Программа — Правовое воспитание школьников


Правовое воспитание школьников.
  «Достоинство государства зависит, в конечном счёте, от  
      достоинства образующих его личностей»
 Дж. Милль, английский философ и экономист 19 века  
Паспорт  программы правового воспитания
Наименование Программы Программа правового воспитания
«Подросток и закон»
Основание для разработки Конвенция о правах ребенка.
ФЗ « Об образовании».
 ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» от 24.06.1999г
Республиканская целевая программа профилактики правонарушений 2009-2012г 
Закон ЧР «О профилактике правонарушений в ЧР» от 11.112003г и т.д.
Разработчики программы   Педагог школы – интерната №87
Цель - формирование правового сознания, правой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков.
Задачи  - формирование правовой грамотности подрастающего   поколения,
- воспитание правосознания подростков,
- формирование правовой компетентности гражданина,
- социализация личности школьника.
Целевые группы - администрация школы
- учащиеся младшей, средней и старшей  школы, 
- - педагоги школы, классные руководители, психолог, вожатая
- родители.
Основные направления реализации программы
- совершенствование процесса правового воспитания;  
- развитие научно-теоретических и методических основ 
   правового воспитания;    
- координация деятельности общественных организаций 
   (объединений);   
- информационное обеспечение деятельности.
Механизм реализации Администрация школы 
- осуществляет координацию деятельности всех структур школы по реализации Программы, 
- обеспечивает координацию деятельности всех участников образовательного процесса, 
- способствует реализации намеченных задач,
Сроки реализации Программы  5 лет (с 2013г по 2018г)
Ожидаемые результаты       реализации   - снижение количества правонарушений, совершенных учениками школы;
- воспитание сознательных, активных граждан,  хороших организаторов, способные к сознательному систематическому участию в общественной жизни класса и школы;
- формирование правового сознания.
                                                                             
             Современная школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям и инициативности. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является предупреждение совершения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, правовое информирование и правовая культура школьников.
Наша школа не является элитным учебным заведением, контингент учащихся различный  по материальному, социальному положению семей, образовательному уровню родителей, но в целом большинство учащихся из благополучных семей. В настоящее время  состоит на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних-1 уч-ся, ОпДН – 2 уч-ся, на внутришкольном учете –  6  уч-ся.
 Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Наш педагогический коллектив давно и планомерно решает эту задачу, давая учащимся возможность личностного развития, познания собственных способностей и самоопределения.
С 2008 года школа ведет системную работу по правовому воспитанию и по профилактике правонарушений. Школа находится на окраине города, рядом Центр образования  №1 (вечерняя школа)  и учащиеся могут  оказаться объектом правонарушений. Наша цель - дать учащимся знания, как вести себя  в подобных ситуациях.
Цели нашей работы:
-  изучение уровня знаний  учащихся о правовой культуре и информированности и оценить их электоральную активность;
- формирование правового сознания, правой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков.
          В соответствии с целями мы поставили следующие задачи:
формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность;
целенаправленное педагогическое воздействие на поведение учащихся в соответствии с нормами правовой культуры;
формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям;
 определение уровня правовой и политической культуры учащихся и их отношение  к тем или иным явлениям и фактам, связанным с правовыми  проблемами;
проведение анализа полученных данных и анализ своей деятельности.
Предмет исследования: процесс формирования  правовой и политической культуры учащихся.
Объект исследования: уровень правовой и политической культуры учащихся.
Методы исследования: сбор, анализ и систематизация информации, опрос, анкетирование, интервью.
В своей работе мы использовали следующие источники:
1. Конституция Российской Федерации – основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан и др.
2. Закона РФ «Об образовании»;
3. ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 02.06.1999г.;
4. Конвенция ООН «О правах ребенка»;
5. Семейный кодекс РФ: ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над детьми);
6.Уголовный кодекс РФ: ст.110,117 (истязание, доведение до самоубийства), ст.228-233 (преступления против здоровья населения и общественной нравственности, о наркотиках);
7.Избирательный Кодекс России - регулирует процесс выборов на территории нашей области;
8. Материалы из сети Интернет;
9. Учебные пособия по праву.
Основные направления системы правового воспитания в школе
осуществление правового образования учащихся;
работа Совета  профилактики правонарушений;
профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения;
пропаганда здорового образа жизни;
индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете;
правовое образование родительской общественности;
взаимодействие с органами системы профилактики;
школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.
Работа Совета  профилактике правонарушений и социального педагога
по правовому воспитанию.
В школе действует Совете  профилактике правонарушений, заседания которого проводятся совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних один раз в месяц. На Совете  профилактике приглашаются учащиеся вместе с родителями и классными руководителями.
 Социальным педагогом проводится диагностика психолого-медико-педагогических особенностей обучающихся, с помощью классных руководителей, составляется социальный портрет каждого класса.  
         К социальному педагогу обращаются ученики, учителя при возникновении между ними конфликтных ситуаций. Социальный педагог не наказывает и не выносит «приговор» ученикам, а пытается нормализовать возникшую ситуацию. Если ситуация требует, то социальный педагог связывается с родителями ученика, инспекцией по делам несовершеннолетних другими различными социальными службами и проводит соответствующую работу.
Социальный педагог изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку, выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
Социальный педагог проводит индивидуально-воспитательную работу, беседы, работает совместно с  психологом, классными руководителями по правовому воспитанию.                            
Социальный педагог исследует  занятость детей «групп риска», направляет  в различные кружки и секции.
Социальный педагог  проводит активную работу в Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков, регулярно участвует в заседаниях  КПДН, готовит ходатайства в инспекцию о принятии мер к родителям уклоняющихся от воспитания.
В школе регулярно проводятся беседы по предупреждению правонарушений, правилам поведения в общественных местах и правилам дорожного движения.
Ежегодно в школе проводятся мониторинги: «Нужны ли учащимся правовые знания?», «Вредные привычки» и т.д.
Социальный педагог выявляет интересы и потребности учащихся, трудности и проблемы, отклонения в поведении; определяет уровень социальной защищённости и адаптации к социальной среде; устанавливает связи и партнёрские отношения между семьёй и школой.
Научно-методическое обоснование преподавания права в средней и старшей школе
В сложившейся ситуации традиционные подходы к правовому обучению и предупреждению правонарушений несовершеннолетних оказались малоэффективными. Жизнь требует новых подходов и решений. Юридическая подготовка необходима не только будущим профессионалам, но и любому человеку, так как каждый гражданин страны встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания элементарных юридических норм.
Наши учителя широко используют нетрадиционные формы уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, уроков – практикумы, дискуссии, «круглые столы», «юридические консультации». Обучение должно базироваться на деятельностном подходе, что сегодня особенно актуально.
Основы правовых знаний изучаются и на других предметах. В начальной школе основы правовых знаний учащиеся приобретают на уроках «Окружающего мира» и классных часах, на уроках ОБЖ учащиеся много говорят о проблеме профилактики наркомании, участвуют в конкурсе “Осторожно, наркотики!”, пишут рефераты по этой проблеме, на уроках информатики учащиеся готовят презентации по пропаганде ЗОЖ, работают над созданием социальных плакатов.
 Изучение права на уроках обществознаний  в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта.  
              Школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.
 Совет школы (Республика «Альтаир») существует в школе  как орган школьного самоуправления уже 12 лет. Его структура и система вовлечения учащихся в работу по решению общешкольных проблем и задач достаточно хорошо отработаны и коррелируются с системой правового воспитания в школе и воспитательной работы в целом.
Каждый штаб привлекает к проведению конкретных акций и мероприятий множество учащихся, таким образом давая им осознать, что жизнь школы – государства в миниатюре – зависит от каждого из них. Это неоценимый опыт для воспитания гражданского самосознания учеников.
Немаловажна также роль  Совета школы  в профилактике правонарушений и зависимостей: создается образ положительного лидера, занятого полезным делом и именно за это уважаемого сверстниками, помогает учащимся осознать, что девиантное поведение – не единственный и не лучший способ завоевания популярности.  Более того, именно учащиеся с задатками неформальных лидеров порой осознают, что общественная  работа на благо школы и района – хороший путь самореализации.
Также важную роль в профилактике правонарушений играет работа Службы правопорядка. Его деятельность по поддержанию общей и учебной дисциплины в школе, по соблюдению чистоты оценивается самими учащимися как очень важная и нужная. Старшеклассники, работающие в этом Совете, стараются воспитывать сознательность и ответственность у младших учащихся, в том числе и своим примером, и беседами, проведением рейдов-проверок и субботников.
В школе налажен тесный контакт с инспектором по делам несовершеннолетних, работниками муниципальной милиции. Раз в неделю инспектор проводит консультации и беседы с учащимися по правовой тематике, регулярно принимает участие в работе Совета по профилактике правонарушений.
Большую роль играет Школьный Совет в проведении ролевых игр «Выборы в  республику «Альтаир»» Эта работа развивает знания учащихся по избирательному праву, способствует социальной активности подростков, социализации подрастающего поколения.
 Правовое образование родительской общественности 
Правое образование  родительской общественностью носит систематический и планомерный характер.  На родительских собраниях проходит работа по повышению уровня правовых знаний родителей, ориентация на защиту прав своего ребенка, оказывается помощь в воспитании детей.
Социальный педагог ведет постоянную и планомерную работу с многодетными, социально незащищенными, проблемными и деформированными семьями. Вместе с родительским активом школы разрабатываются методики диагностирования и помощи учащимся из таких семей, способы деликатного улучшения сложных ситуаций.
Школа тесно сотрудничает с   отделением полиции, работники которого регулярно проводят лекции по профилактике правонарушений, тесно общаются с учащимися и группы риска и стоящими на внутришкольном учете и их родителями.  Работа по предупреждению правонарушений и профилактике асоциального поведения ведется постоянно в тесном контакте с администрацией школы и классными руководителями. Школьный психолог и социальный педагог ведут работу по разрешению конфликтных ситуаций в семье. В ходе реализации данной программы используются современные технологии:
технология уровневой дифференциации; 
технология исследовательской и проектной деятельности учащихся;
игровые технологии; 
информационные компьютерные технологии, правовые системы «Гарант»  и  «Консультант плюс»;
личностно-ориентированная технология в воспитательном процессе
Внешние связи школы по правовому образованию:
студенты филиала РГСУ и инспектор проводит юридические консультации, занятия  и беседы с учащимися по правовой тематике;
посещают с лекциями  работники ИДН и ГАИ, специалисты из Наркологического центра, Психологического центра «Семья» и т.д.
проводятся заседания КПДН в администрации;
члены юридического клуба участвуют в школьных, городских, республиканских олимпиадах и конференциях;
 проводятся ролевых игры и олимпиады в филиале РГСУ и т.д.
организуются посещения музея  УФСИН, инспекции по делам несовершеннолетних, Центра Занятости населения, юридические консультационные пункты;
проводятся встречи с интересными людьми. 
 Почему возникла идея возникновения юридического клуба в школе?  В школе была необходима новая форма работы с подростками -  социальные проекты, направленные на включение учащихся в социально-ориентированное творчество, на развитие гражданской ответственности, формирование правовой культуры, морально-нравственных  основ личности. Возникла необходимость разработки новых оригинальных активных форм и методов гражданско-правового образования учащихся. Это связано со слабой информированностью подростков в правовой сфере.
Название клуба «Союз правосудия» – Союз единомышленников - правоведов, которые изучают законы, защищают свои права, творят правосудие.
На подготовительном  этапе межу школой и филиалом РГСУ
заключено соглашение о сотрудничестве между филиалом РГСУ и  МБОУ  «СОШ №53»,
издан приказ директора школы   об открытии юридического клуба (от 27.11.2008 №235),
разработана программа юридического клуба на каждый учебный год,
составлен календарно-тематический план работы.
              На данном  этапе определяются основные направления, формы и методы деятельности, объем предстоящей работы, сроки ее выполнения и ответственные.  
              В ходе составления плана распределяются обязанности между участниками клуба, учитывая принцип добровольности, а также их индивидуальные особенности, опыт, знания, способности и уровень подготовленности.
Достижения и  результаты деятельности клуба:
- снижение количества правонарушений;
- формирование правового сознания;
- сокращение обучающихся   на учете ВШУ, КПДН, ИДН;
- воспитание сознательных, активных граждан,  хороших организаторов, способные к сознательному систематическому участию в общественной жизни класса и школы;
- победы учащихся на республиканских и городских олимпиадах, конференциях и  конкурсах по праву;
- поступление выпускников школы в профильные юридические ВУЗы.
Участие юридического клуба в номинации «Школа - профессиональная карьера»
2 место в городской научно - практической конференции «Открытия юных» в 2008 г.
1 место в правовой игре в филиале РГСУ «Конституция РФ» 2009 г.
2 место в Нижегородском областном конкурсе исследовательских и инновационных проектов талантливой молодежи РОСТ в 2010 г.
2 место в  Республиканской межпредметной   олимпиаде по праву в филиале РГСУ в 2012г
Нами используются такие формы работы в школе как:
  формы психологического просвещения (исследование, тренинг-упражнение, тестирование)
изучение нормативно правовых актов, кодексов, федеральных законов Российской Федерации (об административных правонарушениях, уголовный, трудовой, семейный);
использование в работе  ролевых игр,  проведение лекций  членами юридического клуба, дискуссии,  «мозговой штурм»   и др. 
игровые формы (сюжетно-ролевые игры «Суд над вредными привычками»,  разбор проблемных ситуаций,    просмотр и обсуждение правовых фильмов)
вовлечение молодежи в добровольчество (создание органов самоуправления, выборы  президента в республике «Альтаир», создание «Министерства правопорядка» «Министерства труда и занятости» и т.д.)
работа на массовых мероприятиях по пропаганде правового воспитания  (правовых игр по станциям,  школьных конкурсов, правовых турниров «Закон и прядок» и т.д.)
 творческие формы работы (представление проектов, правовые информационные листы,  выпуск  газеты,  проведение правовых конкурсов,  игр по станциям, конкурсы рисунков и плакатов «Права человека»)
  дискуссионные  формы (диспут, дискуссия, конференция, круглый стол, вечер вопросов и ответов, встреча с приглашёнными людьми)
В своей работе мы применяем различные принципы работы в правовом воспитании:
 Технология педагогики ненасилия, доброжелательности;
Принцип «своевременного» воспитания;
 Принцип групповой работы;
Отказ от авторитарного стиля в педагогическом взаимодействии с учеником;
Отказ от запугивания (создание в образовательном учреждении атмосферы, способствующей свободной дискуссии);
 Не перегружать информацией и специальными терминами.
 «Пластичность и системность» при проведении занятия.
 Проведение работы с учетом возраста и социального статуса подростков.
Предоставление объективной информации в доступной форме.
Использование принципа «равный – равному».
           Правовое невежество ведет к правовому беспределу. Вот почему правовое просвещение  стало приоритетным направлением работы  в нашей школе, оно проводится по нескольким направлениям:
обеспечение доступа к актуальным информационно-правовым системам; 
сканирование и копирование фрагментов правовых документов;
пользование книгами, периодическими изданиями, компакт-дисками в режиме читального зала;
организация и проведение мероприятий по правовой тематике;
оказание бесплатных консультационных услуг студентами-волонтерами 5 курса юридического факультета РГСУ.
Массовое  правовое информирование в школе осуществляется с помощью:
· стенда «Закон и порядок», на котором еженедельно вывешиваются информационные сообщения о новых нормативных актах;
· книжных выставок (например: «Знаешь ли ты свои права», «Знай закон смолоду» др.);· буклетов, закладок,  информационных листовок «Твои права избиратель», «Знатоки законов», «Права, обязанности и ответственность детей»  и др.;
· круглые столы, викторины, правовые игры,  презентации и т.д.
Школа, в центре внимания которой – ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и родителями. В условиях конкуренции на рынке образования, родители и дети будут отдавать предпочтение тем школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Это означает, что каждая конкретная школа сможет сохранить свои позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей. Права человека и самоуправление – необходимые слагаемые успеха школы на этом пути.
Планируя мероприятия в рамках декады правовых знаний, мы обращаем внимание на практическую направленность проводимых мероприятий.
Наибольший интерес в этом году вызвали такие формы работы:
1. Беседы в   классах с показом презентаций: “Конвенция ООН о правах ребенка», « Виды соучастия в преступлении”, «Гражданином быть обязан», «Допрос несовершеннолетних», «Как сказать «нет» негативному влиянию», «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» подготовленные учащимися 9-11х классов
2. Конкурс рисунков учащихся 1 – 6-х классов “   Права ребенка”
3.  Викторина “Права ребенка-права человека”
4. Составление “Альманаха родительских наставлений и учительских нотаций” - 5-6 классы
5. Акция “Ребенок – тоже человек!”. Мнения учащихся по различным правовым ситуациям.
6. Социологическое исследование “Измерение температуры” соблюдение прав человека в школе”
7. Проект: “Создаем иллюстрированную книгу “Мы и наши права” - 8 класс
8. “Родители! Наше будущее – в ваших руках!” изготовление листовок, призывающих взрослых принять участие в выборах. Распространение лучших листовок среди взрослых.
9. Юридическая консультация “Спросите у знатоков”. Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних и социальным педагогом.
10. Конкурс агитбригад “ Мы за ЗОЖ и правовую культуру”  
11. Турнир правоведов.
Основными формами привлечения молодежи к участию правовой активности являются:
.Семья. Необходимо проводить мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей.
Школы и высшие учебные заведения. Необходимо создавать школьные кружки. Исследования показали, что чем выше степень участия школьников во внеурочное время, тем выше их уровень правовой и политической грамотности и активности.  
Волонтерские движения - добровольные, бескорыстные участия молодежи в различного рода общественных проектах.
СМИ. Значительная часть информации  молодое поколение получает через   СМИ,   поэтому   необходимо   просматривать   и   обсуждать проблемы    государственного    устройства,    систему    выборов,     права    и обязанности граждан и т.д.
Партии и общественные движения. Наибольшее внимание уделяют проблемам молодежи, создание молодежных организаций, что является весомым фактором вовлечения молодежи в электоральный процесс.
Используемые дидактические материалы:
Разработки бесед с учащимися : « Права человека и гражданина» « Права ребенка», «О причинах правонарушений» и т.д.;
Разработки бесед с родителями: « Как воспитать ребенка без физического наказания», «О причинах правонарушений», « Что делать, если Ваш ребенок попал в милицию» и т.д.;
Разработки интеллектуально- правовых и деловых игр; 
Видеофильмы, музыкальные видеоклипы и т.д.;
Раздаточный материал « Дееспособность несовершеннолетних»,  «Правоспособность»;
Комплект правовых задач;
Разработки тестов по темам  «Конституция РФ», « Трудовое право», «Уголовное право»;
Разработки презентаций по праву: « Права ребенка»,  «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних», «Гражданином быть обязан», «Как не стать жертвой правонарушений», «Виды соучастия преступления» и т.д.;
Материалы к проектной деятельности: «Трудоустройство молодежи в России», «Права потребителей», «Социально-психологические аспекты допроса несовершеннолетних», «Карманные деньги - за и против».
                 В целях самообразования мы составили юридический словарь необходимых терминов и понятий. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)          
        Мы попытались выяснить отношение к правовой культуре у  молодёжи в нашей школе  и провели социологический опрос-анкетирование в 5-11 кл. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
В ПРИЛОЖЕНИЕ №3 даны знания, умения и навыки правового самосознания, которые необходимо сформировать к концу учебного года у школьников.
   
 В  ПРИЛОЖЕНИЕ №4 определена примерная тематика лекций для родителей.
 
В заключение можно выявить, что для повышения правовой и политической культуры необходимо использовать все имеющиеся средства:
повышение общей правовой культуры молодёжи через СМИ, художественную литературу, кинематограф, и.т.д.
введение обязательных факультативных или элективных курсов по праву, наличие в школе юридических кружков;
массовое просвещение, личный пример взрослых, т.е. семьи.
Государство должно заниматься политическим воспитанием своего молодого населения. Как говорится, молодежь-это будущее страны.  Сейчас правительство должно позаботиться, чтобы будущее страны было прекрасным… Наш девиз:
- Мы верим в справедливость на планете!
- Мы хотим жить в правовом государстве!
- Мы хотим процветания России!
- Мы – это светлое будущее России, и нам его строить!
 
(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
 
 Юридический словарь
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.  
АДВОКАТ  — лицо, получившее в установленном федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.
 ПРОКУРОР — должностное лицо в системе прокуратуры России, осуществляющее прокурорский надзор, предварительное следствие по некоторым категориям уголовных дел, поддержание государственного обвинения в уголовном судопроизводстве.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — вид юридической ответственности, применение к лицу, виновному в совершении преступления и способному нести уголовную ответственность, меры государственного принуждения в форме наказания.  
 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - это особый вид юридической ответственности, которой присущи следующие признаки: она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм; конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов; связана с государственным принуждением;
это ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения;
применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях — и к организациям за нарушение законности и государственной дисциплины.
 КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio — устройство) — писанный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина; определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти.  
  СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ традиционно принято рассматривать в двух значениях:
действия суда для завершения судебного разбирательства и подведения итогов
   
(ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
Анкета на правовую грамотность.
Вопросы анкеты были предложены учащимся 5 - 11 классов, респондентами были ребята из школы. Из них 5 - 8 классы - 11%, 9 - 11 классы - 89%.
Знаете ли вы законы, защищающие ваши права и свободы?
Большинство опрашиваемых (60%) ответили что знают свои права, настораживает второе число - 40%, примерно, каждый третий не знает своих прав, а следовательно не защищен в полной мере.
Из законов самую высокую популярность имеют: Декларация о правах человека. На второй позиции - Декларация о правах ребенка, не обошли вниманием и основной закон государства - Конституцию РФ (третье рейтинговое место).
Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах?
Большинство ребят ответили, что получают необходимую информацию в школе, на уроках правоведения и учителей - 36% ( только по этим данным можно сказать, что учитель совсем не враг учащихся, а их защитник!).
Информацию из газет, журналов, радио и телевидения получают 26%.
Есть респонденты, которые читают, наверное с увлечением, тексты законов - откуда и имеют всю информацию. От родителей учащиеся не получают необходимых сведений, наверное это объясняется низкой правовой культурой и самих родителей. Хуже, когда ребята не знаю, где взять информацию и живут в незнании, таких 12%!
Знаете ли вы свои права и свободы?
Имеют представление о своих правах 73% опрашиваемых. 27% и не "подозревают", что имеют права и свободы, считая, что еще не совсем выросли и все за них решают взрослые. В анкетах ребята более часто называли следующие свои права и свободы: свобода слова, право на образование, право на жизнь, право на труд, свобода совести. Многие считают, что обладают политическими правами, право избирать и быть избранным, но это возможно только с 18 лет. В результате анкеты отмечены и такие "права": создание семьи, защита детей, право достойно умереть, оставив след в истории человечества.
Знаете ли вы свои обязанности? Перечислите некоторые.
Считают, что имеют обязанности 70% опрошенных респондентов. Среди несовершеннолетних высока ответственность перед государством, так как были отмечены обязанность платить налоги и служба Отечеству. Ребята говорят о необходимости соблюдать законы. Большинство же говорят об обязанности учиться в школе, слушаться родителей и учителей, защищать природу, делать уроки, не курить в школе, тихо сидеть на уроках, не хулиганить!
В чем проявляется уважение прав и свобод окружающих вас людей?
52% по всей видимости, не проявляют уважения прав и свобод, либо никогда об этом не задумывались - что скорей всего близко к действительности.
Из тех, кто ответил положительно, чаще всего отмечают, что все люди свободны и равны. Каждый должен уважать свободу другого. Этого можно достичь через понимание проблем ближнего, не вмешиваясь в чужую жизнь, не нарушать правовые и общественные нормы, воспитание хороших манер.
Как вы понимаете определение "правовая культура человека"?
С помощью опрашиваемых представляем вам оригинальное определение, хотя сказать что-то вразумительное смогли всего 43% опрашиваемых.
Правовая культура человека - это поведение человека на основе знания законов и прав других. Человек, пользуясь данными ему правами не должен нарушать ничего. Это уровень воспитанности человека, когда он думает, о чем говорит и что делает. Наличие правовой культуры вызывает желание быть законопослушным, ходить на выборы  и платить налоги.
Что вы предпримите, если при вас нарушаются права ваших сверстников?
Чувство солидарности отсутствует у каждого второго, ничего не предпримут
50% респондентов, пройдут мимо, не заметят, будут молчать.
Остальные же поступят следующим образом:
23% позовут на помощь правоохранительные органы;
19% вступятся, объяснят, что так делать нельзя, познакомят обидчиков с правами.
Несколько ребят пожертвуют своим учебником права и подарят обидчикам.
Каковы у вас недостатки в правовой культуре?
58% считают, что не имеют недостатков в силу отсутствия таковой.
Также отмечали незнание законов, своих прав.  
Считаете ли вы себя свободным человеком, и в чем это проявляется?
21% не считают себя свободными, или не совсем. Остальные вполне свободны.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
        Знания, умения и навыки правового самосознания, которые необходимо сформировать к концу учебного года у школьников.
№ Тема Класс
1 Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни» 1
2 Главные ценности нашей жизни 1
3 Беседа «Правила личной безопасности» 1
4 Беседа «Человек в мире правил» 1
5 Правила поведения в транспорте, в общественных местах 1
      Знать:    -  правила поведения в школе;
                     -  названия государств и государственную символику;
                     -   законы класса;
                     -   правила личной безопасности;
      Уметь:   -   соблюдать правила поведения в школе;
                    -   выполнять законы класса;
                    -   соблюдать безопасность на улице № Тема Класс
1 Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» 2
2 Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице» 2
3 Места игр и катания на велосипедах, роликах, лыжах, коньках, санках. 2
4 Беседа «Я – гражданин России» 2
5 Беседа «Твои права и обязанности» 2
         Знать:  -   какого человека называют гражданином?
                   -   качества человека, необходимые достойному гражданину;
                   -   основные обязанности и права ученика;
                   -   правила поведения в общественных местах, дома, в школе
      Уметь:   -   различать хорошие и плохие поступки в школе, дома в общественных местах  
 
№ Тема Класс
1 Беседа «За что ставят на внутришкольный учет, в инспекцию по делам несовершеннолетних и  в комиссию по делам несовершеннолетних?» 3
2 Беседа «Правила поведения в школе»                                 3
3 Основные правила поведения учащихся на улице и дороге 3
4 Обязанности пассажиров 3
5 Беседа «Что такое закон? Главный закон страны» 3
6 Беседа «Шалости на  дороге» 3
  Знать:     -   что такое закон?
                -   как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина?
                -   какие поступки нарушают устав школы?
                -   какие правила поведения надо соблюдать на  дороге?
Уметь:      -   дисциплинировано вести себя на  дороге;
                  -   соотносить моральные нормы с повседневным поведением  
№ Тема Класс
1 Беседа «За что ставят на учет в милиции» 4
2 Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей» 4
3 Соблюдение правил дорожного движения велосипедистом 4
4 Поведение школьников в близи железнодорожных путей 4
5 Беседа «Равенство прав людей от рождения» 4
6 Деловая игра «Главные вопросы» 4
Знать:    -   элементарные права людей
                -   какие правонарушения и преступления может совершить школьник?
                -   первоначальные представления о юридической ответственности.
Уметь:    -   уважать людей;
                 -   бережно относится к своему и чужому имуществу № Тема Класс
1 Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся» 5
2 Основные правила безопасности поведения при пользовании общественным транспортом 5
3 Ответственность за повреждение имущества на транспортных средствах. Вандализм 5
4 Беседа «Гражданин и обыватель» 5
5 Устный журнал «Конвенция о правах ребенка» 5
Знать:   -   права и обязанности учащихся школы
              -   название основного документа о правах ребенка, основные его статьи;
              -   меры наказания за нарушение поведения  в общественных местах, Правил дорожного движения
Уметь:   -   дисциплинированно вести себя на дороге
              -   защищать свои права;
              -   выполнять обязанности школьника № Тема Класс
1 Ответственность за нарушение ПДД 6
2 Соблюдение правил дорожного движения велосипедистом 6
3 Беседа «Права детей – забота государства» 6
4 Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка» 6
5 Беседа «Преступления и правонарушения» 6
6 Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации» 6
Знать      -   сущность преступления и правонарушения;
               -   отличие правовых норм от норм морали;
               -   как государство может защитить права ребенка?
               -   какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации?
Уметь:   -   различать административный проступок и преступление;
              -   правильно анализировать и оценивать поступки людей;
              -   предупреждать создание травмоопасной ситуации  
№ Тема Класс
1 Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» 7
2 Ответственность за нарушение ПДД пешеходом 7
3 Ответственность за повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных переездов. 7
4 Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония» 7
5 Беседа «Об ответственности подростков за преступления, совершенные в школе. Вымогательство, угрозы, побои» 7
6 Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству» 7
Знать:
-   Понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновений;
-    Меры наказания за преступления, совершенные на дороге и в общественных местах;
-   Информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы;
-   Особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних.
Уметь:
-   Осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних;
-   Предотвращать  попадание в преступную группу, пути выхода из нее;
-   Не создавать криминальных ситуаций  в шкколе. № Тема Класс
1 Ответственность за нарушение ПДД 8
2 Ответственность участника дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств 8
3 Викторина «Уроки фемиды» 8
4 «Административная ответственность подростков перед законом» 8
5 Практикум ситуации «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?» 8
6 Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?» 8
Знать:    -   понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения
              -   чем опасны религиозные объединения, для подростов?
              -   способы приемы вовлечения подростков в употреблении наркотиков
Уметь:   -   соблюдать правопорядок в общественных местах;
               -   противостоять вовлечению в религиозные объединения, в употреблении наркотиков          
№ Тема Класс
1 Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере 9
2 Уголовная ответственность за кражи , угоны. 9
3 Беседа «Подростку о трудовом праве» 9
4 Круглый стол «Закон и порядок» 9
5 Конкурс стенных газет «Не делай этого!» 9
Знать:    -  мотивы, которые могут привести человека к преступлению;
              -   права и гарантии, несовершеннолетних при устройстве на работу;
              -   способы поведения в критической ситуации.
Уметь:  -   защищать себя при нарушении трудовых прав;
              -   помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию № Тема Класс
1 Беседа «Что делать, если ты попал в милицию?» 10
2 Конкурс проектов «Твой вариант Декларации прав человека» 10
3 Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков» 10
4 Беседа «Социальные нормы и асоциальное  поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)» 10
Знать:  -   о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма;
             -   свои права и обязанности при общении с органами правопорядка
             -    меры ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков
             -   основные положения Декларации прав человека.
Уметь:    -   негативно относится к людям, нарушающим социальные нормы
                -   отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка № Тема Класс
1 Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений» 11
2 Беседа «Твоя воинская обязанность» 11
3 Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг» 11
4 Беседа «Алкоголь и правопорядок» 11
Знать: -   понятие «воинская обязанность»,
            -   положения законодательства, связанные с употреблением алкоголя;
            -   особенности субкультур основных неформальных молодежных течений и движений.
Уметь: -   проявлять волевые качества в выборе образа поведения. ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Тематика лекций для родителей:
1.        Законы воспитания в семье. Какими им быть? (1 класс)
2.        Воспитание ненасилием в семье. (2 класс)
3.        Как научить сына или дочь говорить «нет» (3 класс)
4.        Детская агрессивность, ее причины и последствия. (4 класс)
5.        За что ставят на учет в полицию. (5 класс)
6.        Свободное время - для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок? (6 класс)
7.        Как уберечь подростка от насилия? (7 класс)
8.        Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. (8 класс)
9.        Как научится быть ответственным за свои поступки? (9 класс)
10.     Что делать, если ваш ребенок попал в полицию? (10 класс)
11.     Закон и ответственность родителей. (11  класс)
 
Используемые учебники и учебные пособия:  
1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. - 2004. - №8.
 2. Зеленова Н.Г., Карабанова Л.Н. и др. Программа "Защити меня". - Самара, 2002.
 3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997.
 4. Конвенция о правах ребенка. Дидакт, декабрь 1993 - март 1994. - №2-3.
 5. Корен М. Ребенок должен знать свои права // Библиотека. - 2000. - №6.
 6. Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. - 1992. - №1-2..
 7. Права ребенка: Нормативные правовые документы. - М., 2005.
 9. Права ребенка: Сборник документов и статей. - М., 1992.
 10. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности // Классный руководитель. - 2002. - №2.
 11. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Книга для учащихся начальных классов. - М., 1995.
 12. Элиасберг Н.И. Права ребенка - это ваши права! - СПб., 2004.
 13. Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М., 1992.
 14.Володина С.И. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. –  М.: Издательский дом «Новый учебник, 2005. – 287с.
 15.Кашанина Т.В. Право: учебник для 10-11 классов. – 5-е изд. – М