Открытый урок по стихотворению А. Твардовского Я убит подо Ржевом


Открытый урок в 6,7,10,11 классах
« ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
В СТИХОТВОРЕНИИ А.Т. ТВАРДОВСКОГО
«Я УБИТ ПОДО РЖЕВОМ»

Тема: « Проблема исторической памяти в стихотворении А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом»
Форма урока: урок применения метапредметных и предметных знаний
Используемые технологии: личностно ориентированная технология, коммуникационная технология (организация совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией), ИКТ
Цель: обучение анализу стихотворения А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом»Задачи:
- углубление знаний о средствах художественной выразительности;
- развитие навыков выразительного чтения;
- наблюдение взаимосвязи литературы с другими видами искусства;
- воспитание чувства неприятия войны и бережного сохранения памяти о погибших за свободу своей Родины.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные результаты:
– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Познавательные результаты:
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации.
Коммуникативные результаты:
- умение слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.
Регулятивные результаты:
- умения планировать свою деятельность.
Метапредметные результаты:
— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.
Оборудование: компьютерная презентация, аудиозапись музыкальных произведений на стихотворный текст, иллюстративный материал, текст стихотворения, листы самооценки
Ход урока
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
(Слайд №1)
Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами, которые помогают нам праведно, счастливо, достойно идти по жизни.
Учитель подводит учащихся к осознанию темы: на фоне музыки Альбиони читает строки стихотворения «Ветер войны».
(Слайд №2)
Учитель Как было много тех героев, Чьи неизвестны имена. Навеки их взяла с собою, В свой край, неведомый, война. Они сражались беззаветно, Патрон последний берегли, Их имена приносит ветром, Печальным ветром той войны. Порой слышны, на поле боя, Через десятки мирных лет: Прикрой меня! – Прикрою, Коля! И вспыхнет вдруг ракеты свет. А Коля, в этом тихом поле, Лежит, не встанет никогда… Лишь горький ветер, нам порою, Напомнит страшные года.
Сегодня мало кто заплачет Придя к могилам той войны, Но это все-таки не значит Что позабыли Колю мы. Мы помним, помним это горе. Осталась в памяти война, И Русское, родное, поле Приносит ветром имена.
Степан Кадочников
2.Определение темы, цели, учебных задач урока.
Учитель - Вы внимательно слушали стихотворение и, наверное, догадались, какая тема будет предметом нашего разговора на уроке. Ваши предположения? (будем говорить о войне, о солдатах, погибших в боях за Родину).
-Да, вы правы, в центре внимания на уроке будет стихотворение, посвященное погибшим воинам в ВОВ «Я убит подо Ржевом», написанное А. Твардовским.
(Слайд №3)
(Слайд №4)
Чтение и анализ стихотворения. Видео, читают ученики.( презентация)
Учитель : Мы прослушали текст, определите главную тему стихотворения.
Сформулируйте тему урока: «Проблема исторической памяти в стихотворении А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом»
(Слайд №5)
- Давайте попробуем назвать цель урока. Посмотрите на экран, выберете приемлемые для вас. (Научиться выразительно читать стихотворение, анализировать его)
- Исходя из темы и цели урока, поставьте учебные задачи.
(мы должны узнать историю создания стихотворения, замысел определить идею (главную мысль), выявить художественно-изобразительные средства, символические образы, авторскую позицию).
(Слайд №6)
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Учитель Об истории написания стихотворения.
Среди огромного количества стихов и песен о войне – патриотических и лирических, героических и печальных, грустных и даже весёлых — есть стихи, в которых война, бои, гибель солдат представлены через восприятие погибших: прямо от их лица или авторскими словами. Это особый взгляд на войну. Как мне кажется, такой взгляд позволяет почувствовать ужас войны намного сильнее. Да, такие стихи не зовут к подвигам, не устремляют к победам. Они даже не передают огромное людское горе, которое всегда сопровождает войны. Но, читая такие стихи или слушая такие песни, можно неожиданно почувствовать себя как бы погибшим на той войне и острее понять эту боль. Когда слышишь, что «каждый четвертый … пал на войне», то не ощущаешь этого огромного количества. А когда подумаешь, что это ты погиб, то это, безусловно, глубоко трогает и действительно заставляет задуматься.
(Слайд №7) Истории написания стихотворения.
В августе 1942 года состоялось знаменитое сражение подо Ржевом, которое вошло в историю Второй мировой войны как одно из самых кровавых и продолжительных. До сих пор еще живы очевидцы этих трагических событий, которые утверждают, что видели самый настоящий ад на земле.
(Выступление учащегося, краткая история военных событий)
(Слайд №8)
1 ученик Ржевская битва 1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками.
В лесах подо Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек. После ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят - немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции.
Участник этих событий маршал Советского Союза В. Г. Куликов назвал ориентировочную цифру общих потерь Красной Армии на Ржевской дуге - 2 миллиона 60 тысяч человек.
Этой трагической странице в истории русско-немецкого противостояния Александр Твардовский посвятил свое стихотворение «Я убит подо Ржевом».
(Слайд №9) 2 ученик Вначале оно имело другое заглавие – «Завещание воина». Какие же жизненные факты побудили поэта к его написанию? В небольшой статье «О стихотворении "Я убит подо Ржевом"» автор отметил запавшие в его память два эпизода. Поездка осенью 1942 года под Ржев. Там шли тяжёлые бои. Осложняло положение наших войск  страшное бездорожье. "Впечатления этой поездки, – писал Твардовский, – были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце". Запечатлелась также встреча в московском трамвае с офицером-фронтовиком, который приехал на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, и должен вновь вернуться на фронт. Он был "такой выкрученный, перемятый, как его потемневшая от многих потов гимнастёрка".

3 ученик Многие литературоведы, считают, что поводом для написания стало другое реальное событие, судьба реального человека. Его герой — Владимир Петрович Бросалов. Матери Бросалова прислали похоронку, в которой говорилось, что её сын погиб. Во время контратаки его тяжело зранило и полностью завалило землёй. Однако, позднее выяснилось, что Бросалов жив и находится в госпитале имени Н.Н.Бурденко. Этот госпиталь посещал Александр Твардовский. Случилось так, что мать Владимира Петровича показала Твардовскому извещение о смерти сына и рассказала историю, приключившуюся с ними. Прочитав похоронку, Твардовский сказал, что обязательно напишет стихи о боях за Ржев.
(Слайд №10)
  Учитель Проходили годы, война все дальше отодвигалась в прошлое, но боль от ощущения потерь не уходила. Чем краше становилась жизнь, тем все острее чувствовал поэт необходимость напоминать о тех, кто заплатил за это своей кровью. Знаменательные даты и события нередко служили Твардовскому поводом для того, чтобы лишний раз заставить читателя вспомнить о тех, кто погиб, отстаивая будущее своего, народа.
(Слайд №11)
- Учитель Вы прослушали стихотворение, ответьте на вопрос, каким чувством проникнуто стихотворение?
Ученик 4 Сам Твардовский писал: "Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжение всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».
Учитель -По форме стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом» представляет собой монолог - нравственное завещание убитого в боях подо Ржевом солдата своим соотечественникам и единомышленникам – тем, кто остался сражаться с фашизмом.  От чьего лица идет повествование?
Ученик 1 Повествование ведётся от лица бойца, павшего за свободу родины.
Я убит подо Ржевом,В безымянном болоте,В пятой роте,На левом,При жестоком налете.
Ученик 2 Поэту удалось создать собирательный образ поколения, оставшегося на полях сражений, честно выполнившего свой долг до конца. Да, им хотелось жить и любить, растить хлеб и детей, но пришла суровая година войны, и люди встали живым щитом и не дрогнули, а ушли — только мертвыми. ( Читает дальше)
Наши очи померкли.
Пламень сердца погас,
На земле по поверке
Выкликают не нас.
Учитель Твардовский как бы дал голос погибшему воину. Его речь сохраняет все черты речи живого человека, она насыщена пословицами, поговорками с непременным военным просторечием. Найдите в тексте примеры.
Ученик 3 («И ни дна ни покрышки», «Ни петлички, ни лычки»).
Учитель -В могилах неизвестных солдат лежат останки наших воинов. Герой Твардовского не похоронен – хоронить нечего. Получается, что человек бесследно исчез?
Ученик 4 Лирический герой, уже после смерти, снова как бы находится среди живых. Он не исчез бесследно. Он невидим, он растворен в природе, в воздухе, которым дышат его соотечественники, оставшиеся жить после его смерти.
Я — где ваши машины
Воздух рвут на шоссе...
- Он в земле, по которой они ходят:
Я — где корни слепые
Ищут корма во тьме...
-В облаке ржаной пыли, которую они убирают:
Я — где с облачком пыли
Ходит рожь на холме...
Учитель Убитый «чувствует» себя участником труда живых. Но какова главная его забота сейчас?
Ученик 5 Он хочет знать, как воюют его сограждане, каковы их успехи в ратном деле.
Учитель Найдите строки, подтверждающие наши мысли.
Ученик 5 («Наш ли Ржев наконец?», «Неужели до осени/ Был за ним уже Дон,/ И хотя бы колесами/ К Волге вырвался он?).
Учитель Твардовский дает возможность через мысли и чувства убитого солдата узнать о поражениях и военных успехах. Читатель мысленно восстанавливает, вспоминает ход Великой Отечественной войны. Какие местоимения использует автор?
Ученик: 1 Наш, ваш. С одной стороны, погибший солдат уже отдален смертной чертой от живых и для него они находятся по ту сторону смерти («ваши машины», «ваши спины» и т. д.), но с другой — он не может мыслить себя вне родной земли, вне своих воинов-братьев. Мысленно он с ними, хотя уже не в силах встать рядом. Отсюда: «Наш ли Ржев...», «Удержались ли наши...». Разъединяясь, он тут же объединяется с живыми, хотя и осознает грань между ним и живущими. Получается так, что чувства и мысли убитого воина как бы «перетекают» в живых, становятся их мыслями и чувствами, а живые сохраняют верность тем движениям души, которые звали на битву погибшего героя. 
Учитель Обвиняет лирический герой кого – то в своей смерти и смерти других?
Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они — кто старше, кто моложе Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь,— Речь не о том, но все же, все же, все же...
Ученик 3 Я думаю, что он не винит никого в смерти, хотя никто не хочет умирать, но война, обстоятельства на войне жестоки. Возможно, что отчаянное все же, всё же подводит к размышлению, что могло быть меньше потерь подо Ржевом, об этом говорят исторические документы. Но погибший воин знает, что он умирает, защищая свою землю. Именно потому, что воин отдал жизнь за Родину, слово «родина» становится главным словом в его скорбном монологе.
Учитель Ребята, есть ли в стихотворении образы-символы? (образ матери-родины)
Ученик 2 Да есть образ матери родины. Для поэзии Твардовского необычайно характерно исстари быᴛᴏʙавшее в народе представление общности матери и Родины.Мать — хранительница не только семейных, но и общенародных традиций. Прибрежные травы вырастают до образа матери-родины, сплетающей нескончаемый саван вечной памяти по ушедшим в бессмертие.
Учитель Погибший, он остался в строю, он вместе с живыми, потому что его чувства и идеи, за которые солдат отдал жизнь, не умирают, а остаются вечными. И святая память о нем — это то дело, которое он оставил после себя. В чем суть завета погибшего солдата?
Завещаю в той жизниВам счастливыми бытьИ родимой отчизнеС честью дальше служить.
Учитель Итак, тема стихотворения?
Ученик 5 Память о погибших за свободу Родины
Учитель Правильно. Твардовский в другом произведении призывал:
Прошла война,
прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте люди никогда об этом не забудем!
Учитель Определим идею произведения. Для чего Твардовский написал это стихотворение?
Ученик 4 Это стихотворение - протест против войны, завещание живым: быть счастливыми, служить родине, не забывать погибших
Беречь Родину – лучшая память о павших в боях:
...Беречь её свято,
Братья, счастье своё –
В память воина - брата,
Что погиб за неё.
Учитель: Великая Отечественная война – для вас, ребята, далёкая история, но я думаю: не безразличная, ваши сердца затрагивает подвиг погибших солдат, ваших дедушек и прадедушек. Несомненно, что война отозвалась в судьбе твоей семьи, твоих близких, родных. Одним из двух миллионов погибших подо Ржевом, автором этого завещания потомкам является рядовой боец, уроженец Астраханского округа Сталинградской области Джумагалиев Бураш. ( фото)
Кассамединов Адильбек. ( на фоне презентации) и музыки-минус «Журавли» Джумагалиев Бураш – мой прадедушка, прадедушка семьи Далекеевых, Нажметдиновых, Джумагалиевых, Кассамединовых. Призван на фронт в 1941 году, а в 1942 году 26 сентября погиб в тяжёлых боях в Калининской области, в Ржевском районе, под деревней Коростылёво. Вот документы, удостоверяющие его гибель. ( слайды). Но они появились в наших семьях год назад. Когда в 1942 году пришла похоронка на него, наша прабабушка Орунша в отчаянье сожгла её, не веря в его смерть. Поэтому долгие годы мы не знали, где же место его захоронения, пока в Книге Памяти не появилась запись: ( слайд). Это первое место захоронения, после останки погибших были перезахоронены в Братской могиле, в деревне Бахмутово. Год назад моя сестра Джумагалиева Иллира после долгих запросов смогла найти точное место захоронения. На 9 мая в год 70-летия Победы вместе с родными она приняла участие в митинге на Ржевской земле, поклонившись могиле деде, отдав дань памяти.
Светлана Махмудовна:
( слайды)

(Слайд 12)
Учитель Ребята, я предлагаю всем встать и минутой молчания почтить память всех погибших советских солдат в Великой Отечественной войне. (Звук метронома)
Учитель Александр Твардовский, военный корреспондент, переживший страшные годы войны, воссоздал исторически правдивую, натуралистическую картину сражений, гибели воинов подо Ржевом . Автор с документальной точностью в первой же строфе указывает конкретное место гибели героя. Зачем?
Ученик: 2 Документальность придает стихотворению достоверность, обостряет боль потери. Перед нами не просто обобщенный образ солдата, а реальный человек.
Учитель - Какова тональность стихотворения?
Ученик:4 Происшедшее описывается без лишнего пафоса, просто и страшно: Читаем строки: Я не слышал разрыва…) Учитель: Чувства автора, его повествование, слово достоверно, обобщённо, просто, образно. Давайте посмотрим, какие средства художественной выразительности помогли поэту раскрыть тему, идею и свою позицию? Разделимся на 3 группы. Первая группа проводила анализ поэтической лексики, вторая - фонетики, третья исследовала поэтический синтаксис и интонационные фигуры. Теперь обсудите вместе. Время работы в группах 2 минут.
Заслушивание результатов исследований в группах. Комментарии учителя и учащихся. Обобщения, выводы.
- Какие выводы в ходе исследований сделала каждая рабочая группа?
1 группа. Таблица исследования поэтической лексики.
Художественное средство примеры Для чего использовано
Эпитеты Безымянное болото
Грозное, горькое право
Последняя пядь
Клятва святая
Вражья земля
Залпы победные
Горький год Придают речи изобразительность, выражают отношение автора к предмету или явлению
Архаизмы Наши очи померкли
Пламень сердца погас
Эта кара страшна
Да исполнится слово
Клятвы святой Придают речи торжественность, пафосность, передают величие совершенного подвига
Просторечия Там, куда на поминки даже мать не придет,
Есть отрада одна
Было все на кону
И ни дна ни покрышки Народно – разговорные выражения придают речи вид и звучание живой устной разговорной речи
Воинская лексика, термины На земле на поверке
Задачи той не выполнил враг Подчеркивают профессиональную принадлежность солдата
Антонимы Мертвые – живые
Что живы – что пали
(земля) своя – чужая
Горевать - ликовать Помогают ярче изобразить противоположные предметы и явления
Синонимы Мертвые =павшиеБратья = побратимы = товарищи верные Помогают точнее выразить мысль, избегая повтора
Сравнения Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец… Передает длительность и болезненность происходившегоМетафоры машины воздух рвут
речка травы прядет Помогают точнее выразить мысль
Группа 2.Таблица исследования поэтической фонетики:
Художественное средство Примеры Для чего использовано
Анафора
Повторяющееся начало с местоимением «я»
(1 -ая, 2 - ая, 4 – ая, 5 –ая строфы) Придает речи певучесть, передается голос лирического героя через звуки природы: то ли ветер, то ли вода журчит – герой растворен в природе
Ассонанс
В 4 – ой и 5 – ой строфах нагнетение гласных звуков Усиливает выразительность речи, придает плавность, певучесть, сказовость – говорит не живой
Звукоподражание
Я – где ваши машины
Воздух рвут на шоссе Повтор шипящих звуков передает движение шин на дороге – мимо лирического героя проходит чья-то жизнь
Группа 3.Таблица исследования поэтического синтаксиса
Художественное средство примеры Для чего использовано
Инверсия На дороге военной
Товарищи верные
Счастье безмерное
Дело святое Нарушение общепринятой последовательности слов усиливает внимание к смыслу фразы, создает акцент на последнем слове
Риторические вопросы Наш ли Ржев, наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?
К Волге вырвался он?
А иначе даже мертвому – как? Стихотворение – монолог павшего воина, поэтому он задает вопросы, не ожидая получить ответ. Но вся его тревога, волнение – в этих вопросах.
Риторические восклицания Нет, неправда. Задачи
Той не выиграл враг!
Нет же, нет! Выражают сильные эмоции: павший отказывается верить в отступление
Рефрен Я – где корни слепые
Я – где с облачком пыли…
Я – где крик петушиный
Я – где ваши машины…
Усиливает эмоциональное воздействие, выразительность, значимость
Учитель Итак, перед нами действительно шедевр русской поэзии, в основе которого высокое чувство, глубокая мысль и высочайшее мастерство автора. 
Учитель Александр Трифонович Твардовский знал о войне не понаслышке, сам прошел трудными ее дорогами многие сотни километров, оттого и стихи его, правдивые и суровые, полны исторического оптимизма, веры в неизбежную победу русского оружия. Написанное более 60 лет назад, стихотворение Твардовского звучит и сегодня злободневно, современно. Оно как привет поэта из века ушедшего веку идущему и напоминание о том, что война- это ужас, это горе, это то, что не должно повториться! Мы обязаны помнить о всех погибших в этой страшной войне. Это авторская позиция. Стихи, которые мы сегодня прочитали,- это не просто программные литературные произведения это память народа, память сердца. Это «уважение к минувшему», героическому прошлому. Это обязанность гражданина и патриота беречь Родину.
Учитель

5. Рефлексия. (Слайд 14)
- Вернемся к нашему плану. Проверим, все ли намеченное мы выполнили на уроке? Что вам особенно удалось сегодня? Какой момент урока был для вас наиболее интересным? Когда вы чувствовали себя эмоционально взволнованным? Почему?
(Слайд №15)
Оцените по листу самооценки свою работу на уроке.
6. Домашнее задание: (Слайд №16) по выбору:
-выучить стихотворение наизусть;
-найти стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом» в музыкальном исполнении.
ИСТОЧНИКИ:
http://www.kostyor.ru/biography/?n=91http://www.studbirga.info/analiz-stixotvoreniya-a-tvardovskogo-ya-ubit-podo-rzhevom/http://www.tepka.ru/literatura_9.2/43.htmlhttp://bibliofond.ru/view.aspx?id=79929http://litfac.ru/http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00050101184773068844yandex,ru (фото)
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/08/11/urok-analiza-stikhotvoreniya-attvardovskogo-ya-ubit-podo