Презентация урока Основные литературные направления 2 половины 19 века


Основные литературные направления 2 половины 19 века Романтизм – продуктивный  творческий метод, утверждающий диалектическое единство идеального и материального в мире (так называемое двоемирие), их противоборство как основы развития события.   Романтизм отражает мироощущение, сформировавшееся в революционную эпоху, начало которой положила Великая французская революция (1789). Это было время гигантских общественных потрясений, буржуазных революций, национально-освободительных войн. И это было время великих ожиданий и разочарований, время решительных перемен в сознании людей. Великая французская революция не принесла людям ни свободы, ни справедливости, ни «царства разума». Старое было разрушено, а новым стало ещё более прозаическое и бесцветное «царство денег». Вера в могущество человеческого разума, характерная для XVIII века и нашедшая отражение в искусстве классицизма, была теперь подорвана. Человек чувствовал себя одиноким, неприкаянным.  Зарождение романтизма в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни – общенациональным подъёмом после войны 1812 года. Всё это обусловило не только становление, но и особый характер романтизма поэтов декабристов, чьё творчество было одушевлено идеей гражданского служения, проникнуто пафосом вольнолюбия и борьбы. 1. Крайняя неудовлетворённость действительностью, сомнение в том, что жизнь общества или даже отдельной личности может быть построена на началах добра, разума, справедливости.2. Романтическое миросозерцание отличает мечта о переустройстве мира, обновлении человека, неудержимое стремление (наперекор логике и фактам) к возвышенному идеалу.Характерные черты романтизма 3. Противоречие между идеалом и действительностью, ощущение пропасти между ними – определяющая черта, основной конфликт романтизма, источник напряжённых трагических переживаний.4.   Главный враг романтиков – благоразумный и самодовольный обыватель, человек с мертвой душой, для которого смысл жизни – сытость, покой, нажива. 5. Романтиками воспевалось и поэтизировалось всё необычное. Особенно большой интерес проявляли они к фантастике и народным преданиям, дальним странам, минувшим историческим эпохам, жизни племен и народов, не тронутых европейской цивилизацией, миру природы. 6. Романтикам были интересны исключительные личности.7. Объект постоянного внимания и изображения – сложность и глубокая противоречивость внутреннего мира человека, его богатство и многообразие. 8. Противопоставление героя и толпы. Романтический герой всегда в конфликте с обществом, он изгнанник, скиталец. Он нередко бунтует против несправедливых общественных порядков, устоявшихся форм жизни.9.  Интенсивность и острота переживания, сознание могущества и свободы человеческого духа, бурная эмоциональность, напряженность стиля, резкие контрасты. В противоположность сторонникам классицизма, поднявшим искусство строгим рациональным правилам, романтики были убеждены, что вдохновение и творчество не укладываются в какие бы то ни было рамки, что всякий настоящий художник создаёт произведение по собственным законам. Айвазовский Иван Константинович (1817-1900): «Прощание» 1895 г. Айвазовский Иван Константинович (1817-1900): «Путешествие Посейдона по морю» 1894г. Айвазовский Иван Константинович (1817-1900): «Радуга» 1873г. И. К. Айвазовский и И. Е. Репин«Прощание Пушкина с морем»1887г, холст, масло,музей А.С. Пушкина,Cанкт-Петербург Прощай, свободная стихия!В последний раз передо мнойТы катишь волны голубыеИ блещешь гордою красой.Как друга ропот заунывный,Как зов его в прощальный час,Твой грустный шум, твой шум призывныйУслышал я в последний раз.Моей души предел желанный!Как часто по брегам твоимБродил я тихий и туманный,Заветным умыслом томим!Как я любил твои отзывы,Глухие звуки, бездны глас,И тишину в вечерний час,И своенравные порывы!А. С. Пушкин "К МОРЮ"  Море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, в романтической лирике Пушкина всегда ассоциировалось со свободой. Море не раз становилось прозрачной аллегорией свободы политической или личной. В его своенравии видна неукротимая воля, мощь и непредсказуемость мировой стихии, окружающей человека.  Реализм в литературе - это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений.  В России Д. Писарев был первым, кто широко ввёл в публицистику и критику термин «реализм» 1. Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни. Искусству реализма свойственен дух художественной объективности.2. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.3. Типизация образов, которая достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.Характерные черты 4. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.5. Историзм. Многогранное и глубокое исследования человека в его отношениях с обществом, историческим процессом. Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич Поленов « Московский дворик» 1878г.   Василий Дмитриевич Поленов «Старая мельница» 1880г. Василий Перов «Трапеза» 1865-1876 «Мальвы Саратовской губернии» 1889г.Константин Алексеевич Коровин «Уголок провинции (Переславль)» 1905г.Константин Алексеевич Коровин