урок русского языка по теме Степени сравнения наречий и их образование


Тема: степени сравнения наречий и их образование 2
Цели: познакомить со способами образования сравнительной и превосходной степени наречий; научить определять синтаксическую роль сравнительной и превосходной степени наречий; повторить способы образования степеней сравнения прилагательных; уметь разграничивать прилагательные в сравнительной степени от наречий в такой же степени. 3
Ход урока
Орг. момент
Слово учителя
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Вспомнится наречие «светло»,
И увидишь – солнышко взошло.
Если скажешь ты: «Темно»,
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты: «Красиво»,
Пред тобою сразу вся Россия!
- Какие ключевые слова в этом тексте вы бы выделили?
- К какой части речи они относятся?
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
-Записываем число и тему урока в тетрадь.
-Исходя из темы сформулируйте цели урока.
3. Орфоэпическая разминка
Задание: Перепишите и расставьте ударение
Мельком, добела, досуха, надолго, удобнее, тотчас, красивее, издали. 4
(проверяем по цепочке, выставляем отметку в лист самооценки)
4. Актуализация знаний
- Скажите слова какой части речи вы видите?
- Давайте повторим то, что знаем о наречии.
Да –нет. Если согласны - поднимаете красную карточку с ответом ДА, если не согласны, то синюю с ответом НЕТ. 5
Наречие – это самостоятельная часть речи (да)
У наречия никогда не бывает окончания (да)
Наречие может быть любым членом предложения. (нет)
Наречие относится к существительному (нет)
Наречие обозначает признак предмета по действию (нет)
Наречие может отвечать на вопрос когда. (да)
Наречия бывают обстоятельственные и определительные (да)
Наречия имеют степени сравнения (да)
5. Объяснение нового материала
1. Беседа
-Какая часть речи тоже имеет степени сравнения? (Имя прилагательное)
-Все ли прилагательные имеют степени сравнения? (Нет, только качественные)
-Какие степени сравнения прилагательных вы знаете? (Сравнительную и превосходную. Каждая из них имеет простую и составную формы)
-самый, наиболее, наименееСамый яркий-ейш, -айшЯрчайшийБолее(менее)‏Более яркий-ее,-ей,-е,-ше.ЯрчеСложная формаПростая формаСложная формаПростая формаПревосходная степеньСравнительная степеньВсехЯрче всехБолее(менее)‏Более ярко-ее,-ей,-е,-ше.ЯрчеСложная формаСложная формаПростая формаПревосходная степеньСравнительная степень
Давайте вспомним, как они образуются. (Сообщение ученика) 6
2. Конструирование предложений
Приведите примеры. Давайте запишем предложения.
Что может быть дороже дружбы? Обычно в магазине товары продают дороже, чем на рынке.
Определите начальную форму слова дороже в первом и во втором предложении. К какой части речи они относятся ? Как образовано наречие? ( от качественного прилагательного дорогой)
Вывод: Наречия образованные от качественных прилагательных имеют степени сравнения
-А теперь давайте прочитаем, как образуются степени сравнения наречий.
3. Изучение теории (параграф 34)
- Сравним степени сравнения прилагательных и наречий. Сделаем вывод. 6
-Возьмите себе на заметку, что очень важно разграничивать прилагательные и наречия в 7 сравнительной степени.
-Сравните предложения. Определите, в каком предложении слово ярче является прилагательным, в каком- наречием. 8
Заполните таблицу. Первый вариант- сравнительную степень, второй – превосходную 9-10
6. Закрепление знаний и умений.
Работа с пословицами. ( в парах)
Собрать рассыпавшиеся пословицы, найти в них наречия.
Тише едешь, дальше будешь.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Беда да нужда выходят наружу.
Без детей – горе, а с детьми – вдвое.
Без хлеба и у воды худо жить.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Берись дружно – не будет грузно.
Бог высоко, а царь далеко.
Больному всё горько.
В долг брать легко, да отдавать тяжело. 11
Прочитайте словосочетания и поставьте наречия во все возможные формы сравнительной и превосходной степени, Будьте внимательны, возможно не все наречия на это согласятся.
Заботливо лечит, внимательно выслушивает больного, сразу выписывает рецепт. 12
- С какой профессией человека могут быть связаны эти словосочетания? (врач)
Работа над сценкой «Рецепт», (участники: врач, ученик)
- Один из учеников вашего класса пришел к врачу. Прослушайте разговор.
Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:
-В каком классе ты учишься, молодой человек?
-В седьмом «Бы».
-«Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?
-Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
- Жутко дружно. Ужасно весело! А учитесь-то хорошо?
- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
-Нормально… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт- учебник русского языка.
-Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали?
- В чём здесь ошибки?
- Как называются устойчивые сочетания слов, например, «в пух и прах»?
4. Замените наречия фразеологизмами.
Наречия Фразеологизм
Быстро Хорошо Тесно Мало Близко Громко Рано Крепко Внезапно Фразеологизмы для справок: рукой подать, ни свет ни заря, как свои пять пальцев, во всё горло, яблоку негде упасть, во весь дух, кот наплакал, сломя голову, чуть свет, спит как убитый, как с луны свалился.
ФИЗМИНУТКА
3. Игра «Редактор»
Спиши текст, вставь пропущенные наречия, а также пропущенные буквы. Заглавные буквы подскажут начало предложений.
Песня начиналась ______, как будто она рождалась где(то) на небесах. ______ разл_валась мелодия, на душе становилось ______ и ______ , а глазам - ______ от подступающих слез. То ______ веяло степным воздухом, то ______ сгущ_лись тучи, то легкие обл_ка двигались ______ песне, и это заст_ вляло петь ______ и ______. ______ песня вл_валась в душу, глаза распахивались ______, ______, ______ как ______ в детстве. Мелодия подн_малась ______, ______, уносилась ______, и не было ей ни конца, ни начала…
Слова для справок: Неожиданно, Певуче, легко и хорошо, горячо, свежо, зловеще, в такт, ещё и ещё, Волей-неволей, по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно, вверх, ввысь, вдаль.
7. Контроль знаний 13
1. Какое слово предложения является наречием?
Он быстро вскочил, пробежался…
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
2. Какое слово предложения является наречием?
Маша приблизилась, тихо улыбнулась.
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
3. Укажите наречие в форме сравнительной степени: а) улетел дальше
б) улетел далеко4. Укажите предложение с наречиями в форме сравнительной степени: а) Тут воздух легче, светлее, прозрачнее. б) Тут дышать легче и свободнее, чем по ту сторону.
5.  К какой части речи принадлежит выделенная форма слова: «Рассказал интереснее всех».
а) наречие
б) имя прилагательное
6. К какой части речи принадлежит выделенная форма слова: «Рассказ интереснее всех других»
а) наречие
б) имя прилагательное.
Проверь себя! 14
в
г
а
б
а
б
8. Домашнее задание 15
1. П.34 упр. 214
2. Написать сказку о наречии
9. Рефлексия 16
Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.
Работать - (может быть хорошо, отлично, замечательно, чудесно и т. д.)
В это время две пары выполняют задание.
Составьте пожелание гостям с использованием наречий.
1.___________________ не болеть.
2.___________________ выглядеть.
3.___________________ улыбаться.
4.____________________ быть преданными своему делу.
5.Живите _______________.
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.
Составьте пожелание гостям с использованием наречий.
Мы желаем
1.___________________ не болеть.
2.___________________ выглядеть.
3.___________________ улыбаться.
4.____________________ быть преданными своему делу.
5.Живите _______________.
Слова для справок: постоянно, совсем, чаще, долго, прекрасно.