Статья Формирование духовно-нравственных качеств детей при работе с родителями


МБОУ «Старокрымская ОШ № 2»
Формирование духовно- нравственных качеств детей при работе с родителями
Подготовила
учитель начальных классов
Аблякимова М.Э.
В настоящее время общество переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наш социум сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. И сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы на наш педагогический совет не был случайным.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок. Сложно ожидать от ребёнка проявления патриотизма, когда дома ведутся «совершенно не патриотичные разговоры», ожидать милосердия, когда пример родителей утверждает совершенно обратное.
Поэтому не случайно древнейшим институтом воспитания и развития ребёнка является семья. То, что малыш приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья — это колыбель духовного развития ребёнка. Семья- это первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.
Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?
Задача учителя- всеми доступными для него средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально- благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.
На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании? Я придерживаюсь мнения В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасности « если и дальше так будет продолжаться…»- и как можно больше духовного общения с детьми и родителями».
На мой взгляд, учителя ждёт успех и в воспитании, и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда и родители уверены, что их ребёнок любим учителем, независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом , любим такой, какой он есть.
Основа моей воспитательной работы- союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.
С первых дней знакомства с родителями, стараюсь донести до них мысль о том, что источником благополучия ребёнка в семье, условием его счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Ребёнок должен быть уверен в том, что его кто-то очень любит, и он тоже кого- то любит. Такая любовь создаёт у маленького человека чувство защищённости, душевного покоя. У человека должен быть уголок, где ему хорошо, где у него есть защита от невзгод. При этом ребёнок активнее постигнет мир, легче овладеет знаниями. Любовь, ласка, нежность, которые ребёнок воспринял в детстве, в последующем помогут ему решить многие сложные проблемы.
Со своей стороны, я стараюсь, чтобы ребёнку было комфортно в школе, чтобы в ней присутствовала тёплая, доброжелательная обстановка, в которой интересно и увлекательно учиться. Всего этого можно достичь, сделав школу похожей на дом. Но дом бывает полноценным и любимым, если в нём живут добрые люди. Мы привыкли, что первую учительницу называют «второй мамой», но и первая мама должна быть в школе. А ещё лучше, если и папа, и бабушка, и остальные родные люди будут встречаться в школе. Поэтому, набирая ребят в 1 класс, я начинаю в первую очередь устанавливать связи с семьёй.
В сентябре собираю родительское собрание, на котором знакомлю родителей с возрастными особенностями детей , своим видением воспитания и образования. Эпиграфом нашего первого собрания служат слова А.С. Макаренко: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание-это наша счастливая старость, плохое воспитание- это наше будущее горе.» Наше первое собрание проходит в форме «круглого стола», где каждый родитель помимо традиционных сведений о своей семье сообщает о том, чем ребёнок любит заниматься в свободное время, какие игры предпочитает, как малыш ведёт себя в детском коллективе, какие обязанности имеет дома ,кто непосредственно занимается в семье воспитанием ребёнка.
Следующим этапом работы является знакомство родителей с « 10 заповедями для родителей» и с 10 «нельзя» для детей, которые я беру за основу нравственного воспитания. Если родители их одобряют,они становятся нашими общими заповедями и соблюдение их становится делом чести и достоинства каждого.
Вот наши заповеди :

10 «НЕЛЬЗЯ» для детей
1.Нельзя бездельничать, когда все трудятся. Позорно предаваться
праздности, когда старшие не могут позволить себе отдых.
2. Нельзя смеяться над старостью. О старости говорят только с уважением.
3. Нельзя вступать в пререкания со взрослыми людьми.
4.Нельзя выражать неудовольствие, если у тебя нет той или иной вещи.
5. Нельзя допускать того, чтобы мать давала тебе то, чего себе не даёт.
(лучший кусок). Мысль о праве на какую-то собственную исключительность-яд, отравляющий душу.
6.Не делай то, что осуждают взрослые, они мудры. (не делай того, в чем стыдно признаться маме).
7.Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у неё нет никого, кроме тебя. В праздничные дни никогда не оставляй её одну. Ты сам, твоё слово, твоя улыбка бывают единственной радостью её бытия.
8.Не собирайся куда –то, не спросив разрешения.
9. Не делай плохо другому, зло вернётся к тебе и посеет зло вокруг.
10. Нельзя думать только о себе, старайся быть «солнышком добра и любви», пусть твои лучики греют окружающих.
В этих правилах заключается, на мой взгляд, уважение к человеческому достоинству. С ребятами эти правила «выводим» сами, используя ситуации из жизни класса, из наблюдений окружающего мира, прочтения книг.
Для себя же я определила несколько требований, которые обязательно выдерживаю:
Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.
Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что от меня ничего не стоит скрывать, я- их друг, который всегда постарается помочь.
Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и отметках говорю в индивидуальной беседе.)
Всегда можно найти за что сказать родителям «спасибо».
Добиваясь единства семьи и школы в создании воспитательного пространства, часто вспоминаю выражение: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». А этих домов у него теперь два: со мной рядом и с родителями, значит, мы должны быть едины в своих требованиях, заботах, стремлениях.
С целью повышения психолого-педагогической компетенции родителей и для более тесной связи с ними и детьми, летом нынешнего года я создала свой персональный сайт. На этом сайте есть страничка «Для родителей», которая состоит из 2 рубрик: «Советы психолога», где размещаю советы по воспитанию детей и «Шпаргалки для родителей», где даю ссылки на полезные ресурсы, которые могут помочь в решении некоторых проблем обучения и воспитания. Также на этой страничке разместила нормы оценок для того, чтобы семья не шла вслепую к успеху, а имела чёткое представление о требованиях. Страница «Наши будни и праздники» знакомит родителей с расписанием уроков и внеурочной деятельности ( с изменениями в расписании), с жизнью детей в школе, в рубрике «Поздравляем» размещаю поздравительные открытки к праздникам, а также индивидуальные поздравительные открытки с днем рождения детям. Дети с нетерпением ждут, когда на сайте появится их поздравительная открытка.
Ещё мне нравится работа по проведению семейных праздников. Когда в школу на праздник идут не только родители, но и бабушки с дедушками, сёстры и братья идут не как зрители, а как участники. Так у нас проходил праздник «Къурбан байрам» в первом классе. Об истории праздника «Къурбан байрам» дети узнали не от меня, а из уст родителей. На этом празднике мои ученики поздравили своих родных и близких с праздником и презентовали им свой первый коллективный проект «Поздравительная открытка к празднику Къурбан байрам». Родители и гости были приятно удивлены. Праздник закончился вручением подарков от родителей и добрыми пожеланиями.


Примером таких совместных праздников можно считать и праздник Игра-путешествие «Осенняя прогулка», проведенный мной в рамках недели начальных классов, где участниками были учащиеся нашей параллели, и их родители. В решении организационных вопросов этого праздника мне оказали помощь члены родительского комитета обоих классов, а также классный руководитель параллельного класса Аблязова А.А.

Привлечение родителей к внеклассной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, вовлечённость в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей- это своеобразное искусство, которое требует терпения, а так же большого желания его познать; общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.
Дети - будущее страны, наше будущее, и какими будут они, зависит от того, какими мы воспитаем их (совместно с родителями), какие морально-этические нормы будут заложены в них.
Своё выступление хочу закончить словами Ж.Ж.Руссо: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению…лучшее средство привить детям любовь к отечеству, нравственность состоит в том, чтобы эта любовь и нравственность была у отцов».