Статья для выступления на районном метод объединении . Развитие воображения и образности младших школьников на уроках музыки

Статья для выступления на районном метод объединении .
Развитие воображения и образности младших школьников на уроках музыки



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .
ГЛАВА 1.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1. Теоретическое представление о воображении и его психологическая характеристика .
1.2.Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте на уроках музыки .
ГЛАВА 2.
Практическая работа по развитию воображения младших школьников на уроках музыки.
2.1. Организация и методика изучения особенностей воображения младших школьников на уроках музыки в 4 классе .
2.2. Содержание уроков музыки по исследованию воображения младших школьников в 4 классе .







ВВЕДЕНИЕ

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.
Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Воображение становиться опосредованным и преднамеренным.
Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, музыкой, особенно, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображением. [2]
Изучением воображения занимались исследователи: в области психологии - Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л., Вернер; в области педагогики -Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А.; в области музыкальной педагогики - Апраксина О.А., Румер М.А, Ветлугина В.В., Теплов Б.М., Асафьев Б.В., Савшинский С.И, Беренбойм Л.А.
В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое, музыкальное. В творческое входят мечта и фантазия.
К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников. Поэтому темой нашей курсовой работы является «Исследование воображения младших школьников на уроке музыки в 4 классе».
Цель исследования: изучить особенности развития воображение младших школьников на уроке музыки.
Задачи:
Изучить литературу по теме : «Развитие воображения и образности младших школьников на уроках музыки»

Раскрыть сущность понятия воображение.
Описать особенности воображения в младшем школьном возрасте на уроках музыки.
Подобрать методику для развития воображения в младшем школьном возрасте и реализовать её на практике.
Составить конспекты по развитию воображения в младшем школьном возрасте на уроке музыки в 4 классе.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1..Теоретическое представление о воображении и его психологическая характеристика
Воображение – это особая форма человеческой жизни, стоящая отдельно от остальных технических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Воображение характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью всего организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.
От восприятия воображение отличается тем, что образы не всегда соответствуют реальности в них есть элементы фантазии, если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует. В действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой. Воображение может быть четырех основных видов:
1.Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. К активному воображению относятся творческое и музыкальное воображение.
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого
человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов и интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций:
1-ый тип операций, посредством которых формируются идейные образы.
2-ой тип операций, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
Одной из наиболее сложных видов работы педагога на уроках музыки является развитие музыкального воображения учащихся, так как воображение представляет собой необходимый и существенный элемент художественного творчества. Для воображения, связанного с той или иной музыкальной деятельностью человека, характерно преднамеренное, сознательное формирование и преобразование образов в соответствии с определенными целями и задачами.
Музыкальное произведение существует в трех проекциях, а именно в виде:
- записанных композитором нот,
живого звучания, создаваемого исполнителем на основе этих нот, и
взаимодействия художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя. Во всех этих видах деятельности - создании музыки, её исполнении и восприятии - обязательно присутствуют образы воображения, без работы которых невозможна никакая полноценная музыкальная деятельность. Создавая музыкальное произведение, композитор оперирует воображаемыми звуками, продумывает логику их развертывания, отбирает интонации, наилучшим образом передающие чувства и мысли в момент создания музыки. Слушатель сможет понять то, что хотели выразить композитор и исполнитель, если в его внутренних представлениях звуки музыки смогут выразить те жизненные ситуации, образы и ассоциации, которые отвечают духу музыкального произведения.
Деятельность музыкального воображения самым тесным образом связана с музыкально-слуховыми представлениями, т.е. умение слышать музыку без опоры на ее реальное звучание. Особенно большое значение в работе музыкального воображения играют зрительные образы. Музыкально-слуховые образы переходят из области эмоционального в область сознательного, интеллектуального отражения. Чем активнее происходит этот процесс, тем многограннее и стабильнее становится музыкально-слуховые представления. Известный русский психолог Б.М. Теплов поясняет, что о внутренне слуховой сфере музыканта можно серьезно говорить лишь тогда, когда появляется возможность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями. Произвольные репродуктивные музыкально-слуховые представления – это результат умственных действий, открывающих возможность свободно, по своему желанию, вызывать из памяти необходимые образы.
Произвольные музыкально-слуховые представления находятся в постоянной взаимосвязи с процессами мышления и восприятия. Важно отметить, что в зависимости от своего жизненного опыта 2 человека, слушающие одно и то же музыкальное произведение, могут совершенно по-разному понять и оценить его, увидеть в нем разное. Все эти особенности восприятия в музыке, ее исполнение и создание обусловлены работой воображения, которое, подобно отпечаткам пальцев, никогда не может быть одинаковым даже у двух людей.
Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательна, конструируется человеком, а не просто механически кооперируется им, воссоздается, но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в котором она есть, и хотя здесь так же присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Но есть и другие виды воображения. Это – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.
Сновидения – можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации (осуществления) в жизни.
Галлюцинациями называют фактические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они результат тех или иных нарушений психики или работы организма сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы в отличие от галлюцинаций это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым (представляющим) будущим.
Мечта от грез отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. А.С. Выготский выделяет три функции воображения.
Последовательная. Что бы вызвать в ребенке живое представление о предмете, надо в реальной жизни найти все элементы, из которых будет построено представление.
Эмоциональная. Всякая эмоция имеет свое внутренне и внешнее состояние, а это значит, что фантазия является аппаратом, непосредственно осуществляющим работу наших эмоций.
Воспитательная. В игре эмоциональная функция позволяет обеспечить организацию форм среды, позволяющих развивать и упражнять свои способности. Можно заметить,
Что все функции воображения всецело согласуются с его психологическим свойством – поведения, направленное на формы, еще не бывшее в нашей работе и это подчеркивает необходимость развития воображения.

1.2.Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте на уроках музыки.
Поскольку в музыкальном воспитании громадную роль играет преемственность развития, необходимо рассматривать возрастные особенности младших школьников в единстве сущего и должного. В психологии порой забывают об этом единстве, констатируют только фонд наличных наличных психологических проявлений. Вот почему учителю музыки нужно творчески применять знания о психологических особенностях детей.
Приведем здесь наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста:
моторная активность;
сенсорно – перцептивная активность (способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);
интеллектуально – волевая активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно – следственных отношений, выделение себя из поля зрения и т.д.);
мотивация и эмоционально – выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность к их эмоционально – выразительному выявлению, символизации, замещению);
способность к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную ( т.е ценную не только для себя) деятельность, поведение, общение ( включая учение и игру) во имя их эффективного построения, регулирования и социальной (осмысляемой все больше и больше) оценки.
Первые четыре показателя зарождаются и естественно проявляются в «самодеятельности» детей этого возраста (т.е. деятельности, прежде всего для себя). Последний показатель является наиболее сложным, интегральным. Он определяет в психологическом смысле позицию ребенка уже как школьника, деятельность которого характеризуется всеми основными чертами общественно полезной деятельности.
Включение сложившихся у детей форм психической активности в учебную деятельность и общение в детском коллективе предполагают, с одной стороны, модификацию этих форм, с другой – рождение психических новообразований. Важнейшим новообразованием является способность детей регулировать свою деятельность на сравнительно большом временном и пространственном участке, причем с сохранением представления о требуемом (другим человеком, задачами обучения) результате. Требуемый результат и есть социальная цель деятельности. Детям овладеть этой способностью трудно. Степень, темп овладения ее характеризуют диапазон возрастных психологических особенностей учащихся младших классов, уровень психического развития детей.
Воспитание этой способности через отрицательную оценку, порицание ведет к нарушениям преемственности с предшествующим психическим развитием. Напротив, воспитание способности к целевой регуляции деятельности через поощрение, положительную оценку успеха детей сохраняет богатство предшествующих достижений психического развития младших школьников.
Действие в соответствии с требуемым результатом формирует у детей такие качества, как устойчивость поведения, способность к мобилизации, к действию с учетом фактора времени, к регуляции своих состояний в соответствии с достигаемым результатом.
Существует несколько способов педагогически эффективного воспитания таких качеств личности. Во-первых, психологи отмечают важность воспитания их через обнаружение или осознание школьником значимости цели. Во-вторых, техника формирования подобных качеств предполагает, что отдаленная и трудная цель деятельности в ходе работы «добиться» на промежуточные цели, в своей совокупности, составляющие данную цель. Например, воспринять произведение сравнительно большой протяженности бывает зачастую не под силу маленькому школьнику. Но если его представить как последовательность ряда относительно завершенных фрагментов, эпизодов, эффект будет иной: ребята, пройдя через это, оказываются вполне в состоянии воспринять сочинение в целом. Есть и другие технические приемы, с помощью которых достигается подобный эффект: «погружение» учителем данной цели в состав более крупной (как это не покажется парадоксальным), но более актуальной «близкой» ребенку, значимой цели. В этом случае она становиться «простой», доступной даже для самых слабеньких ребят.
Нужно отметить, что в учебно-воспитательной музыкальной деятельности моторная, сенсорно-перцептивная и интеллектуально-волевая активность всегда соотноситься с ведущей ролью мотивационной, эмоционально-выразительной активности. Осознанное социальное целеполагание формируется либо через целостное осмысление музыкального произведения, либо через включение обобщенных музыкальных знаний в контекст музыкального восприятия. При этом на основе мотивации может сформироваться ряд вариантов цели; подключение же ряда мотивов ведет к возрастанию обобщенности цели. Цель музыкальной деятельности как творческой деятельности школьников никогда не предшествует этой художественной деятельности (в отличие от многих других форм учебных занятий детей в школе). Она рождается в процессе деятельности и ее осмысления, переосмысления. Здесь отчетливо видна специфика музыкальной деятельности как художественной: в ней (имеется в виду настоящее музыкальное творчество, настоящая музыка) всегда цель возникает не до восприятия, а в конце его как результат осмысления целостного музыкального сочинения.
В конечном счете, возраст младших школьников в психологическом смысле можно охарактеризовать как возраст целеобразования.
Данная выше общая характеристика возрастных психологических особенностей младших школьников дана в аспекте должного развития применительно к музыкальным занятиям в школе, что для педагога-музыканта является наиболее важным.
Укажем теперь на объективно существующие особенности «обычного» психологического облика младших школьников, проявляющиеся в учебной практике:
разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт;
моторная «зажатость», «закрепощенность», особенно у городских ребят;
недостаточная вокально-слуховая координация (иногда и двигательно-слуховая);
преобладание роли зрелищно-событийных впечатлений по отношению к слуху (опять же преимущественно у городских ребят);
склонность к гедонистическим окрашенным чувствам;
потребность в смене эмоциональных состояний ( у младших школьников психологи отмечают своеобразную «импульсивность», бесконтрольность эмоциональных состояний»);
склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации, обобщения (с взрослыми, с персонажами произведений музыки);
регуляция деятельности, общение в опоре на чувственные ощущения, образы, но не на слово (стремление «увидеть» за словом конкретное представление; предпочтение тем словам, которыми обладают живые образы, представления детей);
интерес к внешней форме (музыкальной, словесной), к замещению форм, их « переодеванию» и т.д.;
интеллектуально-волевая регуляция только во имя субъективно- привлекательных «важных» причин;
личностная доминанта: стремление к самовыражению в самых разнообразных формах – звуковых, зрительных, двигательных и т.д.
Как и все другие психические процессы, воображение развивается и совершенствуется в деятельности человека. Основная тенденция в развитии воображения у детей – постепенное увеличение соответствия продукта воображения все более сложным закономерностям реальной действительности.
Обозначим кратко особенности развития воображения в младшем школьном возрасте.
В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируя в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, графические или музыкальные образы и др.
Воображение тесно связано с личностью, ее развитием. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.
Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.
Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ.
2.1. Организация и методика изучения особенностей воображения младших школьников на уроках музыки в 4 классе.
К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Более того, для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности школьников.
Для диагностики уровня развития воображения не всегда целесообразно использовать специальные экспериментальные методики, в ряде случаев можно ограничиться наблюдением за школьником, беседой с ним, анализом продуктов его деятельности. Однако этот путь требует достаточно большого опыта и занимает много времени. Тем не менее, можно назвать ряд жизненных показателей, по которым можно судить о сфере вторичных образов ребенка и его способности оперировать ими.
В частности, об уровне развития представленной можно судить по тому, что играет решающую роль в формировании представлений:
о низком уровне развития данной способности свидетельствует доминирующая роль восприятия,
о более высоком - способность оперировать представлениями и менять их под влиянием слова,
а о наличии еще более высокого уровня – решающая роль слова в процессах формирования и изменения представлений (П.А. Сорокун).
Об уровне развития воображения можно судить по смене преобладающих его форм и продуктивности, оригинальности, самостоятельности творческих процессов.
Изучив теоретические положения по нашей проблеме, мы разработали методику, направленную на иследование воображения младших школьников, которая основывается на активном привлечении ассоциаций младших школьников, возникающих у них при прослушивании музыкальных произведений.
Суть нашей методики в следующем: чем большее количество ассоциативных связей сможет оживить в своей памяти слушатель, в нашем случае младший школьник, тем ярче, точнее и содержательнее будут отражающие их внутренне слуховые образы, а значит, активизируется его воображение.
В связи с этим, важно:
подобрать яркий звукоизобразительный репертуар, направленный на активную работу фантазии и всей эмоциональной сферы учащихся,
стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу звучащей музыки.
В соответствии с этим, в качестве репертуара мы использовали произведения шведская народная песня «Три парня», А.Бородин «Богатырская симфония» фрагмент.
Детям было предложено прослушать все произведения в течение 3 уроков и ответить на следующие вопросы.:
Слушание. Вторая симфония А.Бородина.
Есть что-нибудь общее между прозвучавшей музыкой и эпизодами в романсе «Спящая княжна»?
Как музыкальный язык симфонии передает её русский характер?
А.Бородин не дал названия своей Второй симфонии. Какое название могли бы вы предложить?
Какую картину в вашем воображении рисует музыка Богатырской симфонии? И.т.д.

Шведская народная песня «Три парня».
Какое настроение вызывает у вас эта песня?
Что выражает и изображает мелодия?
Какие картины помогает увидеть нам песня? Опишите словами из песни.
Можем ли мы назвать трех парней богатырями? Почему?
.Какой должна быть музыка, чтобы мы могли представить себе богатырей? И т.д.
Таким образом, через восприятие и активизацию воображения мы пришли к определению программного содержания определенных музыкальных произведений.
Мы предлагаем следующие рекомендации для учителей музыки, родителей и других взрослых, которые участвуют в воспитании детей:
1. Использовать задания, в которых ребенок должен:
а) создавать образ предмета по его словесному описанию;
б) воссоздавать целостный образ картинки на основе восприятия одной или нескольких ее частей.
2. Оперировать в уме образами простых многомерных объектов (пространственное воображение).
Все предметы окружающего нас мира существуют в пространстве. И образы воображения, чтобы быть адекватными, должны отражать пространственные характеристики этих предметов. В связи с этим, очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета с учетом его пространственного расположения. Для тренировки этой способности младшим школьникам можно предложить игры двух типов:
а) на мысленное преобразование предмета в пространстве,
б) па представление взаимного расположения нескольких предметов в пространстве.
3. Подчинять свое воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовывать план этого замысла.
Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные замыслы и намерения ребенка часто не достигают своего воплощения. В этом возрасте у ребенка уже есть необходимые предпосылки для того, чтобы научиться действовать по заранее продуманному плану. Поэтому очень важно развить эту способность, научить ребенка не просто бесцельно и отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать хоть небольшие и несложные, но законченные произведения (музыку, рисунки, истории, конструкции и т.п.).

2.2. Содержание уроков музыки по исследованию воображения младших школьников в 4 классе .
Конспект урока музыки в 4 «а» 4 «б» классе.
Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?».
Тема урока: «Музыка передает движения».
Цель: показать, как разные виды искусства – поэзия, музыка и живопись – по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание.
Музыкальный материал: К. Листов «Песня о тачанке»; Е.Крылатов, сл. Ю.Энтина «Крылатые качели».
Дополнительный материал: репродукция картины М.Б.Грекова «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед».
Оборудование: учебная доска, Баян , ноутбук, колонки, проектор .

Заголовок 115