Литературное чтение во 2 классе. Тема. А. Л. Барто «Дело было в январе»


Литературное чтение.
Тема. А. Л. Барто «Дело было в январе»
Урок общеметодологической направленности
Цели урока: ознакомить детей с произведением А.Л. Барто; отрабатывать навыки выразительного чтения;
развивать память, внимание и умение работать в группах.
Планируемые результаты
Предметные. Научатся рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения, наблюдать за жизнью слов в тексте, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
УУД. Р: умение обнаруживать ошибки и отклонения и вносить соответствующие исправления
П:соотносить иллюстрацию и текст.
К: формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные результаты. Формирование основ успешности на основе критерия успешности учебной деятельности
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности
П. Проверка домашнего задания
Пересказ сказки «Новогодняя быль» от лица Елочки.
III.Определение цели урока
-Сегодня на уроке мы с вами прочитаем еще одно новогоднее стихотворение, а написала его А.Л. Барто.
Материал для учителя
Агния Львовна родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетномучилище. Но увлеклась поэзией и решила сменить профессию. Цикл стихотворений «Игрушки»
появился в 1936 году. Многие из вас видели старый черно-белый фильм «Подкидыш». Сценарий к этому
фильму Барто написала вместе с известной актрисой Риной Зеленой. В годы Великой Отечественной
войны Агния Барто ездила на фронт - выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, вгороде Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Конец войны связан с горем в семье Агнии
Львовны - в мае 1945 года погиб ее сын. Но она не перестала писать стихи для детей и о детях. Она
очень много сделала для чужих детей. Агния Барто стала вести на радио передачу «Найти человека», где
потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Шла она в течение 9 лет и
соединила за это время 927 семей! Агния Барто очень верила в «человечность» детей, в их доброту,
душевную чуткость.
IV.Изучение нового материала
Первичное чтение.
Беседа после чтения.
Понравилось ли вам стихотворение?
Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
Были ли вы рады за зайчат?
Как зайчатам удалось перехитрить волка? (Они спрятались на елке, как игрушки, и волк их не заметил.)
Знаете ли вы, откуда пошла традиция наряжать елку под Новый год?
Материал для учителя
Традиция наряжать елку на Рождество и Новый год уходит в языческое время и связана с культом зелени. В Греции и Риме дома с наступлением нового года украшали зелеными ветками, считалось, что они принесут здоровье и счастье в будущем году. В Европе, в период полного угасания природы, уделялось большое внимание символам ее нового возрождения. Люди старались перенять часть жизненной энергии. Сначала это были ветви слив, яблонь и вишен, которые заранее ставили в воду, но они не всегда распускались, поэтому предпочтение было отдано вечнозеленым растениям.
Обычай украшать деревья существовал у наших предков еще до наступления новой эры. В те времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют добрые и злые духи, а для того чтобы договориться с ними приносили дары, развешивая их на ветвях.
Елку впервые стали украшать в XVI веке в Эльзасе (тогда он принадлежал Германии, а сейчас это часть Франции). В протестантских странах существует легенда о том, как Мартин Лютер, возвращаясь домой в ночь накануне Рождества (1513 г.), он был настолько поражен красотой звездного неба, что ему показалось, будто звездами украшены и ветви дерева. Придя домой, он развесил на елке звезды и свечи.
Со временем появились новые игрушки: шар в виде солнца, который прикрепляли на верхушку елки. Некоторый период было строго определено количество свечей: 12 - количество месяцев в году. В СКАНДИНАВИИ делали украшения из соломы в виде снежинок, звезд, фигурок. Использование соломы должно было способствовать урожаю. В XVIII веке праздничная елка распространилась из Эльзаса по всей Европе и к XX веку завоевала весь мир.
В АНГЛИИ в 1841 году королевой Викторией был издан декрет, разрешавший празднование нового года с разукрашенной елкой. А первая елка была установлена на площади перед королевским дворцом.
Во ФРАНЦИИ елка появилась при дворе короля Луи-Филиппа, который установил ее по просьбе невестки, по происхождению немки лютеранского вероисповедания.
Существует предание, что в США более двухсот лет назад Джордж Вашингтон встречал новый год с елкой привезенной с игрушками в Новый свет из Германии. А в 1850 году в США появились елки для продажи.
В РОССИИ же первое новогоднее торжество состоялось в Москве в честь нового 1700 года. Но в 1918 году елка была запрещена на 17 лет из-за принадлежности к рождеству.
В ТРОПИЧЕСКИХ СТРАНАХ елки делали из фанеры и украшали рисовой соломкой.
В АВСТРАЛИИ и НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ январь это летний месяц, здесь в качестве елки используют местное дерево - метросидерос, усыпанное алыми цветами. На КУБЕ ель заменяют пальмами или пиниями. А в НИКАРАГУА - ветвями кофейного дерева с красными плодами.
VII.Закрепление нового материала
Выразительное чтение стихотворения.
VIII.Итог урока. Рефлексия.
О каком празднике мы сегодня говорили?
Вспомните, откуда пошла традиция наряжать елку.
Домашнее задание
Самостоятельно прочитать стихотворение С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз».
Нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.