Профилактическое занятие Контрольные работы



«Контрольные работы».

Цель занятия: снижение стрессовых переживаний, связанных с ситуацией проверки знаний; обучение навыкам аутотренинга.

Необходимые материалы: стикеры для надписей, индивидуальные карточки с заданиями, кастрюля, бумажные полоски.

Проводится после проведения диагностики школьной тревожности Филипса.

Приветствие участников
1. Знакомство. Мне нравится школа за то, что
2. Упражнение «Ассоциация»
Участники получают листок-стикер, на котором пишут 3 ассоциации со понятием «Контрольная работа». Листки прикрепляются к доске, после чего ведущий зачитывает ассоциации.
3. Информация к размышлению:
Как видно из ваших ассоциаций, очень многие негативно относятся к контрольным и проверочным работам: мало кому нравится, когда его проверяют, да еще и потом ставят отметку. Но ситуация контрольных работ, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, пишущий контрольную, тревожится, беспокоится, переживает. Одна из шкал результатов вашего тестового задания как раз говорила о том, что многие боятся контрольных работ.
Что такое страх, на ваш взгляд?
Для чего он нужен?
Может ли страх помочь хорошо написать контрольную?
Одним из эффективных приемов снятия психологического напряжения является расслабление. Основной психологический эффект расслабления заключается в уменьшении внутреннего беспокойства. С некоторыми способами расслабления мы познакомились на прошлом занятии. Сегодня мы познакомимся с другими психологическими способами снятия напряжения.
Справиться с напряжением помогает самообладание. В содержание этого понятия в качестве составляющих входят умение владеть собой, своими действиями, переживаниями и чувствами.
4. Упражнение «Эксперимент»
Каждому участнику раздаются карточки, на которых написан текст с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать его.
Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ;
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО;
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног.
Обсуждение:
Сразу ли вы справились с заданием?
Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?
В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?
Как развить самообладание?
5. Обучение приемам аутотренинга. Игра «Стряхни»
Инструкция: «Я хочу показать вам, как можно легко и просто избавиться от неприятных чувств. Начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное плохие чувства, нехорошие мысли слетает с вас как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Теперь отряхните лицо. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее».
Анализ:
– Ваше самочувствие после выполнения упражнения?
Дыхательные упражнения.
Когда вы понимаете, что испытываете сильный страх, попробуйте положить ладонь на живот и сделать 2-3 глубоких вдоха таким образом, чтобы ладонь поднималась и опускалась, когда вы дышите. Закройте глаза и представьте себе воздушный шар.
«Представь себе»
Перед тем, как начать писать контрольную, представьте себе, как вы сдаете тетрадь с уже готовым заданием и готовитесь идти на перемену. Представили? А теперь осталось всего лишь выполнить несколько заданий, чтобы картинка сбылась!
А теперь попробуйте справиться с необычным заданием.
Предлагается вторая попытка: учащимся раздаются полоски из серии «грамматическая арифметика», где нужно за 1 минуту из двух слов составить третье, подходящее под нужную категорию. Участникам предлагается при возникновении волнения или страха использовать методики аутотренинга для оптимизации самочувствия.
Анализ:
– Как вы теперь себя чувствуете? Как вы справились с заданием? Чувствовали ли вы страх, и как с ним справились?
6. Разбор ситуаций.
Участникам предлагается написать на листочке самую страшную вещь, которая может приключиться на контрольной работе. Затем листочки перемешиваются и раздаются парам в произвольном порядке. Задача пары – прочитать ситуацию и предложить вариант ее решения, начинающийся со слов «Это, наверное, страшно, но я знаю, как поступить». Можно записывать решение на отдельном листе бумаги с уже подготовленным началом фразы.
После окончания разбора листочки со страшными ситуациями собираются в большую кастрюлю. Ведущий акцентирует внимание участников, что на листочках написано то, чего дети боялись на контрольных больше всего, и спрашивает, готовы ли они избавиться от страха? В случае положительного ответа листочки поджигаются, кастрюля закрывается крышкой.
7. Рефлексия
Участники по желанию заканчивают фразу «Я сегодня», «На этом занятии я»