Тема урока «Стихотворение А.Т.Твардовского «Я убит под Ржевом»


Тема урока «Стихотворение А.Т.Твардовского «Я убит под Ржевом»
Ход урока:
Сообщение темы -1 слайд
Определение целей-2 слайд
Биография автора – 3 слайд (фильм Саши Порсин)
Проверка – тест по биографии- 4 слайд
Вступление учителя:
Стихи военных лет А.Твардовского – это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но «из армейского быта» и лирические взволнованные воспоминания о родной земле, оскорбленной врагами. Слайд 5.
Презентация Носкова Виталия
К урок вы должны были прочесть стихотворение «Я убит подо Ржевом». Оно относится к патриотической лирике Твардовского. Основная тема лирического произведения — скорбь о погибших. Стихотворение построено в форме монолога убитого неизвестного солдата. Лирический герой — один из многих, погибших в годы войны. Приметы его гибели: безымянный бой, негероическая смерть во время бомбежки, похоронен в безымянном болоте вместе с другими, такими же безымянными солдатами.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
8. Чтобы более точно понять это стихотворение, нам необходимо проанализировать его. Итак, работаем по группам. Время на обсуждение – 5 минут. – слайд 6. Командир группы выставляет оценки всем участникам.
9. Выступление по группам.
10 Работа с текстом.
1.Какие особенно драматические элементы повествуют о трудных, кровавых буднях войны? Найдите строки, передающие переживания лирического героя.
- Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?
- Этот месяц был страшен,
Было все на кону.
-На земле на поверке
Выкликают не нас.
- Летом, в сорок втором,
Я зарыт без могилы.
-Ведь Берлин, если помните,
Назван был под Москвой.
-Если б мертвые, павшие,
Хоть бы плакать могли!
- …Не слукавили
Мы в суровой борьбе,
Всё отдав, не оставили
Ничего при себе.
2. Пространство для Твардовского – вся огромная, цветущая земля, на которой сохранена жизнь. Время прошлое, настоящее и будущее связаны воедино темой памяти, темой неистребимости жизни.
Какими вам представляются время и пространство в стихотворении?
- Я убит подо Ржевом…
- Был впервые на фронте
Назван вдруг Сталинград…
- Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?
-Неужели колесами
К Волге вырвался он?
-Братья, может быть , вы
И не Дон потеряли,
И в тылу у Москвы
За неё умирали.
И в заволжской дали
Спешно рыли окопы,
И с боями дошли
До предела Европы.
- ….вставало
Из-за вашей спины
Пламя кузниц Урала.
- Может быть, побратимы,
И Смоленск уже взят?
3.В каком, по-вашему, фрагменте стихотворения мотив воинского завещания звучит наиболее сильно?
-Вы должны были, братья
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье –
Эта кара страшна.
- Завещаю в той жизни,
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
И беречь её свято,
Братья, счастье своё –
В память воина-брата,
Что погиб за неё.
Каковы функции многоточий в тексте? (Многоточие встречается в тексте не единожды. Автор как бы предоставляет читателю время для раздумий, позволяет воочию представить картины военного прошлого
-Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?...-Может быть, вы к границе
Подступили уже!
Может быть…
- Кто остался живой
В городах миллионных?
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле?
Ах, своя ли, чужая,
Вся в цветах иль в снегу…
11. В тексте стихотворения – множество риторических вопросов. Перечитаем их.Какова их функция? ( С помощью риторических вопросов автор акцентирует внимание на особенно важных деталях прошлого и настоящего. Погибший безымянный солдат становится как бы правомерным участником диалога между живыми и мертвыми. Утверждается право погибших знать о том, за что заплачено жизнью. При помощи риторических вопросов поддерживается звучание мотива неоплатного долга: на заданные вопросы мы должны отвечать всей своей жизнью.)12. Перечитайте заключительные строки стихотворения – завещание оставшимся в живых. Почему вместо глаголов повелительного наклонения автор использовал глаголы неопределенной формы? -Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Горевать – горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать – не хвастливо
В час победы самой.
И беречь её свято,
Братья, счастье своё -
В память воина-брата,
Что погиб за неё.
(Можно предположить, что автор намеренно заменил глаголы повелительного наклонения глаголами неопределенной формы, лишенными грамматических признаков времени, лица, числа. Это позволяет полностью сосредоточиться на лексическом значении слов. Конечное «ть» и «чь» делает их звучание четким, отрывистым, лаконичным. Так безымянный рассказчик обращается к оставшимся в живых не просто с просьбой, а с просьбой-приказом, что больше соответствует суровым законам военного времени. Убитый солдат не знает, чем завершилась война: ведь он погиб в те дни, когда исход борьбы был еще неясен).13.Что скрыто за фигурой умолчания? Какова её функция?
(Приём умолчания в стихотворении «Я убит подо Ржевом» помогает автору передать мысли – эмоции погибших, тех, что «вечности преданы», недоговоренностью же подчеркнуто: есть то, что неуместно, даже кощунственно досказывать до конца. Фигура умолчания позволяет увидеть природный душевный такт, присущий Твардовскому.
Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я – где с облачком пыли
Ходит рожь на холме,
Я – где крик петушиный
На заре по росе;
Я – где ваши машины
Воздух рвут на шоссе.
Прием умолчания помогает автору передать и величайшее волнение о судьбе России:
Нет, неправда. Задачи
Той не выиграл враг!
Нет же, нет! А иначе
Даже мертвому – как?
Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам – всё это, живые.
Нам – отрада одна…
14. Значение стихотворения и его влияние на личность юного читателя: память о Великой Отечественной войне живет в душе автора с пронзительной неутихающей болью является частью его мироощущения, живущие сегодня должны знать и помнить, кому обязаны счастьем жить. Стихотворение - поэтическое завещание каждому из нас.
- Кто есть лирическим героем этого стихотворения?
- Что волнует неизвестного солдата?
- Обвиняет лирический герой кого – то в своей смерти и смерти других?
- С какой целью обращается герой к живым?
- Что есть счастьем для убитого бойца?
- В чем суть завета погибшего солдата?
11. Составить синквейн.
12.Выставление оценок. Дом.задание
13.Песня