Элективный курс «Введение в информатику» для 6 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №___»


«УТВЕРЖДЕНО»
Педагогическим советом
протокол от 29.08 2014г. № 1

Введено приказом от 29.08.2014г. №364
Директор школы___________

Элективный курс
«Введение в информатику»
для 6 класса
(1 час в неделю, всего 35 часов в год)


Составитель:


«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора _________
«РАССМОТРЕНО»
На заседании МО, протокол от 28.08.2014г. №1
Руководитель МО ________
г. Набережные Челны
2014г.
Пояснительная записка

Курс “ "Введение в информатику" входит в образовательную область “Информатика” и рассчитан на учащихся 6-х классов. Данный курс, как никакой другой, способствует развитию у учащихся основ современного мышления, учит их мыслить, что дает им возможность самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста, способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников. Освоение информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Программа курса рассчитана на 35 часов.
В курсе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Цель курса:
Формирование готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
Пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
Развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Задачи курса:
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Учащиеся должны знать/понимать:
смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
различать необходимые и достаточные условия;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
информативно или нет некоторое сообщение;
различные виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
переводить целые десятичные числа в двоичную систему и обратно;
об алгоритмах, приводить примеры;
об исполнителях и системе команд исполнителя;
об этических нормах работы с информационными объектами.
Уметь:
приводить жизненные примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
различать необходимые и достаточные условия;
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла; выполнять основные операции с файлами;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
уметь применять инструменты графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений.
Содержание программы
1. Компьютер и информация(11 час)
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления. Биты и байты информации.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер. Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками». Практическая работа №2 «Знакомство с текстовым процессором Word». Практическая работа №3 «Редактирование и форматируем текста. Создаем надписи». Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
2. Человек и информация(12 час)
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №5 «Рисунок на свободную тему». Практическая работа №6 «Power Point. Часы». Практическая работа №7 «Power Point. Времена года». Практическая работа №8 «Power Point. Скакалочка». Практическая работа №9 «Работаем с файлами и папками. Часть 2». Практическая работа №10 «Создание слайд-шоу».
3. Элементы алгоритмизации(12 час)
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы представления алгоритмов. Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Ханойская башня.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №11 «Знакомство со средой программирования Qbasic».
Практическая работа №12 «Исполнитель DRAW». Практическая работа №13 «Исполнитель LINE». Практическая работа №14 «Исполнитель CIRCLE».

Литература
Учебно-методическое обеспечение предмета
Федеральный компонент государственный компонент государственного образовательного стандарта (2004г.)
Примерные программы по информатике (2009г.)
Учебно-методического комплект “Информатика и ИКТ” для 6 класса под редакцией Л.Л.Босовой, включающий следующие компоненты: учебник, рабочая тетрадь, CD-диск
Л.Л.Босова. Информатика. Учебник для 6 класса. М.: Бином. Лаборатория базовых знаний, 2009.
Л.Л.Босова. Информатика. Рабочая тетрадь для 6 класса. М.: Бином. Лаборатория базовых знаний, 2009

Цифровые образовательные ресурсы:
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 13 LINK "http://school-collecti
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Учебно-тематический план
6 класс
№ урока
Изучаемый раздел, тема учебного материала
Количество часов
Календарные сроки
Фактические
сроки
Планируемые результаты
Контрольно-измерительные материалы






Знания
Умения
Общие учебные умения, навыки и способы
деятельности



Компьютер и информация
11






Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

1
1.09

требования к организации компьютерного рабочего места, виды информации по способам её восприятия, по формам представления на материальных носителях основные и дополнительные устройства, виды памяти
соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, различать виды информации по способам её восприятия и приводить примеры обработки информации на компьютере, определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека
формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, социально–трудовой, информа технологической, ценностно–смысловой компетенциям




Файлы и папки. Практическая работа №1. Работа с файлами и папками
1
8.09

основные понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами
создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению
активировать умственную деятельность развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников



Информация в памяти компьютера. Системы счисления.
1
15.09

форму представления информации в компьютере, знать объекты текстовой информации
приводить примеры различных систем счисления, запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы в WORD
оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний



Двоичное кодирование числовой информации.
1
22.09

виды систем счисления
приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, выполнять базовые операции в процессоре WORD
краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения



Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор
1
29.09

алгоритм перевода из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора
переводить из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора, копировать и форматировать текст и его фрагменты
оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний



Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №2 Знакомство с текстовым процессором Word
1
6.10

основные операции в текстовом процессоре
редактировать и форматировать текст, создавать надписи
опираясь на полученные знания, самостоятельно работать



Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 Редактирование и форматируем текста. Создаем надписи.
1
13.10

кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации, надпись
редактировать и форматировать текст, используя формат, абзац и текст; создавать надписи




Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая работа №4 Нумерованные и Маркированные списки.
1
20.10

двоичное кодирование, кодировочная таблица, текстовый документ, этапы создания текстового документа
создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу
воображению и умению абстрагироваться
опираясь на полученные знания, самостоятельно работать



Растровое кодирование графической информации.
1
27.10

иметь представление о способах кодирования изображения

оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний



Векторное кодирование графической информации.

1
10.11

иметь представление о способах кодирования изображения
объяснять принципы двоичного кодирования графической информации
оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний



Биты и байты информации.
1
17.11

способы кодирования информации
Кодировать и декодировать простейшее сообщение
оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний



2. Человек и информация
12






Информация и знания.
1
24.11

достоинства и недостатки представления информации в виде текста.
создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках
воображению и умению абстрагироваться




Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №5 Рисунок на свободную тему.
1
1.12

текстовую форму представления информации
выявлять достоинства и недостатки представления информации в виде текста
формировать ценностно-рефлексивную, информационно-технологическую, коммуникативную, учебно-познавательную, общекультурную компетенции



Понятие как форма мышления. Практическая работа №6 Power Point. Часы
1
8.12

как человек познает мир через органы чувств
приводить примеры чувственного познания мира, создавать презентацию
оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний



Как образуются понятия. Практическая работа №7 Power Point. Времена года
1
15.12

объекты, их существенных признаках, которые находят своё выражение в понятии
читать схемы и диаграммы, приводить примеры наглядной информации
на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера



Структурирование и визуализация информации.
1
22.12

как образуются понятия
приводить примеры логических приёмов, обрабатывать графическую информацию
опираясь на полученные знания, самостоятельно работать



Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 Power Point. Скакалочка.
1
12.01

отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа c графическими объектами на компьютере, правила ввода текста, приемы работы
применять Power Point для создания и редактирования презентацию
опираясь на полученные знания, самостоятельно работать



Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 Работаем с файлами и папками.
1
19.01

представление о возможности сравнения понятий.

редактировать значения данных в диаграммах
оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний
на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера



Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.
1
26.01

возможности сравнения понятий, возможности графических редакторов, устройства ввода графической информации
приводить примеры равнения понятий по содержанию и объему
на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера



Определение понятия.
1
2.02

виды определений, требования к построению родовидового определения.
приводить примеры данных логических отношений
на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера



Классификация.
1
9.02

как определяется понятие знать: способы
составлять план преобразования информации различными способами
обеспечение расширения кругозора и повышение культурного уровня учащихся



Суждение как форма мышления.
1
16.02

понятие классификации, признака классификации
приводить примеры классификаций по определенному признаку
умение делать выбор, принимать решение, брать ответственность, бесконфликтно сосуществовать



Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №10 Создание слайд-шоу .
1
23.02

понятие суждений и их виды
приводить примеры различные виды суждений
на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера



3. Элементы алгоритмизации

12






Что такое алгоритм. Практическая работа №11 Знакомство со средой программирования Qbasic
1
2.03

понятие умозаключения и правила их получения
приводить примеры умозаключений
обобщение своих знаний, мотивация саморазвития
умение общаться устно и письменно



Исполнители вокруг нас. Логическая игра.
1
9.03

определение алгоритма, его свойства
приводить примеры алгоритмов
Формировать ценностно-рефлексивную, информационно-технологическую, коммуникативную, учебно-познавательную, общекультурную компетенции



Формы представления алгоритмов. Создание графических объектов.
1
16.03

понятия исполнителя и сочинителя, формального исполнения алгоритма
представление об исполнителях и системе команд конкретного исполнителя
на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера



Линейные алгоритмы.
1
30.03

способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков,
составлять алгоритм известными способами
воображению и умению абстрагироваться
опираясь на полученные знания, самостоятельно работать



Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №12 Исполнитель DRAW.
1
6.04







Алгоритмы с ветвлениями.
1
13.04

правила записи линейного алгоритма. Обозначения блоков
составлять алгоритмы и записывать их различными способами
на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера



Разработка алгоритма ветвления
1
20.04

тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка переходы.
составлять алгоритмы ветвления, записывать их различными способами.
реализовывать условные и безусловные




Циклические алгоритмы.
1
27.04

правила записи разветвленного алгоритма. Обозначения блоков
составлять алгоритмы и записывать их различными способами

на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера



Разработка циклического алгоритма Практическая работа №13 Исполнитель LINE.
1
4.05

тип алгоритма, циклический алгоритм
составлять циклические алгоритмы, выполнять их
на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера



Систематизация информации.
Практическая работа №14 Исполнитель CIRCLE.
1
11.05

понятие цикла, его разновидности
составлять циклические алгоритмы
на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера



Элементы алгоритмизации
1
18.05







Итоговое повторение по теме Элементы алгоритмизации

25.05

















Заголовок 1 Заголовок 215