Применение ИКТ на уроках физики


Применение ИКТ на уроках физики
Вы не можете научить человека чему-нибудь;Вы можете только помочь ему понять это самому”Галилео Галилей
С самого рождения человек стремится к познанию окружающего мира. Он сталкивается с различной информацией, которая помогает ему правильно оценить происходящие события, принять обдуманные решения, найти вариант своих действий.
Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса. В наших школах давно прижились ИКТ, которые помогают учителю осваивать ФГОСы.
Я - учитель физики. Тема моего инновационного проекта: "Использование ИКТ на уроках физики"
Актуальность моего проекта состоит в том, что
- информатизация образования требует внедрения ИКТ в образовательный процесс;
- использование ИКТ приводит к повышению качества образования;
- требования ФГОСов -превращение из учителя наставника - который сообщает новую информацию - менеджера управляющего развитием учащегося, сотрудничая с ним при решении учебных задач;
- требования постиндустриального общества к специалистам нового времени.
Цель проекта: совершенствование образовательного процесса, формирование образовательной среды, способствующей наиболее полной реализации реальных учебных возможностей учащихся на уроках физики, повышение качества образования через внедрение информационно - коммуникационных технологий.

Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:
- Изучение опыта работы использования ИКТ.
- Апробация ИКТ на уроках физики.
- Вовлечение учащихся в атмосферу поиска, решения научной задачи.
- Внедрение методик и элементов инновационных технологий в учебном процессе.
- Использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности.
- Создание новых форм работы с учащимися, направленных на выявление наиболее способных детей.
В своей работе я опираюсь на нормативную базу:
Конституция РФ
Конвенция о правах ребёнка
Закон РФ «Об образовании»
СанПиН 2.4.2.2821-10
Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г.
ФГОС
Устав МКОУ «Успенская СОШ»
Воспитательная программа Успенской СОШ
Рабочая программа учителя физики
Использование ИКТ на уроках физики позволяет:
- повысить интерес к изучению предмета,
- расширяет возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов,
- повышает интерес к обучению.
Преимущества использования ИКТ для меня, как учителя:-Экономия учебного времени (до 30%);-Возможность обеспечить аудио – визуальное восприятие информации;-Включение учащихся в активную деятельность;-Развитие коммуникативных умений учащихся на уроке;-Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в обучении учащихся;-Рациональное использование различных форм, методов и приемов работы; -Освобождение от рутинной бумажной работы.-Создание положительного эмоционального фона урока;
 Для учащихся ИКТ :
Обеспечивает более эффективную доступность информации;
Приближает урок к мировосприятию современного ребенка;
Позволяет ученику работать в своем темпе;
Развивает нестандартное мышление;
Воспитывает самостоятельность, способность принимать решения;
Формирует уверенность в своих возможностях, способностях.
ИКТ для родителей:
возможность участвовать в процессе обучения начиная от контроля уровня успеваемости, заканчивая участием в совместных проектах.
Научная новизна проекта:
- Предложение заказчикам уникальной самоорганизующейся личности;
- Изменение позиции педагога: не информатор и контролер, а менеджер и эксперт;
- В результате освоения УУД — интеграция учебных предметов
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения ИКТ. Это прежде всего
1. Применение компьютера на уроках в качестве универсального технического средства обучения.
Традиционные аудиовизуальные средства обучения на своих уроках я с успехом заменяю компьютером, экраном и мультимедийным проектором. Современное программное обеспечение позволяет продемонстрировать на уроке большое количество наглядного материала: рисунки, схемы, таблицы, тексты (формулировки законов, формулы и т.д.), видеозаписи, анимации, физические модели. На занятиях я активно использую электронно-образовательные ресурсы «Отрытая физика2.6», «Физика, 7-11 классы» Физикон, «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий», «Уроки физики Кирилла и Мефодия», «Электронные уроки и тесты «Физика в школе" и другие. Ресурсы программ я использую как на этапе подготовки и проведения уроков физики, так и для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время.
Я самостоятельно комплектую из объектов электронного ресурса презентации, которые демонстрирую по ходу урока. Отбор материала должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. В зависимости от типа урока информационное содержание слайдов каждый раз меняется. В моем архиве такие презентации к урокам как: "Линза. Оптическая сила линзы", "Сила трения. Трение в быту и технике", "Действие магнитного поля на движущийся заряд" и др.
На уроке изучения нового материала я демонстрирую видеозаписи опытов (в том случае, если демонстрация реального опыта занимает много времени, мелкие детали эксперимента не улавливаются учениками и в том случае, если опыт невозможен), демонстрация анимаций или компьютерных моделей процесса (позволяет рассмотреть особенности явления, неоднократно повторять процесс, усложнять его). На этапе закрепления новых знаний я провожу игры, например: (принцип игры: на экране возникает вопрос по изученной теме - следует ответ учащегося - возникает на слайде правильный ответ, сопровождающийся тематическим рисунком или фотографией). В конце урока я использую повторение основных этапов урока, демонстрируя отдельные информационные слайды. Демонстрация видео.
2 На своих уроках я использую компьютерные модели. Они позволяют управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей математической модели. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Подобные модели для меня представляют особую ценность, так как учащиеся, как правило, испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.
3 Также использую компьютерные виртуальные лаборатории.
Физика – наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. Невозможно показывать эксперименты, требующие  сложного оборудования, которого просто нет в кабинете физики. В этом случае меня выручает компьютер , который позволяет  проводить  лабораторные работы. В них ученик по своему усмотрению изменяет исходные параметры опытов. Наблюдает, как изменяется в результате само явление, анализирует увиденное, делать соответствующие выводы.
5 Использование Интернет - ресурсов
В своей работе я использую Интернет-ресурсы. Для организации первоначального знакомства учащихся с ресурсами Интернета я как учитель предлагаю список разных электронных адресов с составленной специально для учащихся краткой аннотацией.
Такой список находиться на специальном стенде в кабинете. Я и самих учащихся постепенно подключаю к работе по составлению небольших аннотаций, тематически соответствующих изучаемому на уроках материалу.
Интернет-ресурсы которые я часто применяю: «Физика в анимациях» (http://physics.nad.ru/), ФИПИ (http://www.fipi.ru/), «методическое объединение учителей физики (http://schools.techno.ru/sch1567/),«Физика Ru» (http://www.fizika.ru/) ,«Единая коллекция образовательных ресурсов «(http://school-collection.edu.ru/).
Материалы сайтов я использую при подготовке к урокам, для контроля, для подготовки учащихся к олимпиадам, для исследовательской работы.
6 Проектная деятельность учащихся.
Мотивация к изучению физики у учащихся повышается и при подготовке проектов. Используя различные цифровые среды, редакторы и ресурсы, приложения MS Office ребята готовят мультимедийные презентации, сообщения, доклады, дополнения к материалу урока. Я как учитель ставлю перед учениками конкретную задачу, а технологию выполнения этого задания ученики выбирают сами, я же оцениваю конечный результат. Важно чтобы используемый материал (схемы, диаграммы, текстовая информация, анимации, видео, иллюстративный графический материал) был логически выдержан и нес конкретную необходимую информацию. Среди проектов учащихся такие как: "Вода - источник жизни" Турцевич Сергей 8 класс, "Зависимость скорости испарения от рода жидкости" Мочалова Кристина 8 класс, ... и др.Видео
Использовать ИКТ технологии на уроках нужно строго соблюдая новые требования СанПиНа, чтобы не навредить здоровью учащихся.
На сегодняшний день информационные технологии занимают одно из ведущих мест. С их помощью уже сегодня можно решать множество дидактических, организационных и методических задач. Использование ИКТ привело к повышению обученности; заинтересованности учащихся к предмету. Это показало проведенное мною анкетирование среди учащихся. Им задан был вопрос об эффективности применения ЭОР. Результаты анкетирования подтверждают все позитивные факторы использования ИКТ на уроках физики:
- необходимо использовать мультимедиа – 80% учащихся;
- необходимо использовать презентации - 76% учащихся;
- вызывают интерес проекты-презентации одноклассников – 84% учащихся.
Анализируя опыт использования ИКТ на урока, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения; высокую степень дифференциации обучения, расширяет возможность самостоятельной деятельности, повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Я всё больше убеждаюсь, что современный урок- это урок, где было бы интересно современному ученику. Это тот урок, где было бы интересно современному учителю. Это то место, где создаются возможности научиться мыслить нестандартно, не боясь совершить ошибку, а может даже через пробы и ошибки. 
 Компьютер - мощный инструмент в руках грамотного учителя,
но никогда не сможет претендовать на место самого Учителя.