Статья Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках английского языка

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Ефименко Юлия Борисовна,
учитель английского языка
МОУ «Вейделевская средняя
общеобразовательная школа
Вейделевского района
Белгородской области»
Духовно-нравственное воспитание на уроках иностранного языка – одна из главных задач современного образования. Я являюсь классным руководителем и учителем английского языка.
Процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения.
Создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе обучения английскому языку является одной из проблем учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание в процессе обучения английскому языку. [2]
В ходе изучения английского языка во многих учебно-методических комплектах звучат многие насущные проблемы. Такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.
К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. [4] Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор. [1]
Следующим эффективным приемом работы является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. [5]
Немало важным в духовно-нравственном воспитании является интегрированное обучение. Так, на интегрированных уроках английского языка и православной культуры учащиеся могут соприкоснуться с традициями духовной жизни народа, продемонстрировать не только свою осведомленность в вопросах культурного наследия своей страны и некоторых европейских стран, но и проявить живой интерес к вопросам религиозного порядка. Создается определенная эмоционально-эстетическая атмосфера средствами разных видов искусства. На интегрированных уроках английского языка и истории, сохраняется преемственность содержания духовно-нравственного воспитания через материалы краеведения, воспитательный потенциал которых трудно переоценить. [4]
Важную роль играют тематические уроки. Проектная методика обучения иностранным языкам, которая лежит в основе обучения по учебно-методическому комплекту В.П. Кузовлева, даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры.
Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками “In Your Culture” (“В твоей культуре”) и “All About Me”(“Все обо мне”). В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. [3]
Для достижения этих целей на уроках иностранного языка используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”. [5]
Например, в конце изучения темы «Достопримечательности моей страны» в 7 классе, учащимся предлагается подготовить проект о семи чудесах своего родного города/посёлка или своей страны. Этот проект называется “Семь чудес моей страны, моего родного города, посёлка”. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга, родного края; воспитательный аспект – осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.
В 5 классе учащиеся выполняют проекты и создают презентации на такие темы, как «Моя родословная», «Школа моей мечты», и т.д. Такой вид работы способствует воспитанию чувства товарищества, толерантности и уважения друг к другу, развивает умение работать в группах.[6]
Не менее эффективным направлением в реализации духовно-нравственного воспитания является использование информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка. С помощью ИКТ с учащимися мы совершаем виртуальные экскурсии по историческим местам, знаменитым городам, музеям страны изучаемого языка, просматриваем фильмы или театральные постановки на английском языке. В это время в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Обучающиеся не только пассивно воспринимают представленную им информацию, но и с удовольствием включаются в процесс сбора, обработки и систематизации материала, что также повышает мотивацию изучения иностранного языка.
Изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, расширяет кругозор и повышает общую культуру.
Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранному языку. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа.

Список использованной литературы
1. Аверкиева, Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. - Архангельск, 2001. C. 55-60.
2. Арапова, Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Москва, 2009.
3. Кузовлев В.П. Учебно-методическое пособие по английскому языку /М.: 2004 - Просвещение,74с.
4. Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание сущность и проблемы: Методическое пособие / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. - Ульяновск: УлГПУ, 2006. - 273 с
5. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка/ Настольная книга преподавателя иностранного языка/М.-Глосса-пресс Феникс-2010. -640с
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


15