Программа внеурочной деятельности по курсу Познай себя для младших подростков





Программа внеурочной деятельности
по курсу «Познай себя»
в 5-6 классах
Педагог - психолог гимназии: Афанасьева Е.Н.
Мценск, 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Познай себя» составлена в соответствии с :
требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования ;
планом внеурочной деятельности Гимназии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева» в г. Мценске.
на основе авторской программы формирования психологического здоровья младших подростков «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В. Хухлаевой.
Актуальность и педагогическая целесообразность внеурочной деятельности в сфере психологического общения обусловлена необходимостью профилактики психологического здоровья школьников. Важную роль в сохранении здоровья и благополучия детей играет развитие чувства уверенности в себе, своих силах, принятие себя, самоуважения, формирование установки на преодоление школьных трудностей, развитие компетентности в общении, эмоциональной сферы, развитие навыков самоорганизации, самостоятельности, навыков совместной деятельности и сотрудничества. Обучение этим жизненно необходимым навыкам не включено непосредственно в содержание образования. Поэтому возникает необходимость введения во внеурочную деятельность обучающихся курса психологии общения.
Младший подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д. Поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе. Программа психологических занятий для подростков должна обеспечивать с одной стороны формирование их психологического здоровья, с другой стороны - выполнение основных задач развития.
Основная цель программы: обеспечение формирования психологического здоровья школьников и выполнение возрастных задач развития.
Задачи программы:
1. Формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои чувства, чужие достоинства и недостатки.
2. Формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т. е. формирования личностной рефлексии.
3. Формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, формирование умения делать свой выбор.
4. Формирование чувства «умелости», «компетентности», качественно нового уровня развития произвольной регуляции поведения и деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
обучающиеся должны знать:
об уникальности внутреннего мира каждого;
о способах ведения конструктивного диалога;
о мотивах выбора друзей.
обучающиеся смогут узнать:
о способах поведения в трудных ситуациях;
о понятиях «уверенность» и «уважение»
обучающиеся должны уметь:
анализировать и понимать притчи, сказки, выявлять в них скрытый подтекст;
анализировать поступки других людей и свои собственные.
обучающиеся смогут научиться:
самостоятельно анализировать поведение героев произведений;
анализировать сказки, притчи, рассказы;
анализировать собственные потребности и цели.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа внеурочной деятельности «Познай себя» составлена для обучающихся 5 и 6 классов. Реализация программы осуществляется на дополнительных занятиях, где используются как коллективные, так и индивидуальные формы работы, и работа в парах. Чередование форм работы способствует повышению коммуникативных способностей и формированию нравственных качеств обучающихся. Дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Также базовыми формами проведения занятий являются ролевые игры (ролевая гимнастика, ролевая ситуация), рефлексивные технологии (рефлексивное оценивание), беседы с элементами тренинга.
В реальной жизни значимые взрослые обращают внимание чаще на недостатки детей или на трудности в освоении ими той или иной деятельности. Данные формы занятий предоставляют школьникам возможность самоутвердиться, преобразуют рефлексивные ситуации в ситуации успеха.
Содержание программы внеурочной деятельности «Познай себя» предоставляет широкие возможности для изучения собственной личности, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, для коррекции своих эмоциональных состояний.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) и реализуется в рамках организации внеурочной деятельности (ФГОС). Продолжительность занятия - 40-45 минут.
Содержание программы
Занятие 1. Я и моя школа
Обсуждение правил работы на занятиях. Что такое психология. Зачем человеку занятия психологией. Ритуал приветствия. Игра «Ассоциация к лету». Визуализация «Каким я вижу себя в пятом классе». Рисунок «Я в пятом классе». Игра «Пожелания волшебной шляпы». Ритуал прощания.
Занятие 2. Кто я, какой я?
Ритуал приветствия. Что я знаю о себе? Какой Я? Какими я обладаю качествами, способностями, возможностями. Угадай, чей голосок. Те, кто… Кого загадал ведущий. Угадай, кому письмо. Нарисуй свою роль. Мой портрет в лучах солнца. Ритуал прощания.
Занятие 3. Мой успех в школе
Ритуал приветствия. Психологическая разминка «Успех в школе». Мои цели. Что мне помогает в достижении цели. Рисунок школы с дорожкой, по которой дети идут к своей цели. Ритуал прощания.
Занятие 4. Как справиться с плохим настроением
Ритуал приветствия. Управление настроением. Как искать выход из трудных ситуаций. Работа с художественным текстом. Упражнение «Подарим друг другу улыбку».
Трудная ситуация. Поиск выхода из трудной ситуации, которую невозможно изменить. Знакомство с методом «позитивного переформулирования». Работа с текстом. Упражнение «Я справился». Ритуал прощания.
Занятие 5. Мое отношение к оценке
Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Оцени другого». Беседа «Мое отношение к оценке». Работа с текстом сказки «Волчонок Тёма». Анализ сказки. Поиск ответов на проблемные вопросы. Ритуал прощания. Игра «Салют».
Занятие 6. Как я оцениваю себя сам
Ритуал приветствия. Беседа «Что такое самооценка». Ответ на вопрос «Какой я?». одним словом. Упражнение «Как я оцениваю себя сам». Упражнение «Как меня оценивают другие». Ритуал прощания. Игра «Салют».
Занятие 7. Как стать уверенным в себе
Ритуал приветствия. Мысли и поведение. Связь между мыслями и поведением. Примеры удачно решённых жизненных ситуаций, разбор различных вариантов поведения в трудных ситуациях. Игра «Я справлюсь». Позитивные мысли. Закрепление умения работать с позитивными мыслями. Ритуал прощания. Игра «Салют».
Занятие 8. Мои мечты о школе
Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Школьные фантазии». Рисунок «Идеальная школа». Написание сочинения «Школа в стране Наооборот». Ритуал прощания. Игра «Салют».
Занятие 9. Как добиваться успеха
Ритуал приветствия. Успех. Представление понятия «успех». Что мешает добиться успеха. Анализ текста «Контрольная работа». Рефлексия. Упражнение «Я смогу». Диагностика тревожности. Условия достижения успеха. Работа с художественным текстом. Ритуал прощания. Игра «Салют».
Занятие 10. Мой класс
Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Внешний и внутренний мир». Работа с художественным текстом. Упражнение «Маленький принц». Коллективный рисунок «Галактика нашего класса». Ритуал прощания. Игра «Галактический салют».
Занятие 11. Трудное слово «нет»
Ритуал приветствия. Когда трудно сказать «нет». Учимся говорить «нет». Осознание ответственности за свой выбор. Работа с художественным текстом. Рефлексия
Учимся говорить «нет». Практический тренинг на закрепление навыка через разыгрывание ситуаций. Рефлексия. Визуализация образов – работа с плакатами. Ритуал прощания.
Занятие 12. Я и мир
Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Волшебная палочка». Работа с художественным текстом. Упражнение «Заговоры». Коллективное составление коллажа из заговоров. Ритуал прощания. Игра «Салют».
Занятие 13. Чем мы отличаемся друг от друга
Ритуал приветствия. Формирование представлений о неповторимости каждого человека. Игра-разминка «Изобрази радость». Работа с художественным текстом «Разноцветные камешки». Диагностика самооценки «Самый-самый»
Тренинг развития коммуникативных умений. Упражнения «Подари камешек», «Мостик дружбы». Игра «Если нравится тебе, то делай так!» (Коррекция самооценки игровыми средствами).
Занятие 14. Мир дружбы и сотрудничества
Ритуал приветствия. Психологическая разминка «На что похожа дружба». Игра «Ассоциации». Составление коллективного коллажа «Дружба - это...». Ритуал прощания. Игра «Салют».
Занятие 15. Давайте жить дружно
Ритуал приветствия. Психологическая разминка «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Упражнение «Говорящие ладошки». Упражнение «Волшебный магазин». Упражнение «Закончи предложение». Рефлексия. Ритуал прощания. Игра «Салют».
Занятие 16. Зачем нужна дружба?
Ритуал приветствия. Психологическая разминка «Любите ли вы дружить». Упражнение «Незаконченные предложения». Упражнение «Суд над дружбой». Работа с художественным текстом. Рефлексия. Ритуал прощания. Игра «Дружеский салют».
Занятие 17. Настоящий друг - какой он?
Ритуал приветствия. Психологическая разминка «Любите ли вы дружить?». Упражнение «Темные и светлые качества настоящего друга» (заполнение таблицы). Рефлексия. Ритуал прощания. Игра «Салют».
Занятие 18. Умею ли я дружить?
Ритуал приветствия. Психологическая разминка «Изобрази свое умение». Групповая дискуссия на тему «Что такое умение дружить, из чего оно состоит и нужно ли ему учиться». Упражнение «Умею ли я дружить». Рефлексия. Ритуал прощания. Игра «Дружеский салют».
Занятие 19. Без друзей меня чуть-чуть
Ритуал приветствия. Психологическая разминка «Дерево и ветер». Упражнение «Рисунок страха». Рефлексия на тему «Легко ли было изобразить страх». Упражнение «Кораблекрушение». Ритуал прощания. Игра «Салют дружбы».
Занятие 20. Без друзей меня чуть-чуть (продолжение)
Ритуал приветствия. Психологическая разминка «Дерево и ветер». Упражнение «Рисунок дружбы» (детям предлагается нарисовать образ дружбы). Рефлексия на тему «Легко ли было изобразить дружбу». Упражнение «Групповая дискуссия». Упражнение «Объявление». Ритуал прощания. Игра «Салют дружбы».
Занятие 21. Я и мои друзья
Ритуал приветствия. Понятие «Друг». Знаки «Я», «Мы». Противопоставление себя другим. Проблемы подростковой дружбы. Человеческие качества, которые способствуют и мешают дружбе. Красивые поступки. Общая рука. Сказка «светлячок». ритуал прощания.
Занятие 22. Я не одинок в этом мире
Ритуал приветствия. Психологическая разминка «Снежный ком». Работа с плакатом «Позитивные качества». Сказка «И однажды утром…». Коллективный рисунок. Культура общения. Понимать и договариваться. Умные и глупые вопросы. Интервью «Значимый поступок». Ритуал прощания.
Занятие 23. Что мешает дружбе?
Ритуал приветствия. Психологическая разминка «Что может помешать дружбе». Работа с художественным текстом «История про заколдованного мальчика» (Л.М. Новикова, И.В. Самойлова). Разыгрывание истории про Клауса. Рефлексия. Ритуал прощания. Игра «Салют».
Занятие 24. Я и мои «колючки»
Ритуал приветствия. Психологическая разминка «Кто сколько запомнит». Ролевая игра «Покажи ситуацию». Мои колючки - качества, мешающие общению. Мои магнитики. Работа с художественным текстом «Шиповник». Хвастовство. Ссора и драка. Трудно ли быть терпеливым. Ритуал прощания. Игра «Салют».
Занятие 25. Меняемся ради дружбы
Ритуал приветствия. Психологическая разминка «Визуализация». Упражнение «Лепка» (дети под музыку лепят образ того качества, который они увидели в предыдущем упражнении). Упражнение «Волшебный пластилин». Выставка работ. Ритуал прощания. Игра «Салют».
Занятие 26. Что такое конфликт
Ритуал приветствия. Игра «Ассоциации». Упражнение «Карта конфликта» (дети заполняют специальную анкету). Упражнение «Как я справляюсь с конфликтом». Групповая дискуссия на тему «Легко ли справиться с конфликтом». Ритуал прощания. Игра «Салют дружбы».
Занятие 27. Для чего нужен конфликт?
Ритуал приветствия. Игра «Разыграй конфликт». Беседа «Для чего нужен конфликт» (помогают или вредят конфликты человеку). Упражнение «Плюсы и минусы конфликта» (заполнение таблицы). Ритуал прощания. Игра «Салют дружбы».
Занятие 28. Учимся разрешать конфликты
Ритуал приветствия. Психологическая разминка «Типичные конфликты пятиклассников». Разыгрывание конфликта с мирным вариантом решения. Работа с художественным текстом «Кнопка и пуговка» (Л.М. Новикова, И.В. Самойлова). Ритуал прощания «Я рад, что ты пришел сегодня на занятия».
Занятие 29. Стратегии разрешения конфликта
Ритуал приветствия. Игра «Разыграй конфликт». Беседа «Какие бывают стратегии разрешения конфликта». Разыгрывание конфликтных ситуаций. Как научиться конструктивно разрешать конфликты. Первый шаг разрешения конфликта – умение его предвидеть. Сигналы конфликта. Конфликт – это хорошо или плохо? Стиль входа в конфликт. Как выглядит человек в конфликте. Ритуал прощания.
Занятие 30. Я умею принимать другого
Ритуал приветствия. Игра «Наши симпатии» (дети, передавая друг другу мягкую игрушку, заканчивают предложение «Мне симпатичен ..., потому что ...). Упражнение «Почтовый ящик». Рисование на тему «Как я подружился с ...» (нужно найти в человеке что-то хорошее и написать то качество, которое помогло подружиться). Рефлексия. Ритуал прощания. Игра «Салют дружбы».
Занятие 31. Нужна ли агрессия?
Ритуал приветствия. Психологическая разминка «Наши симпатии». Работа с художественным текстом «Притча о змее». Понятие конструктивной и деструктивной агрессии. Упражнение «Выставка». Способы погашения агрессии. Ритуал прощания «Салют».
Занятие 32. У меня появилась агрессия
Ритуал приветствия. Различия между агрессией и агрессивностью. ККак распознать агрессивного человека. Как научиться контролировать собственной агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других. Упражнения «Покажи агрессию», «Агрессивный продавец». Ритуал прощания.
Занятие 33. Пойми меня
Ритуал приветствия. Психологическая разминка «Подарим друг другу улыбку». Работа с пословицами. Объяснение своего выбора и выбора пословицы. Игра-шутка «Пойми меня». Рефлексия, анализ занятия. Ритуал прощания. Игра «Салют дружбы».
Занятие 34. Теперь я другой!
Ритуал приветствия. Психологическая разминка «Ассоциации». Упражнение «Я - хороший, мы - хорошие». Диагностика «Метод незаконченных предложений» (детям предлагаются карточки с незаконченными предложениями). Рефлексия «Что изменилось в вас после занятий»? Ритуал прощания. Игра «Салют дружбы».
Программа допускает вариативность, т.е. изменение тематики и плана занятий в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей при соблюдении последовательности и преемственности тем с учётом времени на закрепление приобретённых навыков.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Осознавать свои личные качества, способности и возможности;
Осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
Овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
Научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
Учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
Учиться осознавать и анализировать изменения в себе;
Адекватно воспринимать оценки учителя;
Уметь распознавать чувства других людей;
Уметь формулировать собственные проблемы.
Коммуникативные УУД:
Учиться строить взаимоотношения с окружающими;
Учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
Учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
Учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
Формулировать свое собственное мнение и позицию.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
в 5 классе
№ п/п Тема занятия Количество часов Дата проведения
по плану по факту
1 Я и моя школа 1 2 Кто я, какой я? 1 3 Мой успех в школе 1 4 Как справиться с плохим настроением 1 5 Мое отношение к оценке 1 6 Как я оцениваю себя сам 1 7 Как стать уверенным в себе 1 8 Мои мечты о школе 1 9 Как добиваться успеха 1 10 Мой класс 1 11 Трудное слово «нет» 1 12 Я и мир 1 13 Чем мы отличаемся друг от друга 1 14 Мир дружбы и сотрудничества 1 15 Давайте жить дружно 1 16 Зачем нужна дружба? 1 17 Настоящий друг - какой он? 1 11.01 18 Умею ли я дружить? 1 18.01 19 Без друзей меня чуть-чуть 1 25.01 20 Без друзей меня чуть-чуть (продолжение) 1 1.02 21 Я и мои друзья 1 8.02 22 Я не одинок в этом мире 1 22.02 23 Что мешает дружбе? 1 1.03 24 Я и мои «колючки» 1 7.03 25 Меняемся ради дружбы 1 22.03 26 Что такое конфликт? 1 29.03 27 Для чего нужен конфликт 1 12.04 28 Учимся разрешать конфликты 1 19.04 29 Стратегии разрешения конфликтов 1 26.04 30 Я умею принимать другого 1 3.05 31 Нужна ли агрессия? 1 10.05 32 У меня появилась агрессия 1 27.05. 33 Пойми меня 1 24.05 34 Теперь я другой! 1 31.05
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
в 6 классе
№ п/п Тема занятия Количество часов Дата проведения
по плану по факту
1 Я и моя школа 1 2 Кто я, какой я? 1 3 Мой успех в школе 1 4 Как справиться с плохим настроением 1 5 Мое отношение к оценке 1 6 Как я оцениваю себя сам 1 7 Как стать уверенным в себе 1 8 Мои мечты о школе 1 9 Как добиваться успеха 1 10 Мой класс 1 11 Трудное слово «нет» 1 12 Я и мир 1 13 Чем мы отличаемся друг от друга 1 14 Мир дружбы и сотрудничества 1 15 Давайте жить дружно 1 16 Зачем нужна дружба? 1 17 Настоящий друг - какой он? 1 13.01 18 Умею ли я дружить? 1 20.01 19 Без друзей меня чуть-чуть 1 27.01 20 Без друзей меня чуть-чуть (продолжение) 1 3.02 21 Я и мои друзья 1 10.02 22 Я не одинок в этом мире 1 24.02 23 Что мешает дружбе? 1 3.03 24 Я и мои «колючки» 1 10.03 25 Меняемся ради дружбы 1 24.03 26 Что такое конфликт? 1 31.03 27 Для чего нужен конфликт 1 14.04 28 Учимся разрешать конфликты 1 21.04 29 Стратегии разрешения конфликтов 1 28.04 30 Я умею принимать другого 1 5.05 31 Нужна ли агрессия? 1 12.05 32 У меня появилась агрессия 1 19.05. 33 Пойми меня 1 26.05 34 Теперь я другой! 1 31.05