Конспект урока «Новый год шагает по планете»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №16
муниципального образования
город Новороссийск
Конспект урока
Тема: «Новый год шагает по планете»
Разработала:
Гуль Ксения Витальевна,
Учитель начальных классов
Г. Новороссийск
2015 г.
Конспект занятия в кружке
Класс 3
Тема Урока «Новый год шагает по планете»
Тип урока Изучение нового материала
Цели урока Учить намечать последовательность операций.
Овладевать техническими приёмами работы с бумагой.
Воспитывать навыки культуры труда; совершенствовать наблюдательность и зрительную память.
Оборудование цветная бумага, циркуль, ножницы, клей, кисточка, салфетка
Ход занятия
Этап урока Содержание Примечание
Орг. момент Проверить подготовку класса к уроку. Изучение нового материала Беседа о традициях встречи Нового года в разных странах.
(Сообщение делают ранее подготовленные учащиеся).
Открывать год январь на Руси стал сравнительно недавно. Древние славяне, т.е. наши предки справляли Новый год примерно 1 марта – с наступлением тепла и полевых работ. Этот обычай продержался до 1343 года, когда Новый год стали отмечать 1сентября.
С 1700 года, по указу Петра I, Новый год стали праздновать 1 января. В том указе говорилось: «По … улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколь у кого случиться, и зажигать огни. В знак веселья друг друга поздравлять с Новым годом».
Так впервые с ёлкой отпраздновали в России январский Новый год. Обычай наряжать ёлку возник в средние века в Германии. Оттуда он пришёл в Скандинавию, Францию, Россию и в те страны, где ели не растут, куда их завозят из северных краёв. Сначала в России ёлки украшали бумажными цветами, в XVIII в. использовали посеребренный и позолоченный картофель, а в XIX в. – свечи и блестящие стеклянные игрушки.
В конце XIX в .появилась традиция писать и посылать поздравления на почтовых карточках (сейчас их называют открытками). В России открытки появились 1 января 1872 г. Сначала они были немаркированными – марку нужно было наклеивать, но потом её стали печатать прямо на открытке. Первыми открытками России можно считать виды Москвы. Издательство «Община Св. Евгении» стало выпускать открытки – репродукции произведений русских художников. Многие сюжеты для них брались из Библии, потом новогодние открытки стали очень разнообразными по содержанию, с остроумными и добрыми пожеланиями.
А как встречают Новый год в жарких странах, на экзотическом Востоке, в Европе?
В новогоднюю ночь в японских храмах колокола отбивают 108 ударов. Считается, что у человека может быть 6 пороков: жадность, злость, глупость, легкомыслие, нерешительность и алчность. По мере ударов колокола происходит очищение от пороков. С последним ударом полагается выйти на улицу и встретить Новый год с первыми лучами солнца. Высыпавшие на улицу люди начинают поздравлять друг друга и обмениваются подарками. Весь день улицы переполнены народом, звучат смех и весёлые песни. Только с наступлением сумерек люди расходятся. Вечер принято проводить в кругу семьи.
Во Вьетнаме Новый год встречают ночью, с наступлением сумерек. Вьетнамцы разжигают в парках, садах или просто на улицах костры, у которых собираются по нескольку семей; на углях готовятся особые лакомства из риса. В эту ночь забываются все ссоры, прощаются обиды. Новый год – это праздник дружбы.
Жители Кубы перед Новым годом наполняют бокалы водой, а когда часы пробьют полночь, выплескивают её через открытое окно на улицу в знак того, что Старый год счастливо окончен, и они желают, чтобы Новый год был таким же благополучным.
В Италии сохранился обычай: в новогоднюю ночь выбрасывать из окон старую мебель и ненужные вещи.
В сёлах на юге Франции хозяйка, которая в Новом году самая первая наберёт воду из источника, оставляет возле него пирожок и булочку с праздничного стола. Та, которая придёт вслед за ней, возьмёт пирожок и оставит свой. Так до вечера хозяйки угощают друг друга.
В Германии, как только часы начинают отбивать полночь, люди самого разного возраста взбираются на стулья, столы, кресла и с последним ударом дружно, с радостными приветствиями «впрыгивают» в Новый год.
В Болгарии с последним ударом часов во всех домах на несколько минут гаснет свет. Это время новогодних поцелуев.
В Молдавии в первый день Нового года у себя дома и в гостях обязательно разбрасывают зерно, чтобы год был обильным и урожайным, а дом – полной чашей.
В современном Китае Новый год – это праздник фонарей. Он отмечается на пятнадцатый день Нового года по лунному календарю. Сам же Новый год отмечается в январе – феврале, поэтому он ассоциируется с завершением зимы и началом весны. Всюду развешивают фонари, придают им причудливую форму: форму животных, овощей, фруктов. Красные, зелёные, жёлтые, синие, оранжевые огни таких фонарей расцвечивают дома и улицы, заполненные весёлой шумной толпой.
Учитель. Фонарики, выполненные самостоятельно своими руками, всегда приносят радость и удовольствие.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Рассматривание образца.
4. Анализ конструкции фонарика.
- Из каких геометрических фигур состоит фонарик? (Из конусов-фунтиков и кругов).
- Как получить конус-фунтик? (Конус-фунтик можно получить из полу круга).
- Сколько конусов-фунтиков необходимо взять для изделия? (Не менее девяти штук).
- Как следует скрепить конусы-фунтики между собой? (Надо склеить боковые стороны конусов-фунтиков).
- Каким клеем надо пользоваться? (Надо пользоваться клеем ПВА).
- Что надо сделать, чтобы фонарик имел завершённый вид? (Надо центр фонарика заклеить маленькими кругами).
- Как укрепить фонарик на ёлку? (Надо приклеить нитку-петлю).
Физкультминутка.
Один, два, три, четыре, пять – топаем ногами.
Один, два, три, четыре, пять – хлопаем руками
Один, два, три, четыре, пять – не будем отвлекаться.
Один, два, три, четыре, пять – сядем заниматься.
1837055-5168905. Самостоятельное выполнение работы.
1754505-117475(Учитель следит за работой учащихся, чтобы они правильно пользовались циркулем, чтобы строго по диаметру делили круг пополам, чтобы получались правильной формы конусы-фунтики. Обращает внимание на аккуратное склеивание конусов-фунтиков).
Итог 1. Оценка работ.
2. Оформление выставки, т. е. составление гирлянды из фонариков.
3. Уборка рабочих мест.
Учитель. Дома вы можете самостоятельно сделать фонарики для своей ёлки.
Урок окончен.