семинарского занятия по теме «Развитие коммуникативных навыков у студентов» (технология активных методов обучения)


Подробный конспект семинарского занятия по теме «Развитие коммуникативных навыков у студентов»
(технология активных методов обучения)
Организационная информация
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО) Смирнова Ольга Владимировна, преподаватель информатики и ИКТ ГБОУ АО СПО «Камызякский селькохозяйственный колледж»
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек Студенты из разных групп, желательно мало знакомые или не знакомые между собой
Продолжительность урока/мероприятия 90 мин
Методическая информация
Тема урока /занятия/мероприятия Развитие коммуникативных навыков у студентов
Цели урока/ занятия/ мероприятия
Развитие умений общаться с людьми, работать в группе
Задачи урока/ занятия/ мероприятия
-выявить коммуникативные возможности студентов
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия
Отработка умений и навыков по общению в окружающими, по расширение словарного запаса, по развитию нестандартного мышления, по работе в группе.
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока Столы, стулья, блокноты флип-чарты, фломастеры, шест
Этап урока
/занятия/мероприятия Название метода Подробное описание АМО
Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Инициация Активизация познавательной деятельности. Организационный момент.
Время проведения: 10 мин.
Метод «Приветствие» Цель: поприветствовать друг друга, обеспечить начало знакомства.
Создание атмосферы дружелюбия и
симпатии.
Участники ходят по комнате - молча, ни с кем не разговаривая. Участники должны будут здороваться друг с другом за руку, но не просто так, а фантазируя при этом. Участвующие должны продумать, как подать руку, какое выражение лица должно при этом быть как вести себя в определенной ситуации. Студенты делятся на 2 группы.
-Добрый день! Я рада приветствовать Вас на нашем семинаре. И прежде, чем начать работу нашего семинара, мы должны поприветствовать друг с друга
Итак, представьте себе, что Вы встречаете близкого друга или
подругу, которого давно не видели. Поприветствуйте его.
А теперь представьте, что вас пригласили на день рождения. Поздороваетесь со всеми, кого вы
знаете.
Представьте, что вы находитесь в чужой стране – Японии или Индии. Познакомьтесь с хозяевами, пригласившими вас в гости.
И в конце приветствия поздоровайтесь с теми участниками, с которыми вы ещё не здоровались.
Проработка содержания темы Работа над темой.
Время проведения 45 минут
Метод «Рисование фигур»
15 минут
Цель: развитие способности слышать и слушать собеседника, расширение словарного запаса участников, не стандартного мышления.
Участники тренинга садятся попарно спина к спине. Одному из образовавшихся пар выдается лист бумаги с изображениями фигур, линий и т.д. Участник, держащий рисунок должен словесно описать, что изображено на его листе, а партнер попытаться воспроизвести оригинал. По окончанию упражнения необходимо сравнить оригинал с копией.  После чего участники могут поменяться ролями.
Сложность упражнения Продолжим наш семинар. Сейчас вам надо разделиться на пары. Тренинг называется «Рисование фигур». На этом тренинге мы с вами поучимся слушать и понимать друг друга. Пары садятся спина к спине. У одного из партнеров рисунок, у второго листок бумаги.
заключается в том, что участникам запрещается называть названия фигур. Они могут заменять названия фигур какими-либо синонимами.
Первый рассказывает, что изображено, второй воспроизводит. Важно не только слушать, но и правильно описывать рисунок. Нельзя называть фигуры своими именами. Каждая фигура заменяется синонимами. Например, круг — солнце без лучей, треугольник — крыша дома и т. д.
Теперь сравним оригиналы и
Метод «Перефразирование»
15 минут
Группа делится на команды. Каждая команда должна вспомнить какое-либо четверостишие из известно стихотворения. При этом необходимо перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово в ней передавалась иным словом или словосочетанием.  копии.
Поменяйтесь местами.
А теперь проверим наш словарный запас и пополним его.
Разделимся опять на группы. Каждая команда вспоминает известное четверостишье и перефразирует его. Например, строчка из стихотворения: «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу» будет после выполнения задания выглядеть,
возможно, так: «Двигается подросток млекопитающего мужского пола, вибрирует телом и сокращается по мере перемещения пешком». Вторая команда должна отгадать стихотворение.
Метод «Игра слов »
15 минут
Каждый участник по кругу называет предложение, но таким образом, чтобы его предложение было смысловым продолжение предложение предыдущего участника. Таким образом, происходит попытка сочинить общий рассказ. При выполнении данного упражнения сразу можно определить участников с коммуникативными проблемами. Молодцы, хорошо поработали. Давайте объединим наши группы и поработаем все вместе. Мы придумаем рассказ. Садимся по кругу. Я говорю предложение. Следующий по часовой стрелке участник говорит своё предложение, но таким образом, чтобы оно было смысловым продолжение первого предложения. Таким образом мы и получим рассказ.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Разминка Метод «Шест»
15 минут Цель: эмоциональная разрядка
Ведущий просит первые шесть человек выйти в центр круга. Участники становятся напротив друг друга и вытягивают согнутые в локтях руки. Пальцы рук, кроме указательного, собраны в кулак. Участники при выполнении задания должны смотреть друг другу в глаза. Ведущий кладет на вытянутые пальцы участников палку. Задача участников молча, смотря друг на друга вместе положить палку на пол. Мы с вами очень плодотворно поработали, а теперь давайте немного отдохнем и в тоже время поработаем в команде. В круг вызываются шесть человек. Встаньте напротив друг друга. Вытяните согнутые в локтях руки; пальцы рук, кроме указательного, соберите в кулак. Я кладу вам на указательные пальца шест. Ваша задача , глядя друг другу в глаза и молча, положить шест на пол.
Отдохнули, теперь подведем итог нашего семинара.
Подведение итогов Метод «Комплименты»
20 мин Цель: дать участникам группы возможность дать друг другу позитивную обратную связь и получить её.
Участники занятия садятся в круг. Ведущий начинает первым. Он дает положительную оценку работе участника, сидящего справа. Тот в свою очередь дает положительную оценку следующему участнику и так далее, пока круг не замкнется. Наша работа подходит к концу, и я думаю, что каждый из вас внес свой вклад в достижение общих целей. Для того, чтобы все участники получили сейчас свою долю признания, я предлагаю следующее… пусть каждый по кругу даст своему соседу справа положительную оценку о его поведении в ходе работы. У вас есть 3 минуты для того, чтобы вспомнить, что вам действительно понравилось в действиях вашего соседа справа.
Пусть то, что вы услышали, продолжает звучать внутри вас… Посмотрите молча на людей, вместе с которыми вы работали… Уясните для себя, что вы чувствуете т этот момент…
На прощанье давайте скажем друг другу «до свидания» и поаплодируем себе и всем участника
семинара.
Спасибо за работу.