Статья на тему Как провести педсовет интересно и эффективно

КАК ПРОВЕСТИ ПЕДСОВЕТ ИНТЕРЕСНО И ЭФФЕКТИВНО


Е.В. Оганян,
директор
Макеевской
общеобразовательной
школы І-ІІ ступеней №25

Модернизация процесса образования требует поиска новых, более эффективных форм и методов организационно-педагогической деятельности. Сегодня происходит смена образовательной парадигмы: образованию предлагают иной смысл, подходы, поведение и педагогический менталитет в осуществлении учебно-воспитательного процесса в школе. Поиск путей обновления образовательного процесса, несомненно, должен стать главной задачей педагогического совета – коллегиального органа управления образовательной организацией, призванного помогать в решении задач, стоящих перед школой в целом и перед каждым учителем в отдельности. Поэтому очень важно, чтобы педсовет являлся настоящей творческой лабораторией, которая исследует и коллегиально решает насущные вопросы школьной жизни, стимулирует развитие творческого потенциала и обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого педагога.
Опыт многолетней работы директором школы подсказал мне, что традиционные, со строгим регламентом формы проведения педсоветов в настоящее время утрачивают своё значение именно из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. При проведении таких педсоветов большинство педагогов, откровенно говоря, со скучающим видом просто «отсиживаются», выслушивая доклады и справки администрации школы, выступления коллег, а некоторые пытаются использовать время, отведенное на заседание педсовета, с пользой: проверить тетради, написать поурочный план или заполнить журнал. Отсюда возникла проблема заинтересованности педагогов в работе заседаний подобного рода. Передо мной встал вопрос: «Как сделать так, чтобы проведение педсоветов стало более живым и запоминающимся, как повысить активность и заинтересованность педагогов?» Ответ пришел сразу: необходимо внедрять в практику нетрадиционные педсоветы с инновационными активными формами работы, направленными на участие всех учителей в обсуждении вопросов и поиск путей совместного решения проблем. Оговорюсь сразу, все педсоветы в учебном году так не проведешь, да и нет в этом необходимости. Но организовать пару таких заседаний – вполне реально.
В данной статье хочу рассказать об опыте использования активных форм работы учителей на заседаниях педсоветов в нашей школе.


1. Педсовет – деловая игра «Защита инноваций»
Цель педсовета: повышение эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса на основе внедрения в практику инноваций.
В ходе подготовки к педсовету руководителям школьных методических объединений было дано задание: подготовить лаконичные сообщения в виде электронных презентаций (продолжительностью 10-15 минут) о педагогических инновациях и опыте использования их в практической деятельности. Подготовительный этап предусматривал изучение теории, анализ практического опыта учителей школы в рамках данной проблемы, проведение открытых уроков c последующим их обсуждением.
Для проведения педсовета коллектив учителей был поделен на следующие группы, сформированные администрацией школы, с учетом опыта работы, уровня профессионализма:
-новаторы (сторонники инноваций);
-пессимисты (скептики, противники инноваций);
-реалисты (аналитики, которые делают заключительные выводы).
После сообщений руководителей методических объединений по заданной теме представители каждой группы высказывают свое мнение и предложения в зависимости от предложенных им ролей. В результате коллективного обсуждения было принято решение, сформулированное группой реалистов (аналитиков).
Проведение педсовета в форме деловой игры способствовало развитию познавательной активности и творческой инициативы педагогов, формированию в коллективе атмосферы плодотворного сотрудничества.
2. Педсовет- практический семинар-тренинг «Современный урок как основа эффективного и качественного обучения»
Цель педсовета:
- коллегиальный поиск путей повышения эффективности урока
- развитие профессиональной компетентности молодых учителей.
Для достижения цели педсовета рационально использовались интерактивные формы групповой работы: деловая игра «Зеркало», интерактивные упражнения «Создание мини-проекта», «Займи позицию». Группы были созданы по такому принципу, чтобы в каждой из них присутствовали как молодые специалисты, так и учителя-наставники с высоким уровнем профессионализма.
3. Педсовет в интерактивной форме «Семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание, сотрудничество»
Выбор нетрадиционной формы проведения педсовета с участием родителей был обусловлен его целью: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка. Для его проведения использовалась работа в группах из числа педагогов и родителей. Представители каждой группы заранее получили задание, которое они должны были выполнить коллективно, предоставив результаты своей работы для обсуждения на заседании педсовета.
Группа №1: Как организовать деловое сотрудничество с родителями ученика? Каким образом педагогу вникнуть в проблемы его семьи?
Задание: Сформулировать принципы и правила взаимного сотрудничества семьи и школы.
Группа №2: Как провести собрание, после которого родилось бы общее понимание роли школы в жизни ребенка? Как сделать собрание эффективной формой взаимодействия и сотрудничества с родительским коллективом класса?
Задание: Сформулировать правила подготовки эффективного родительского собрания.
Задание для группы №3: «Трудные» родители. Как работать с семьями, оказавшимися в сложной социальной обстановке? Как наладить сотрудничество и взаимодействие с такими семьями?
Задание: Сформулировать правила работы с «трудными» родителями.
В ходе подготовки к педсовету каждой группой были разработаны памятки, рекомендации, советы по своей проблеме, которые они предоставили в виде небольших презентаций. Далее участникам педсовета было предложено участие в деловой игре с обсуждением предложенных ситуаций.
Деловая игра: Обсуждение и поиск выхода из кризисной ситуации во взаимодействии «ученик – учитель – родитель» с использованием разработанных правил и памяток.
Деловая игра проводилась по предложенной схеме анализа ситуаций:
- дайте качественную оценку поведения учителя и родителя в данной ситуации, проанализируйте ошибки, допущенные ими
- предложите правильное решение данной ситуации с вашей точки зрения.
- в какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?
Бесспорным подтверждением успеха данного педсовета стали слова родителей, адресованные педагогам по окончании работы: «Спасибо. Сегодня все было очень интересно!».
При планировании педсоветов с использованием активных форм работы считаю вполне уместным проведение этапа рефлексии, самоанализа деятельности и её результатов. Обычно я провожу рефлексию с целью выявления уровня осознания содержания выполненной работы на заключительном этапе. Эффективно применяю прием синквейна, незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма и т.д.
Приведу пример рефлексии с целью выявления уровня осознания содержания выполненной работы на заключительном этапе работы педсовета.
Задание: оценить свой вклад в достижение поставленных в начале педсовета целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. По кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал я приобрел
было интересно я научился
было трудно у меня получилось
я понял, что я смог
теперь я могу меня удивило
я почувствовал, что мне захотелось
С целью установления эмоционального контакта с коллегами, создания позитивного настроя на работу стараюсь начинать педсовет с рефлексии настроения и эмоционального состояния, используя видеоролики, музыкальные фрагменты, специальные упражнения.
Подводя итог, не могу сказать, что все сразу было просто и гладко: во-первых, в педагогическом коллективе достаточно большая подготовка к новшествам не всем была «по душе». Гораздо проще прийти на традиционное заседание, посидеть и послушать выступающих, а затем спокойно уйти. Во-вторых, для проведения педагогического совета в нетрадиционной форме необходима подготовка в течение 1-1,5 месяцев: такие формы требуют большой подготовки теоретического, практического, демонстрационного и раздаточного материала, написания сценария педсовета. Необходимо подобрать соответствующее музыкальное сопровождение (для создания положительного эмоционального настроя), соответствующие аудио- или видеозаписи, продумать заключительный этап, включающий рефлексию (обратную связь) и интересные формы самоанализа педагогов. Большая подготовительная работа ложится и на плечи самого директора, который выступает в роли организатора и координатора предстоящего мероприятия. А главное, проведение таких педсоветов без творческого, неформального подхода самого организатора, искренней заинтересованности и умения побудить весь коллектив к совместному решению общей проблемы обречено на провал. Однако цель оправдывает средства. Только творчески работающий коллектив педагогов способен обеспечить высокий уровень учебно-воспитательной работы с детьми, формирование творческой личности. Новые нетрадиционные формы проведения педсоветов с использованием активных форм работы помогают добиться живого участия и активности учителей в ходе проведения заседания. Желание учителей реализовать свой творческий потенциал, проявить уровень профессионализма говорит о том, что мы на правильном пути. Конечно, нельзя полностью отрицать традиционные формы, испытанные годами, и их применение будет всегда иметь место, но в дальнейшем именно инновационные формы работы должны стать образцом неформального подхода к делу, увлекательного и содержательного разговора, вносить яркость, оригинальность и творческое начало в повседневную жизнь школы.

















Литература
6. http://www.info-library.com.ua/books-text-4316.html







15