Современные мультимедийные средства обучения.Краткий обзор мультимидийных средств и возможностей их использования в образовательных учреждениях

Современные мультимедийные средства обучения

Мультимедиа технологии являются одним из наиболее перспективных направлений развития во многих сферах человеческой деятельности. Цель мультимедиа – создание синтетического продукта, воздействующего на все органы чувств, для достижения большего эффекта погружения в преподносимую информацию.
Идея мультимедиа заключается в использовании различных способов подачи информации. Включение в программное обеспечение видео- и звукового сопровождения текстов, высококачественной графики и анимации позволяет сделать программный продукт информационно насыщенным и удобным для восприятия, превратить его, благодаря одновременному воздействию на различные каналы восприятия, в мощный дидактический инструмент [1].
В гуманитарных областях знаний впервые мультимедийный коммерческий проект был реализован Билом Гейтсом, который создал и успешно реализовал на практике продукт на основе служебной музейной инвентарной базы данных с использованием в нем всех возможных сред: изображений, звука, анимации, гипертекстовой системы. В итоге был создан интерактивный путеводитель по Национальной Галерее Искусств в Лондоне [2].
На основе выше изложенного проекта были выделены три основные принципа мультимедиа:
представление информации с помощью комбинации множества воспринимаемых человеком сред (собственно термин «мультимедиа» происходит от англ. multi – много, и media – среда);
наличие нескольких сюжетных линий в содержании продукта (в том числе и выстраиваемых самим пользователем на основе «свободного поиска» в рамках предложенной в содержании продукта информации);
художественный дизайн интерфейса и средств навигации.
Образовательные проекты в компьютерной среде неотделимы сегодня от имени Сеймура Пейперта, который сформулировал актуальный методологический принцип, согласно которому «построение собственных интеллектуальных структур осуществляется учеником наиболее эффективно в том случае, если он вовлечен в создание реального конечного продукта: замка из песка, книги или компьютерной программы». Исходя из этого положения, использование компьютерных технологий эффективно в ситуации создания какого-либо продукта, а не как самоцель в учебном процессе[3].
На сегодняшний день в реальном учебном процессе на дисциплинах эстетического цикла в ОУ практически не используется огромный спектр возможностей компьютерных технологий для развития творческих способностей детей (игровые пособия, слайд-альбомы, учебное видео и обучающие телепрограммы, развивающие компьютерные игры и электронные наглядные средства обучения, интегрированные творческие среды, мультимедийные презентации, видео- и фотоматериалы с элементами анимации, диагностические материалы и др.). Причины этого кроются не столько в ограниченности информационных средств обучения, сколько в отсутствии педагогов, достаточно хорошо владеющих методикой их использования на различных занятиях.
На основе анализа научно-методической литературы можно выделить следующие возможности информационных технологий, непосредственно влияющие на выполнение задач художественного образования:
комплексное воздействие на восприятие пользователя, включая его эмоциональную сферу, за счет синтеза зрительных, слуховых и двигательных образов в едином объекте коммуникации;
имитация любых визуальных средств выражения, в том числе возможность создания иллюзии трехмерных материальных объектов, иллюзии движения, создание и представление с помощью визуальных средств объектов, существование которых невозможно в объективной реальности, реконструкция мира прошлого, проектирование мира будущего (виртуальное моделирование);
компьютерные технологии позволяют превращать элементы экранного изображения в интерактивный объект, то есть в объект для взаимодействия с пользователем, это означает, что каждому из объектов может быть присвоена функция, вызывающая ряд последующих событий. Эти функции могут быть присвоены изображениям статичным (превращение изображения в интерактивную карту) или динамичным, в том числе, оцифрованным видеоизображениям, анимированным объектам и анимационным фильмам;
создание многоуровневых информационных объектов, раскрывающих свое содержание в процессе пространственно-временного нелинейного взаимодействия пользователя с интерактивными элементами;
компьютерные технологии позволяют разрабатывать модели саморазвивающихся информационных систем; наиболее простой формой саморазвивающихся систем являются системы интерактивных досок объявлений, чатов, электронных конференций, содержание которых развивается благодаря свободному доступу для размещения своей информации разными пользователями; саморазвивающимися системами являются многие художественные проекты в Интернете, коллективные Интернет - произведения, как, например, виртуальные граффити;
компьютерные технологии предоставляют пользователю возможность осваивать информацию с собственной скоростью, мотивацией и направлением мысли;
одним из важных аспектов, характеризующих визуальный характер информационных коммуникативных технологий является спектр возможностей, повышающих наглядность и активизирующих восприятие пользователя.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Компьютер как средство пассивного отображения объектов мультимедиа не обладает принципиальной новизной в дидактическом плане. Принципиально новой для сферы обучения является интерактивность, благодаря которой учащиеся могут в процессе анализа мультимедиа объектов динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, рассматривать их с разных сторон, приближать и удалять, останавливать и вновь запускать с любого места, менять характеристики освещенности и проделывать другие подобные манипуляции, добиваясь наибольшей наглядности.
Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования, что, несомненно, способствует лучшей адаптации дошкольников к быстро изменяющимся окружающим условиям и как, следствие, сохранению здоровья детей.
Соединение информационных компьютерных  технологий и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся, что Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики в области образования. Основной упор при этом делается на адаптивной системе обучения, базирующейся на информационных технологиях, которая создает наиболее благоприятную среду для развития детей с уже проявленной одаренностью и прочную основу для построения дидактической системы развития потенциала, имеющегося у каждого ребенка, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Компьютер также является средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности. Известно, что к основным мотивам старших дошкольников и младших школьников относится установление и поддержание положительных отношений с взрослыми и сверстниками. У детей 5-7 лет наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. Дети общаются, советуются, помогают друг другу, пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Совместные действия детей способствуют развитию общения между ними, обогащению речи, готовят к обучению в школе.
Одновременно с тягой младшего школьника к общению и совместной деятельности с взрослыми у него появляется и другой мотив – стремление к самоутверждению. Поэтому роль взрослого в компьютерных занятиях детей велика. Она заключается не только в предоставлении детям свободы, но и в помощи по освоению нового, в оценке результатов и поощрении успехов детей, что очень важно для них. Безусловно, при организации занятий с детьми следует всегда принимать во внимание зону ближайшего развития каждого ребенка.
Применение информационных компьютерных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями [4].
Мультимедийные продукты принято делить на жанры. Так самый популярный из них – мультимедиа игры, чья популярность объясняется развлекательной направленностью. Исследователи подчеркивают, что компьютерным играм должны предшествовать игры с обычными игрушками и предметами-заместителями. Поэтапное освоение разных видов традиционных игр создает базу для приобщения детей к компьютерным играм. Играм на компьютере с любым содержанием предшествует деятельность детей с опорой на реальный предмет или реальные действия [5]. Таким образом, компьютерные игры являются одним из средств обучения детей и должны использоваться в комплексе с другими типами дидактических средств [6].
Дальше следуют мультимедиа энциклопедии, так как этот продукт не требует больших затрат на производство, но также чаще всего не отличается высоким качеством исполнения.
Самым малочисленным пока остается жанр мультимедийных обучающих программ. Серьезная конкуренция есть пока только в секторе учебников английского языка (их более десяти). Многие из наиболее популярных сейчас обучающих программ были разработаны еще три-пять лет назад, среди них встречаются даже «долгожители», функционирующие в среде MS DOS.
При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.
Многие авторы выделяют четыре типа обучающих программ:
1. тренировочные и контролирующие;
2. наставнические;
3. имитационные и моделирующие;
4. развивающие игры.
Программы первого типа предназначены для закрепления умений и навыков. Предполагается, что предлагаемые объекты и понятия уже известны ребенку. Эти программы в случайной последовательности предлагают детям вопросы и задания и подсчитывают число правильно и неправильно решенных задач. В случае правильного ответа ребенку может выдаваться поощрение (реплика, призовой объект, переход на следующий уровень и т.п.). При неправильном ответе ребенок может получить помощь, подсказку.
Программы второго типа предлагают детям теоретический материал для изучения. Задачи и вопросы служат в этих программах для организации человеко-машинного диалога, для управления ходом обучения. Так, если ответы, даваемые ребенком, неверны, программа может вернуть его для повторного обучения теоретического материала. Общим недостатком этих программ является высокая трудоемкость разработки, затруднения организационного и методического характера при использовании в реальном учебном процессе ОУ.
Программы третьего типа основаны на графически иллюстрированных возможностях, с одной стороны, и вычислительных – с другой, и позволяют осуществлять компьютерный эксперимент. Такие программы предоставляют детям возможность наблюдать на экране дисплея некоторый процесс и одновременно влиять на его ход, подавая команды мышкой или с клавиатуры, задавая значения параметров.
Программы четвертого типа предоставляют в распоряжение ребенка некоторую воображаемую среду, существующий только в компьютере мир, набор определенных возможностей и средств их реализации.
Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных программ, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
глубже постигаются понятия числа и множества;
быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении;
тренируется внимание и память;
раньше овладевают чтением и письмом;
активно пополняется словарный запас;
развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;
развивается сенсомоторика детей: уменьшается время как простой реакции, так и реакции выбора;
воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
развивается воображение и творческие способности;
развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления, позволяющие детям предвидеть ситуацию, планировать свои действия и не только «исполнять», но и «создавать» [7].
Обучающие программы для дошкольников и младших школьников очень часто создаются в стиле и по технологии мультимедийных игр, а к созданию учебников для старшеклассников нередко применяются подходы, заимствованные у мультимедиа-энциклопедий. Очень многие «мультимедийные учебники» при ближайшем рассмотрении оказываются всего лишь гипертекстовыми справочниками с мультимедийными иллюстрациями.
Электронные энциклопедии и путеводители, справочники содержат большой справочный материал, характеризуются наличием мощного поискового аппарата и дают возможность подготовить реферат, доклад на базе отобранного материала.
Среди мультимедийных продуктов педагогу следует различать «учебники» и «учебные пособия». Большинство обучающих программ (тестирующие программы, компьютерные задачники, гипертекстовые справочники) являются учебными пособиями, т.е. лишь вспомогательными инструментами обучения, принципиально неспособными заменить традиционный учебник.
Существуют также электронные варианты учебников, они обладают рядом положительных свойств, прежде всего: а) компактно хранятся в памяти компьютера или на внешнем носителе; б) позволяют оперативно вносить в них изменения и передавать на большие расстояния по электронной почте.
Наибольшей популярностью в образовательной среде школьных учреждений пользуются мультимедийные презентации, это объясняется как широким распространением и простотой программного обеспечения для их создания (педагог, обладая базовыми навыками владения ПК способен создавать презентации для своих занятий), так и высокими показателями наглядности.
Компьютерные презентации используются с целью создания условий для обогащения познавательной, творческой и игровой деятельности, развития способностей и наглядно-образного мышления (И.Г. Белавина, Ю.М. Горвиц, Н.А. Зворыгина, Л.А. Леонова, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, О.Ю. Тараненко). Применение информационных (компьютерных) технологий в художественно-эстетическом развитии детей обеспечивает:
развитие основ визуальной культуры;
создание информационного поля исследования и творческого преобразования;
представление информации в образном плане за счет мультимедиа-эффектов, в привычной для современных детей форме;
познание через экспериментирование и игру;
перенос акцентов с информационных методов на демонстрационные, что соответствует сути искусства, идеям эстетического развития и возрастным возможностям ребенка [8].
Основными характеристиками мультимедийной презентации являются интерактивность, динамизм (анимированность) и мультимедийность.
Электронные наглядные средства обучения, в том числе и презентации, отличаются интерактивностью, что придает электронной наглядности когнитивный (познавательный) характер, вносит игровые и исследовательские компоненты в образовательную деятельность, естественным образом побуждают к анализу свойств изучаемых объектов
Динамичный характер электронных наглядных средств обучения обеспечивается с помощью технологии анимации, которая позволяет манипулировать цветом, размерами объектов, создавать локальную мультипликацию, выделять один из объектов или часть объекта путем подчеркивания, обводки, заливки. Кроме того, с помощью анимации создается иллюзия движения, изменения, развития. Таким образом, динамика компьютерной анимации используется для усиления впечатления и эмоционального воздействия через показ движения объекта («живой картинки»), для активизации познавательной деятельности [8].
Цели учебно-развивающей компьютерной презентации для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно выстроить в следующей иерархии:
создание позитивного эмоционального настроя на занятии, выведение учащихся из рутинной атмосферы повседневной обыденности;
удовлетворение детской любознательности с помощью интересной (не всегда прямо относящейся к делу) информации; формирование познавательного интереса в области музыки;
наглядное инструктирование по выполнению практических заданий, направленное на формирование творческой установки личности;
Кроме того, следует учитывать особенности использования презентации в учебном процессе применительно к определенной возрастной группе. Работа с детей с презентацией предполагает обязательное участие педагога, организующего просмотр и поясняющего информацию. Таким образом, содержание и структура презентации ориентирована на двух пользователей: взрослого и ребёнка.
Обучающие игры, выполненные в виде презентаций в программе Microsoft PowerPoint (игры–презентации), имеют следующие положительные аспекты:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движение, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их;
игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля;
маленькие дети требуют большой помощи родителей при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя, освобождает маму.
В состав большинства мультимедийных средств обучения входят отдельные информационные продукты, такие как:
Фонограмма – носитель записи с записанными на нем звуковыми колебаниями. В зависимости от способа звукозаписи различают фонограмму: механическую (на пластмассовом диске), магнитную (на магнитной ленте), оптическую (на оптическом диске, кинопленке) [9]. Различают «минус-фонограмму» (сленг. «минусовка») – запись аккомпанемента, и «плюс-фонограмму» – запись аккомпанемента с голосом вокалиста.
Фонограмма позволяет знакомить детей с шедеврами музыкального искусства в исполнении лучших музыкантов. Однако, чем младше дети, тем больше нужно использовать «живой» музыки. Для занятия пением желательно непосредственное инструментальное сопровождение, а не минусовая фонограмма. А вот для занятия ритмикой, хореографией фонограмма предпочтительнее, так как в этом варианте темпоритм неизменен. В случае непосредственного аккомпанемента музыкальный руководитель часто замедляет или ускоряет темп, подгоняя его под движения детей. Важно помнить о корректном использовании фрагментов музыкального произведения.
Слайд-альбомы – это тематическое собрание фотографий, картин, репродукций, изображений, представленных в цифровом виде и готовых к демонстрации, или включению в многосоставные мультимедийные объекты.
Учебное видео для занятий в детском саду и школе чаще всего выполняется самим преподавателем по необходимой тематике из авторского материала, либо выполняется «нарезка» из готовых, профессионально подготовленных роликов, по какой-то причине (большой объем, возростосообразность) не пригодных для непосредственной демонстрации детям.
Обучающие телепрограммы, записанные на цифровые носители, также могут стать как самостоятельным учебным пособием, так и войти в состав более сложного мультимедийного продукта.
В последние годы все большую популярность набирает создание медиатек – информационных центров образовательного учреждения для свободного доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам на различных носителях. Медиатека способствует повышению квалификации учителей, накоплению и систематизации методических материалов, улучшению взаимодействия администрации детей и родителей. Материально-техническая база медиатеки:
библиотека – традиционная библиотека методических пособий, научной и художественной литературы, оборудованная компьютером с компьютерным каталогом, а также копировальной техникой;
видеотека – формирует фонд учебных видеозаписей и организует места для индивидуальной и групповой работы с видеоинформацией, оборудована видеомагнитофоном, видеокамерой, телевизором, мультимедийным проектором;
фонотека – формирует фонд магнитных записей, СД-дисков, аппаратуры для прослушивания записей, места индивидуальной и групповой работы с наушниками;
диатека – диафильмы, диапозитивы (слайды), оборудована местами для индивидуального и группового просмотра;
фонд информационных ресурсов – в этой рабочей зоне расположен центральный сервер медиатеки, для постоянного пополнения фонда информационных ресурсов;
компьютерная рабочая зона – для самостоятельной работы воспитателей, преподавателей и родителей.
Все рабочие места и сервер медиатеки объединены в локальную сеть, подключённую к сети Интернет [10].
Реализация любого проекта, связанного с гуманитарной областью, выполняемого на основе разнообразных источников, требует от специалистов творческих подходов в подготовке и подаче сложного и объемного историко-культурного материала в нестандартной форме мультимедиа продукта, включающего разнообразную информацию. Основной идеей подобных проектов является представление пользователю обширного, подготовленного материала, позволяющего всесторонне изучать выбранный предмет, и возможности выполнять на достаточно высоком научном уровне общеобразовательную, познавательную и популяризаторскую функции.
Образовательный мультимедиа продукт – это результат совместного творчества специалистов двух направлений: той предметной области, которой посвящено издание, и собственно компьютерных технологий. Технологическая цепочка создания мультимедиа продукта включает в себя несколько этапов:
Формулирование основной темы и идеи издания.
Разработка концепции (укрупненного содержания и основных технических приемов, использование которых предполагается в издании).
Написание покадрового сценария и определение навигационной схемы.
Сбор и подготовка части материала, необходимой для создания макета издания (решение вопросов авторских прав, написание образцов текстовой информации, оцифровка и цветокорректура образцов изображений, видео и аудио, отрисовка экранных форм и т.д.).
Создание макета диска, включающего в себя все типовые экранные формы, заполненные типовой информацией и демонстрирующего логику навигации и технические возможности, предусмотренные в издании.
Сбор и подготовка всего объема информации.
Создание полного варианта диска (b-версия).
Тестирование продукта.
Создание матрицы продукта («золотой диск»), готовой к тиражу.
Тиражирование [2].
Разработанные для дошкольников и младших школьников медиаресурсы должны соответствовать следующим требованиям:
носить воспитывающий и развивающий характер;
быть направлены на расширение и углубление представлений, обогащение познавательного и творческого опыта, развитие процессов, умений, навыков; подразумевать усложнение и вариативность игровой, познавательной и творческой задачи;
гармонично сочетать информационный, деятельностный и оценочный компоненты; представлять информацию в доступной форме посредством анимации, аудиоописания, образно-символических обозначений; содержать высокохудожественные произведения, доступные восприятию дошкольников (хорошего качества воспроизведения электронные репродукции, аудиозаписи, видео материалы, фотоматериалы, анимацию, текстовую информацию, знаки-символы);
подразумевать гармоничное и целесообразное использование медиа эффектов (изображения должны быть достаточно крупные, гармоничные по цветовому и композиционному решению); использование ненавязчивой и соответствующей характеру осваиваемого фоновой музыки, выразительного озвучивания персонажей;
опираться на имеющийся опыт детей, содержать близкие опыту детей задания, сюжеты.



Список использованной литературы:
1. Полат, Е. С. Новые педагогические технологии. – Российская Академия образования [Текст]/ Е. С. Полат: – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Немирич, А. А. Обучение детей дошкольного возраста медиа-грамотности в контексте непрерывного медиаобразования [Текст]/ А. А. Немирич: – Режим доступа: //[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
3. Пейперт, С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи [Текст] / С. Пейперт. – М., 1989.
4. Мультимедийные технологии в организации учебного процесса [Текст]: – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Новые информационные технологии в дошкольном образовании /Под ред. Ю.М. Горвица. М.: Линка Пресс, 1998.
6. Вербенец, А. М. Маршрутные листы и детские путеводители как средство развития интереса к посещению музея у старших дошкольников [Текст] / А. М. Вербенец // Детский сад: Теория и практика. – 2011. – № 3. – С. 69-83.
7. Использование мультимедийных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин [Текст]: – Режим доступа: ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
8. Мальцева, М. В. Использование мультимедийных презентаций в художественно-эстетическом развитии дошкольников [Текст] / М. В. Мальцева // Детский сад: Теория и практика. – 2011. – № 3. – С. 84-93.
9. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе [Текст]: – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А. В. Петровского. – М. : Просвещение, 1979. – 288 с.
Петров, А. В. Классификация средств наглядности в современной системе обучения [Текст] / А. В. Петров, Н. Б. Попова // Мир науки, культуры, образования. – 2007. – № 2. – 78-103с.
Сапунов, Б. Образование и медиа-культура [Текст] / Б. Сапцнов // Высшее образование в России. – 2004. – № 8. – С. 27–34.
Смирнов, И. А. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе [Текст]/ И. А. Смирнов: – Режим доступа: // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Подготовила Канцырева А.К.
Заголовок 315