применение ИКТ на уроках технологии 5-8 классы


Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках технического труда.
Компьютер прочно вошёл в нашу жизнь. Он стал незаменимым помощником не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности каждого человека. Так как 80 процентов информации человек воспринимает посредством зрения, актуальна поговорка "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». На уроках технологии, особенно в среднем звене, должна обязательно присутствовать зрительная информация, которую обеспечивает применение компьютерных технологий в виде раздаточного материала ( чертежи, технологические карты, тесты, листы опроса), использования проекторов и интерактивных досок. В мастерской нашей школы вместо них используются телевизоры диагональю 72сантиметра(по два в двух мастерских), поэтому динамическая информация(фильмы) воспринимается гораздо лучше, чем статическая(презентации, таблицы).
Я хочу поделиться опытом использования компьютерных технологий на уроках технического труда в условиях мастерской.
Основное и самое распространённое использование компьютера – это увеличение количества(после копирования) раздаточного материала. Достаточно начертить чертёж изделия, составить тесты и данный материал будет доступен в любых количествах. Кроме вышеперечисленных документов для изготовления сложных, многодетальных изделий я использую листы опроса (я их называю «вопросники»), в которых с помощью вопросов прорабатываются все детали изготовления изделия. Это способствует более вдумчивому, ответственному подходу к предстоящей работе.
Приложение№ 1
Новая программа ФГОС образовательной области «Технология» предусматривает изучение нового раздела «Современные технологии». Идеальным способом изучения этого материала являются экскурсии на современные предприятия. Но экскурсии -занятие очень трудоёмкое и непродуктивное. Требуется очень много согласований и не на каждом современном предприятии согласятся принять детей. Одним из путей решения данного вопроса является использование информационно-коммуникационных технологий.Я поступаю следующим образом. В сетях интернета находится очень много видеоматериала о современных производствах. Нужно только донести эту информацию ученикам. Я выбираю фильмы научно-познавательного характера, обрабатываю с помощью программы PinnacleStudio (убираю ненужные участки фильма, добавляю музыкальное сопровождение, устанавливаю переходы между частями фильма).Также с помощью этой программы можно совместить несколько похожих сюжетов, что даёт более полную информацию о данном производстве.
Сюжеты подбираются примерно на 40-50 минут с учётом того, что некоторые материалы по тем или иным причинам приходится удалять (неинтересный, очень сложный материал). Сюжет должен длиться не более пяти минут, иначе пропадает интерес к материалу. Материал подбирается таким образом, чтобы важные сюжеты сочетались с сюжетами, вызывающими у учеников повышенный интерес. «Изготовление стали», «Спортивные минимашины» и.т.д. Это повышает качество восприятия материала.Для концентрации внимания на важных деталях материала к каждому видеоматериалу я составляю лист опроса, где вопросами выделяю важные моменты.После каждого раздела я останавливаю демонстрацию и предлагаю одному из учеников ответить на поставленные вопросы
Приложение№2
Лист опроса позволяет не только сконцентрировать внимание ученика, но и повторить темы предыдущих уроков. Например, просматривая видеоматериал о производстве высокопрочных инструментов, обучающиеся на практике видят, как происходит закалка инструментальной стали различными способами.Также некоторые разделы я включаю при изучении определённой темы. Например, при изучении темы урока «Древесина и древесные материалы» в пятом классе я предлагаю ученикам фильмы: «Изготовление современной мебели»(изготовление ДСП и ДВП), «Изготовление и облицовка современных дверей» (изготовление досок и фанеры), производство пиломатериалов. Это направление не только позволяет изучить раздел программы «Современные технологии», но и значительно расширяет кругозор учеников, что подтверждается более продуктивным результатом тестирования по различным темам программы. Листы опроса составлены с учётом возраста учеников. Например, для учеников пятого класса увеличен шрифт документа и уменьшено количество вопросов в разделе.
Приложние№3
Работа по этому направлению ведётся более трёх лет, и пока таких комплектов материалов(фильм + лист опроса) разработано для 16 уроков. Постоянно идёт коррекция сюжетов и вопросов, что позволяет более качественно и продуктивно проработать материал. Также подобран набор сюжетов по теме «Культура дома» для шестых классов и по теме «Электротехника» для учеников 8 классов.
Но основное направление использования информационно-коммуникативных технологий на уроках технического труда – это изучение раздела «Творческий проект». Программа образовательной области «Технология» предусматривает выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Учителя привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся.
При изучении раздела «Творческий проект» в пятых классах обязательна презентация лучших творческих работ учеников, например, победителей олимпиад или выставок, а так же образцы школьных проектов.
Приложение№4
Это стимулирует учеников к поиску интересных идей, более качественному выполнению творческих работ.
Для быстрого и качественного составления технологической документации проекта я раздаю обучающимся своеобразную памятку, где описаны основные правила оформления текста, прописаны все пункты «методической папки», примерное оформление титульного листа, примерные экономические расчёты стоимости проектной работы, а также примерная таблица материалов и технологическая карта. Пользуясь данной памяткой, ученики самостоятельно на оценку составляют документацию, по которой в дальнейшем изготавливают своё изделие.
Приложение№5
Для всех желающих есть подборка проектов (в электронном виде) учеников нашей школы занявших призовые места в городских олимпиадах, конкурсах, выставках.Эти примеры могут являться основой для новых творческих проектов. Теоретическую часть проекта ученики выполняют дома самостоятельно по одному пункту в неделю. Практическую же часть выполняем на уроках в условиях мастерских. Основу или хотя бы направление творческого проекта можно взять и в интернете, чем многие ученики и пользуются.
Хотя оснащение кабинетов современным оборудованием идёт достаточно быстро, я знаю только единичные случаи, когда в мастерских установлены интерактивные доски или хотя бы телевизоры. Хотелось бы, чтобы этот процесс ускорился, тогда бы материала по этому направлению было гораздо больше.