Проектный метод в обучении английскому языку в современной школе


Комитет по образованию Администрации
муниципального образования «Город Майкоп»
МБОУ «ООШ №27»
Педагогические чтения
Название секции: «Значимость гуманитарных дисциплин в условиях современной школы: новые подходы к их проведению»
Тема доклада
Проектный метод в обучении английскому языку в современной школе
В.Э. Васильченко,
учитель английского языка
высшей категории
МБОУ «ООШ №27»
г. Майкопа, пос. СеверныйМайкоп - 2015
Оглавление:
1. Введение………………………………………………………………….
2. Глава I Теория применения проектного метода в изучении английского языка в прошлом и сейчас………………………………………………
3. Глава II Проектный метод в обучении английскому языку
в современной школе……………………………………………
3. Глава III Педагогический проект: «Использование ИКТ в обучении иностранным языкам»………………………………………………………..
4. Заключение…………………………………………………………………
5. Список литературы………………………………………………………...
Введение
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения - важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного  развития учащегося.  Именно развитие становится ключевым словом  педагогического  процесса. Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для  создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный  заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачу развития личности  учащихся, усиления   гуманистического   содержания обучения,  более полного воспитательного, образовательного и развивающего потенциала    учебного предмета   применительно   к  индивидуальности каждого  ученика. Поэтому  не случайно, что основной целью обучения иностранному языку   на современном этапе  развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать  в межкультурной   коммуникации на изучаемом языке    и    самостоятельно совершенствоваться  во владении иноязычной речевой деятельностью.
В ХХI веке интенсификация и модернизация образования требует внедрения таких инновационных технологий, которые преследуют цель творческого воспитания личности в интеллектуальном и эмоциональном измерении. Такими инновационными технологиями являются: развивающее обучение, проектирование, проблемное обучение, тестовая система, игровое обучение, погружение в иноязычную культуру, обучение в сотрудничестве, самовоспитание и автономия. Задача,  стоящая  перед школой,  заключается   во внедрении  и  эффективном  использовании  новых педагогических  технологий, какой является и проектная методика.
Цель исследования:
Показать преемственность в использовании проектной деятельности в прошлом и настоящем времени.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность понятия «проектный метод»;
Определить понятие педагогической инновации;
Конкретизировать понятие метода проектов в современной педагогике;
Проанализировать практический опыт по использованию метода проектов в педагогической деятельности в прошлом;
Выявить условия эффективного применения метода проектов.
В качестве методов исследования были выбраны такие, как теоретический анализ педагогической и тематической литературы по исследуемой проблеме, беседа, интервьюирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности и др.
Глава I
Теория применения проектного метода в изучении английского языка в прошлом и сейчас
Существует такой термин, как педагогическая инноватика. А что это такое? Педагогическая инноватика — раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования. Педагогическая инноватика основывается на учете личностных характеристик обучающихся с применением модернизированного педагогического инструментария педагогов. Богатейший материал инновационного педагогического опыта был накоплен уже в 20-х годах. В результате плодотворных поисков в теории и практике были разработаны исследовательские методики обучения на основе индивидуального подхода к учащимся (Метод проектов, Дальтон-план и т.д.).
Специфическая задача современного этапа развития педагогического опыта состоит в том, чтобы, опираясь на уже имеющиеся теоретические подходы, содержащие закономерности, критерии, принципы его обобщения создать гибкую технологию работы с ним, чтобы, сохранив творческую природу опыта, сделать его технологичным, а это значит воспроизводимым в массовой практике.
Передовой опыт – один из самых доступных практике источников новых идей, подходов и технологий. Этот опыт, как правило, опережает тот уровень, который достигнут в массовой практике. В передовом педагогическом опыте находят разрешение те затруднения, с которыми сталкивается большинство педагогов. Внутри него существует градация по способу разрешения противоречий. Задачи, которые разрешаются передовым педагогическим опытом, связаны с совершенствованием и преобразованием педагогической системы.
Следует иметь в виду, что всякий опыт, всякое новаторство имеют естественные ограничения. Нет единственно пригодного для всех учебных предметов, для всех школ и учителей метода обучения. Есть общие принципы, общие идеи. Поэтому пропаганда новаторского опыта должна вестись по-деловому, конструктивно, она должна сводиться к критическому обсуждению идей и методов этого опыта. Но еще нужней, еще полезней – изучение и пропаганда передового и новаторского опыта школ, целых педагогических коллективов, директоров школ. Ведь проблему формирования личности учащихся решает не отдельный учитель, хотя его роль велика, а весь учительский коллектив, вся школа во главе с директором.
В современной педагогической литературе существует огромное количество всевозможных работ, посвященных проектному методу обучения школьников. Если считать родоначальником этого метода американского ученого философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952), то история разработки и апробации проектного метода в обучении уже около ста лет. Именно он предложил строить обучение на активной основе, через целевую деятельность ученика, и доказал, что для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему требуется проблема, взятая из реальной жизни.
В нашей стране активное применение проектного метода началось в 1910-1920х годах. С теоретическими разработками и их практическим применением связаны имена таких известных ученых-педагогов, как А.А. Миролюбов, Е. С. Полат, советские педагоги П. Н. Груздев, П. Н. Шимберев, М. А. Данилов, Б.П. Есипов и другие. Теорию применения проектного метода в изучении иностранных языков сейчас активно разрабатывают И.А. Зимняя, Т. Е. Сахарова, А. В. Конышева, Е. И. Пассов и другие российские ученые-практики. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое внимание методу проектов уделяли  С. Т. Шацкий, профессор  Б. В. Игнатьев, В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и  самостоятельности учащихся в  обучении и  будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач. В 1929–1930 гг. универсализация метода проектов и развитие комплексной системы обучения привели к составлению и изданию комплексно-проектных программ. При таком построении учебного процесса, как нередко утверждали многие педагоги-практики, учащиеся оказывались в различных жизненных ситуациях, сталкивались с затруднениями и преодолевали их с помощью инстинктов и привычек, а также тех знаний, которые нужны для достижения данной цели.
Глава II
Проектный метод в обучении английскому языку в современной школе
Я учитель английского языка высшей категории средней школы. В своей работе мы используем учебники М. З. Биболетовой и др., где очень активно применяется проектный метод после изучения определенной темы. Выполнение проекта дает учащимся возможность почувствовать, что иностранный язык - это не цель учения, а средство общения. Проект – это отличная возможность организовать поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Ребята используют не только информацию УМК, но и находят сами материал из других источников. Итогом работы над проектом может быть как идеальный продукт (умозаключения, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (газета, плакат, листовка, буклет, рекламный проспект), который можно увидеть и потрогать. Это может быть «бумажная версия» или с использованием компьютерных технологий создают презентации. При использовании метода проектов меняется роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, наблюдателя, помощника, координатора, источника информации. Главной задачей учителя становится не передача конкретных знаний, а передача способов работы. Групповая совместная работа над проектом позволяет каждому не только выполнять посильное для него задание, но и учиться навыкам совместного труда в коллективе. Работа над проектом развивает воображение, творческое мышление, самостоятельность, способность к контролю и самоконтролю, и такие личностные качества, как сопереживание, взаимовыручка, умение понять и принять точку зрения другого человека.
М. З. Биболетова предлагает много занимательных и интересных проектов для детей, но и сами учащиеся тоже предлагают свои темы. Например, после прочтения рассказа на английском языке о девочке Кларе, которая подарила своей бабушке на День рождения коробочку с фотографиями членов семьи. На фотографиях все улыбались. Клара сказала: «Бабушка, я собрала все эти улыбки для тебя. Каждый раз, когда мы улыбаемся, мы посылаем радость и счастье всему миру. Теперь у тебя будет много радости!» Ученики предложили сфотографировать наших школьников со смайликами-улыбками и назвать этот проект «Улыбки нашей школы» и закипела работа. Сколько было положительных эмоций и смеха! Учащиеся 5-ого класса собрали фотография своих семей, своих питомцев и сфотографировали, как они занимаются на школьных кружках. Собрав этот материал, получилась презентация всего класса «Наши семьи, хобби и питомцы». Это действительно коллективная работа! Никто не остался равнодушным.
В начальных классах во внеурочной деятельности я использую инсценировки сказок на английском языке «Теремок» и « Репка» во 2-ом классе, «Маленькая Красная Курочка», «Буратино», «Как мамонтенок искал свою маму», «Золушка» в 4-ом классе. Проекты «Мы пишем письмо сверстнику», «Поздравительная открытка», «Мой питомец», «Одежда по сезонам» в 3-ем классе.
На современном этапе развития общества в руках у преподавателей появилось мощное средство – всемирная сеть. Умелое использование сети Интернет в учебном процессе дает возможность учителям организовать различные проекты на качественно новом, современном уровне. В своей работе я начала использовать сайт www.epals.com для организации эффективной переписки школьников из разных стран и континентов. Это переписка по электронной почте и возможность участвовать в различных проектах: экологических, творческих, международных и т. д. Мы уже приняли участие в проекте по защите животных находящихся под угрозой вымирания и в международной рассылке Рождественских открыток среди школьников. Когда я училась в школе, а это было в советские годы, я очень любила ходить на заседания Клуба Интернациональной Дружбы – сокращенно КИД. Там нам рассказывали о других странах и пытались организовать общение с зарубежными сверстниками. В настоящее время такое общение можно реально организовать. Общение школьников разных стран помогает учителям лучше обучить иностранному языку с помощью зарубежных сверстников, способствует взаимопроникновению культур и развитию толерантности. Одна из самых важных целей переписки заключается в том, что дети разных стран получают возможность убедиться в том, что за несколько тысяч километров живут ребята со схожими проблемами, интересами и мечтами. Я рекомендую всем преподавателям английского языка , заинтересованным в проектной деятельности и организации международной переписки со школьниками, использовать данные ресурсы.
Глава III
Название педагогического проекта:
«Использование ИКТ в обучении иностранным языкам» автор разработки учитель высшей категории Васильченко В. Э.
МБОУ «ООШ № 27»г. Майкоп, пос. Северный
Цель:
Формировать и совершенствовать навыки, развивать умения использования ИКТ для обучения письму на английском языке.
Задачи:
1. Использование Интернета для создания неформальной обстановки процесса обучения;
2. Воспитание толерантности, интереса и уважения к чужой культуре, традициям, обычаям;
3.Формирование и совершенствование лексико-грамматических навыков письменной речи, пунктуационной грамотности;
4. Обучение иностранному языку с помощью зарубежных сверстников;
5. Привитие интереса к стране изучаемого языка, совершенствование лингвистических и страноведческих знаний;
6. Становление гармонично развитой личности.
В своей работе я начала использовать сайт www.epals.com для организации эффективной переписки школьников из разных стран и континентов. Это переписка по электронной почте и возможность участвовать в различных проектах: экологических, творческих, международных и т. д. Мы уже приняли участие в проекте по защите животных находящихся под угрозой вымирания и в международной рассылке Рождественских открыток среди школьников. Когда я училась в школе, а это было в советские годы, я очень любила ходить на заседания Клуба Интернациональной Дружбы – сокращенно КИД. Там нам рассказывали о других странах и пытались организовать общение с зарубежными сверстниками. В настоящее время такое общение можно реально организовать. Общение школьников разных стран помогает учителям лучше обучить иностранному языку с помощью зарубежных сверстников, способствует взаимопроникновению культур и развитию толерантности. Одна из самых важных целей переписки заключается в том, что дети разных стран получают возможность убедиться в том, что за несколько тысяч километров живут ребята со схожими проблемами, интересами и мечтами. Я рекомендую всем преподавателям английского языка, заинтересованным в проектной деятельности и организации международной переписки со школьниками, использовать данные ресурсы.
Использование данного англоязычного сайта делает переписку безопасной, открытой для преподавателя и очень удобной для учащихся. Как видно из названия сайта, ePals – электронные друзья, вчера – pen friend or pen pals. Сначала детям трудно было выразить свою мысль на английском языке, а теперь стало легче; сначала дети боялись сделать ошибки , а теперь понимают , что все можно исправить с практикой. Сначала дети не могли поверить , что их сверстники из других стран поймут их английский, теперь они даже знают , что у них похожие интересы и узнают о новых эстрадных исполнителях, актерах, которыми увлекаются и зарубежные сверстники.
Какие риски могут возникнуть и как их избежать. Вся почта участников контролируется преподавателем с той стороны и с этой. Преподаватель «одобряет» или нет каждое письмо, проверяет сообщения на предмет безопасности содержания. Таким образом, ребенок не может получить угрожающие письма или спам.
Работать над этим проектом я начала с ноября 2014 года со своими учащимися с 5-ого по 9-ый класс, с участниками кружка « Английский клуб» в возрасте от 10 до 15-16 лет. Количество участников проекта составляет 18 человек, которые получили свои аккаунты в этой глобальной сообществе (ePals Global Community). Предполагаемый срок реализации проекта 3 года. За это время можно будет подвести итоги участия детей в данном проекте. Я считаю этот проект охватывает многие сферы: обучение письму, общению со сверстниками, привитие интереса к стране изучаемого языка, совершенствование лингвистических и страноведческих знаний, использование Интернета для создания неформальной обстановки процесса обучения, воспитание толерантности, интереса и уважения к чужой культуре, традициям, обычаям, становление гармонично развитой личности. В своих письмах учащиеся затрагивают большой перечень разговорных тем на английском языке: о себе и своей семье, хобби, спорт, искусство, игры, книги, города, достопримечательности и т. д. Поэтому это комплексный проект.
Анализируя работу с учащимися в данной области за пять месяцев, хочется отметить ряд положительных результатов:
- повышается мотивация к изучению предмета « Английский язык»;
- происходит развитие навыков понимания прочитанного аутентичного текста;
- совершенствуются навыки письменной речи и развивается культура переписки ( что в дальнейшем может помочь при сдаче ГИА и ЕГЭ, поскольку написание личного письма является одним из заданий);
- учащиеся более активно прибегают к использованию словарей и справочников;
- осуществляется изучение новой лексики, изучение традиций. культуры и реалий разных стран;
- совершенствуются навыки использования ПК и Интернета.
- развиваются творческие способности и критическое мышление школьников.
В перспективе мы хотим создать «Клуб друзей по переписке», начать общаться по Skype, участвовать в международных проектах, предлагать свои проекты, участвовать в сетевых мероприятиях.
ЗаключениеВ настоящее время традиционные образовательные программы перегружены учебной информацией, что непосредственно приводит к заметному разрыву между теорией и практикой, так как при таких обстоятельствах не может идти речь о формировании навыка применения. Проектное обучение при этом является более плодотворным, так как в процессе выполнения учебного проекта знания приобретаются учащимися в процессе использования информации при решении практических задач.
Проект – это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. В проектировании различается то, что производится (продукт проектирования), и его результат. Производимый продукт не является самоцелью. Структура проекта это последовательность шагов от анализа ситуации и проектируемого результата через планирование и программирование (в том числе и во времени) действий по достижению результата, осуществление проекта и «возврат» к ситуации породившей проект. Успешность проекта во многом зависит от адекватной модели ситуации, которая становится инструментом проектирования.
Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.
Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:
- особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.
Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведению. Проектная методика в рамках ретроспективного анализа основывается на личностно-деятельностном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса на постановку и решение самим школьниками познавательно - коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучености и образованности личности.
Работа над проектом обязательно проходит при гибкой поддержке учителя, представляя ему тем самым возможность реализовать на практике не только личностно – ориентированное обучение, но и личностно – ориентированное воспитание.
Применение компьютерных технологий позволяет решать множество задач в обучении иностранному языку - развитие речевых, когнитивных умений, формирование атмосферы благоприятного сотрудничества между учащимися, классом и учителем. Учитель должен понимать, оправдано ли применение ИКТ при выполнении того или иного задания, на том или ином уроке. Положительный результат заключается в том, чтобы научить ребят грамотно использовать Интернет для эффективного общения, продуктивной работы.
Одна из таких возможностей для формирования навыков и развития умений письменной речи заключается в использовании электронной почты, сообщений. На современном этапе развития общества в руках у преподавателей появилось мощное средство – всемирная сеть. Умелое использование сети Интернет в учебном процессе дает возможность учителям организовать различные проекты на качественно новом, современном уровне.
Список литературы:
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1995.
Ангеловски К. Учителя и инновации. – М., 1991.
Бим И.Л., Миролюбов А.А. К  проблеме   уровня   обучености   иностранным языкам выпускников полной средней школы / И.Л. Бим, А.А. Миролюбов  // Иностр. языки в школе. – 1998. – № 4.
Васильев В. Проектно-исследовательская технология:   развитие   мотивации /В.Васильев // Народное образование. – 2000. – № 9.  
Витлин Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранному языку в XX  веке  / Ж.Л. Витлин // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 2.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным   языкам   в  школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991.  
Зимняя И.А., Сахарова Т.Е.   Проектная   методика   обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностр. языки в школе. – 1991. – № 3.
Полат Е.С., Метод проектов на уроках иностранного языка / Полат Е.С.// Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2, 3.
Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. - М.: Педагогический поиск, 2007, 167с.
Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность.- М.: Магистр, 1997.- 224 с.