди казаков. Они читали про самих себя. Правдиво, красиво и величественно! У растоптанного и растерзанного большевиками казачества снова расправились плечи – да ведь мы же казаки! И этого не стыдиться надо, а гордиться нужно! Ведь не просто же так появилось на свет это произведение? Это было просто чудо. И молодой донской казак Шолохов с первых же шагов своей литературной славы стал не только «певцом», но и заступником казачества. И оружием его было слово!     Известный русский писатель Н.С.Сергеев-Ценский писал о Шолохове: «…В его произведениях мы видим алмазные россыпи русской речи. Не в словарях отысканное, не из запылённых фолиантов утащенное, а взятое писателем у самого хозяина языка – у народа, – вот какое это слово!»

Глава II
Традиции донского казачества в XXI веке
Традиция - это та часть нашего прошлого,
которой мы помогаем перебраться в будущее.Виктор Кротов
Помни, брат, что у казаков:
Дружба – обычай;
Товарищество – традиции;
Гостеприимство – закон.
А что же мы видим сегодня? «Жива» ли яркая самобытность донских казачьих характеров, «живы» ли славные традиции этих удивительных людей?
Да! Традиции живут! Так шолоховские традиции, описанные в его произведениях, дошли и до нас, людей современного, высокотехнологического XXI века. Ежегодно в мае в станице Вёшенской проходит всероссийский литературно-фольклорный праздник  "Шолоховская весна", посвящённый дню рождения всемирно известного донского писателя М.А. Шолохова, лауреата Нобелевской премии, автора романов "Тихий Дон", "Поднятая Целина", навсегда вошедших  в сокровищницу русской литературы.
Первая "Шолоховская весна" прошла 24 мая 1985 года, в день 80-летия  М.А. Шолохова. С 1987 года праздник стал всероссийским, а в 1990 году получил статус международного. Ежегодно на "Шолоховскую весну" приезжают десятки тысяч гостей не только из регионов России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья, тех, кто увлечён творчеством великого писателя, кто интересуется жизнью, культурой, бытом донского казачества, любит истинно народное искусство. В дни празднования в Вёшенскую со всех концов страны съезжаются профессиональные и самодеятельные коллективы, писатели и поэты, ученые - шолоховеды, актеры театра и кино. Зачем? Чтобы еще раз вспомнить шолоховские традиции и окунуться в этот удивительный шолоховский мир. Действо начинается с побудки на восходе солнца. Фольклорные коллективы в народных костюмах идут по улицам станицы - с песнями, плясками, прибаутками гулянье стекается к центру станицы. На организованных площадках выступают фольклорные коллективы со всей России, ближнего и дальнего зарубежья. На подворьях хозяева угощают гостей блюдами казачьей кухни. Многочисленные мастера и художники предлагают свои изделия и сувениры. Кульминацией праздника становится гала-концерт, который проходит на уникальной сцене, сооруженной на воде, и традиционно завершается грандиозным фейерверком. Самые тёплые воспоминания возвращают меня вновь и вновь на площадь станицы Вёшенской в самый разгар праздника! Здесь всё: и яркие краски народных костюмов, и звонкие голоса певцов красоты донской земли, и лёгкий ветерок, дующий с Дона и приносящий пряные запахи полевых трав… Необыкновенные ощущения! Незабываемые впечатления! Очень надеюсь, что ещё не раз я смогу посетить это удивительное место.
Ещё один яркий пример использования традиций донского казачества – искусство во всех его проявлениях: кинематограф, театр, живопись, литература… Своеобразным опытом адаптации казачьей темы к формам массовой культуры является творчество казачьих поэтов и композиторов. Здесь путь был показан певцами-композиторами А. Розенбаумом, А. Малининым и нашим земляком и современником Василием Корольковым, который не только пишет замечательные стихи о донском крае, но и является бессменным участником ежегодного праздника «Вешенская весна». Это ли не пример патриотизма и любви к своей малой родине, её традициям и обычаям?! В одних случаях оно становится достаточно известным, благодаря выпуску дисков и песенно-поэтических сборников, в других замыкается рамками своего локуса (как, например, сочинения И. Гресёва, которые пропагандирует возглавляемый им ансамбль «Кочетовские донцы»). Вполне возможно, что эта форма окажется в будущем жизненной. Феномен казачьей «бардовской» песни остается пока мало изученным.
Нужно отметить, что в последние десятилетия казачество возрождается. Первыми шагами на пути признания нового социального движения стали решения Президиума Ростовского областного Совета народных депутатов «Об отношении Советов народных депутатов, их исполкомов к возрождающемуся казачеству» (1990), а также принятое по результатам социологического исследования постановление бюро Ростовского обкома КПСС «Об отношении к движению за возрождение донского казачества» (1991) [10]. На государственном уровне специального внимания казачество удостоилось в законе «О реабилитации репрессированных народов» (1991) и Постановлении Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» (1992) [11].
Казаки заявили о себе как активной, способной к самоорганизации части общества, в чем им, несомненно, помогал бесценный опыт организации и самоуправления. Ни одна из социально-этнических групп в нашей стране такой интенции не обнаружила. Вероятно, данная особенность явилась результатом полукочевого образа жизни в ранней истории и служила противодействием энтропии (рассеванию).
Созданные в процессе движения за возрождение казачьи организации сформулировали конкретные задачи, среди которых были следующие:
– пропаганда истории и культуры (народных обычаев, праздников, песенного творчества;
– возрождение духовности;
– патриотическое воспитание молодежи;
– установление тесных связей с армией и флотом;
– создание военно-исторических клубов, организаций и др.
По мнению многих авторов, писавших о возрождении, если чаяния казаков и реализовались, то это относится, прежде всего, к сфере культуры (в широком понимании).
В 90-е гг., как и сегодня, активными ее распространителями и пропагандистами становятся различные казачьи общества, в том числе и территориальные (городские, станичные и хуторские). Эти общества, поставив одной из своих задач духовное возрождение России, организовали церковные приходы, воскресные школы для детей, помогли восстановить разрушенные и возвести новые храмы, способствовали привлечению казаков к участию в традиционных праздниках (в том числе престольных, как праздник иконы Донской Божьей матери в станице Старочеркасской), крестных ходах, распространению знаний об истории, быте и культурных традициях донских казаков.Знание истории, говора, песен, владение традиционными военными навыками (верховой ездой, шашкой, борьбой), ношение военной формы становятся в эти годы важными условиями самоощущения казака. При этом используются как традиционные способы передачи опыта, так и нетрадиционные – посредством письменных и других источников информации (литература, сборники документов, песен, аудио- и видеозаписи).
Значительной частью потомков казаков принадлежность к казачьему роду, территории, наследственной деятельности осознана. Это стимулировало архивные изыскания с целью поиска своих корней, описанию родословной. По выражению М. А. Кутузова, «Люди пишут собственную историю, создают собственную мифологию, признавая свою персональную причастность всемирно-историческому процессу. Формируется тип homo historicus — человека исторического» [12]. Нельзя не признать, что в этом процессе значительную роль сыграла просветительская и исследовательская деятельность.
Ввиду практического отсутствия в то время значительных современных исследований по истории и культуре казачества просвещение поначалу ограничивается в основном переизданием работ донских историков, опубликованных до революции и написанных в эмиграции. В Ростове-на-Дону объединение интеллигенции «Шолоховский круг» предприняло ряд шагов к переизданию уникальных работ донских историков А. И. Ригельмана, В. Д. Сухорукова, Е. Н. Кательникова.
В Москве вышли работы представителей эмиграции «История казаков» А. А. Гордеева (в 4-х частях), «Казачий словарь-справочник» Г. В. Губарева и А. И. Скрылова. Переиздается созданная в начале XX века книга П. Н. Краснова «Картины былого Тихого Дона».
Возглавляемое А. А. Озеровым Ростовское областное отделение Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры осуществило репринтное издание работы Е. П. Савельева «История казачества» (в 3-х частях), четырех песенных сборников под редакцией П. Н. Краснова, основных законов Всевеликого войска Донского, записок последнего председателя Донского Войскового круга В. А. Харламова, карты Области войска Донского и пр.Важной формой просветительской деятельности стало издание энциклопедий [13]. Среди них следует выделить энциклопедию «Народы России», подготовленную учеными РАН, в которой статьи, посвященные казакам, наглядно продемонстрировали изменение методологического подхода к изучению казачества. Академической средой была признана его этническая сущность (в качестве субэтноса или субэтнической группы русских).
Другой формой пропаганды традиций казачества в XXI веке является практическое освоение казаками фольклорно-этнографического наследия в рамках деятельности казачьих обществ, военно-исторических клубов, землячеств в крупных городах России. Число фольклорных ансамблей, по сравнению с возникшими на гребне новой «фольклорной волны» и молодежного фольклорного движения, значительно возросло. В их работе мог принять активное или пассивное участие (присутствовать на занятиях, послушать) не только казаки, но и те, кому это просто интересно.
В содержании деятельности ансамблей выделяются два направления: ориентирующиеся на аутентичное (т. е. близкое подлинному) и на стилизованное исполнение казачьих песен, воспроизведение ритуалов, пляски и европейских танцев.
Первое – представлено такими уникальными ансамблями как «Старина» – рук. Е. Фирсова (ст-ца Кумылженская) и «Бузулук» – рук. Я. Иванов (г. Новоаннинск). Эти коллективы, включающие коренных жителей станиц и хуторов, стремятся к глубинному постижению казачьих певческих традиций, ведут просветительскую и собирательскую работу. Несмотря на то, что они существуют в «глубинке» их высокое исполнительское искусство хорошо известно во всей России как благодаря многочисленным поездкам, так и распространению аудиозаписей.
Ко второму – следует отнести филармонические коллективы Ростова-на-Дону и Волгограда: Государственный Ансамбль песни и пляски донских казаков – рук. А. Квасов, Государственный Ансамбль песни и пляски «Казачья воля» – рук. Г. Боровков, «Казачий круг» – рук. Л. Мельниченко, ансамбль песни и пляски «Лазоревый цветок» – рук. Г. Сипотенков. Они имеют многочисленных последователей в городах и поселках Ростовской и Волгоградской областей. Главной задачей таких ансамблей является создание театрализованных представлений, красочных шоу, на материале казачьего фольклора. Главной задачей таких ансамблей является создание театрализованных представлений, красочных шоу на материале казачьего фольклора.
Оба направления унаследованы от предшествующих эпох. Они сложились в ходе более чем векового поиска адекватной формы адаптации традиционной культуры к новым условиям. К сожалению, многие коллективы, сформировавшиеся в рамках эстетики аутентики, под влиянием различных факторов, среди которых на первом месте активная концертная деятельность, все более от нее удаляются: «Любо» – рук. Ю. Хачатурян, «Православный Дон» – рук. Г. Вечеркин», «Станица» – рук. О. Никитенко и А. Кияшко.
В различных областях казачьего наследия предприняты опыты реконструкции: ансамблем «Русская музыка» под рук. Е. А. Дороховой песенного репертуара по записям А. М. Листопадова; Федерацией казачьей воинской культуры «Задонщина» – рук. А. Яровой и Д. Чернов – боевых искусств. Примечательно, что реконструкции эти осуществляются с учетом современных научных достижений в соответствующих областях знания.
Большой вклад в пропаганду донской культуры внесли писатели, поэты, художники, актеры казачьего происхождения: В. Закруткин, Б. Куликов, А. Калинин, В. Фролов, А. Дьяков, Ю. Карташов, Н. Вечеркин, Б. Пустоветов, М. Соколенко, М. Бушнов, Н. Сорокин и многие другие, а также работники радио, телевидения и прессы А. Ансимов, Э. Шлыков, Г. Губанов, А. Зарецков. С популярными изданиями сотрудничают и донские ученые.
Огромной заслугой казачьего движения является формирование казачьего образования в виде кадетских корпусов, гимназий, кадетских и казачьих классов.
Следует признать, что единая концепция казачьего образования в полной мере не сложилась. Но на начальном этапе существования учебных заведений и подразделений задача была сформулирована как воспитание подрастающего поколения на традициях казаков. Затем все более настойчиво о себе заявила идея создания (или воссоздания) донской казачьей элиты и нацеленность подготовки выпускников на поступление в высшие учебные заведения. Решаются и более частные задачи: подготовка кадров для силовых структур.
Открытие казачьих учебных заведений и введение в программу средних и высших учебных заведений в рамках регионального компонента изучения истории и этнографии казачества вызвало к жизни целый ряд учебных пособий и учебников, а также популяризаторской литературы. В числе активно используемых в учебных заведениях изданий следует назвать «Казачий Дон: Очерки истории» [3], «Историю донского казачества» [4] и «Историю казачества России» [5], «Очерки традиционной культуры казачеств России» [6], «Историю казачества Азиатской России» [7] и, наконец, вышедшую совсем недавно книгу «Казачий Дон: Пять веков воинской славы» [8].
Примеров присутствия казачьих обрядов в нашей повседневной жизни тоже достаточно. Остановлюсь лишь на одном – свадебном обряде. В прошлом году мне довелось побывать на свадьбе моего учителя, Афанасьевой Елены Викторовны, и я убедилась, что многое из старинной казачьей свадьбы «живёт» и сегодня, в XXI веке:
одевание невесты с таким архаическим элементом, как стояние на полсти (войлоке) или вывернутой шубе (через них невеста «общается» с предками, надеясь на их благословение), а также с неизменными оберегами;
отъезд храброго поезда жениха в сопровождении друзей за невестой: скачущие к невесте казаки ощущают себя охотниками, преследующими «молодую куницу – красну девицу»;
сидение на посаде невесты в красном углу в ожидании приезда жениха;
преодоление препятствий храбрым поездом жениха – наградой за «подвиги» становится его появление вблизи невесты;
выкуп места – шуточный торг с его хранителями (близкими родственниками);
угощение гостей у невесты и прощание её с домом и родными – насыщенные песнями эпизоды;
встреча молодых в доме жениха с активным включением в обряд зрителей, которым достаются не только конфеты, орехи и деньги во время обсыпания, но и кусочки встречника (сдобного хлеба, который разламывают над головой новобрачных);
свадебный пир и дары (дон. дарёж, сыр-каравай).
Ну и, конечно же, нельзя не сказать о тех, кто живёт на донской земле. Наши земляки – народ свободолюбивый, умеющий хорошо трудиться и весело отдыхать, народ с широкой русской душой, свято почитающий свои традиции.
Завершая исследование, хотелось бы сказать несколько слов и о себе: я принадлежу к молодому поколению XXI века и, разумеется, являюсь носителем новых, только формирующихся культурных традиций. Но мне не безразлична моя история, история моего родного донского края, поэтому я стараюсь находить возможность прикоснуться к казачьим традициям, стать в какой-то степени их носителем. Вот уже 10 лет я занимаюсь хореографией в составе хореографического ансамбля «Максимум». Мне нравятся разные композиции, я с удовольствием танцую, но с особым трепетом отношусь к постановкам на народную тематику. И перед каждым новым танцем я обращаюсь к традициям моей малой родины, потому что убеждена: мне, жительнице донского края, будет просто стыдно при исполнении той или иной композиции неточно воспроизводить элементы, характерные казачьему танцу.
Заключение
Традиция — это не сохранение пепла,
а раздувание огня.Жан Жорес
Шолохов… Сколько вдохновенных страниц мгновенно оживает в памяти, когда мы произносим это имя! Страниц, на которых запечатлены переломные годы в жизни нашего народа. Страниц, повествующих о судьбах человеческих.  Главное произведение М. А. Шолохова, роман «Тихий Дон», возвращает нас к трагическим страницам нашей истории, заставляя вновь и вновь осознать простую истину, которая заключается в том, что высший смысл человеческого бытия – это созидательный труд, забота о детях и, конечно же, любовь, которая согревает души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человечности. И эти вечные общечеловеческие ценности ничто не способно уничтожить. Бережно и трепетно храним мы наследие писателя. Его творчество, отношение к миру и людям, каждая деталь его долгой и богатой на события жизни для нас всегда будут интересны и дороги. Я думаю, что произведения М.А. Шолохова бессмертны, в них живёт вековой завет - любовь к Отечеству, внимание к судьбе человека, забота о процветании родного края. И красной нитью через них проходит мысль Шолохова о том, что он, говоря словами А.С.Пушкина, «ни за что на свете не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме той, какой нам Бог её дал». Как видим, в ходе исследования нам удалось подтвердить гипотезу о том, что традиции донского казачества не просто живы, а активно распространяются не только на донской земле, но и далеко за её пределами, духовно обогащая традиции и обычаи населения и России, и зарубежья. И особенно важным мне видится задача распространения данных традиций именно среди молодого поколения. Мы должны знать свою историю, чтить память наших предков и бережно хранить традиции, заложенные много веков назад. И очень хочется верить, что я смогу внести посильный вклад в данном направлении.
Список использованной литературы
«Тихий Дон» М.А.Шолохов
Вечеркин Н. И. То хлеб – то камень, то лед – то пламень. Стихи и песни / Сост. и ред. Т. С. Рудиченко. – Ростов н/Д: Изд-во РГК, 2002.
Казачий Дон: Очерки истории: / В 2 ч. / А. П. Скорик, Р. Г. Тикиджьян и др. – Ростов н/Д: Изд-во обл. ИУУ, 1995.
История донского казачества: Учебное пособие / отв. ред. А. В. Венков. – Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2001.
История казачества России: Учебное пособие / Отв. ред. А. В. Венков. – Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2001.
Очерки традиционной культуры казачеств России / Под общ. ред. проф. Н. И. Бондаря. – М.: Краснодар, 2002. – Т. 1; Очерки традиционной культуры казачеств России / Под ред проф. Н. И. Бондаря. – Краснодар: Изд-во Эдви, 2005. – Т. 2.
История казачества Азиатской России: В 3 т. / Гл. ред. В. В. Алексеев. – Екатеринбург: УрО РАН, 1995. – Т. 1. XVI – первая половина XIX века; Т. 2. Вторая половина XIX – начало XX века; Т. 3. XX век.
Казачий Дон: Пять веков воинской славы / отв. ред А. А. Озеров, А. В. Венков. – М. : Яуза : Эксмо, 2010.
Невыдуманные донские истории. Стихи. Василий Корольков / ЗАО «Книга», Ростов-на-Дону, 2012
Озеров А. А., Киблицкий А. Г. Донские казаки: проблемы возрождения и перспективы развития. – Ч. I (История современного донского казачества). Исследования и документы. – Ростов н/Д: ООО Ростиздат, 2003. – C. 3–17.
11. В нем казачество впервые было названо исторически сложившейся культурно-этнической общностью [Постановление Верховного Совета Российской Федерации о реабилитации казачества // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - № 30].
Кутузов М. А. Возрождение казачества: от ролевой игры к государственной функции // Экономические стратегии. – 2006. – № 7.
Донская казачья энциклопедия Владимира Сидорова. – Ростов н/Д: Изд-во Гефест, 1994; Казачество. Энциклопедия / Ред.-сост. А. П. Федотов (гл. ред.) и др. – М.: ИНФРА, 2003;
https://ru.wikipedia.org/